Версия // Культура // Пушкинский музей отмечает юбилей

Пушкинский музей отмечает юбилей

2630

Сто лет видели

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Этот год – юбилейный для одного из главных музеев страны – Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Ему исполнилось 100 лет. Именно в ГМИИ россияне увидели самую знаменитую картину в мире – «Джоконду» Леонардо да Винчи, здесь состоялись сенсационные выставки Тёрнера, Шагала, Дали, Караваджо, здесь показывали золото Трои и т.д. Одной из лучших в России является и собственная коллекция музея. О самом интересном в столетней истории ГМИИ рассказывает корреспондент «Нашей Версии».

Создать художественно-образовательный и общедоступный музей в Москве пытались в XIX веке неоднократно. Ещё в 1831 году свой проект предлагали княгиня Зинаида Волконская и академик Степан Шевырёв, в 1858 году концепцию музея разрабатывал профессор Карл Гёрц, а в 1864 году этим занимался директор Московского публичного и Румянцевского музеев Николай Исаков. Но лишь в конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила Петербургская Академия художеств. Разработал условия конкурса профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Цветаев, отец Марины Цветаевой.

Победителем конкурса стал архитектор Роман Клейн, которому и доверили разработку окончательного варианта музея. Правление МГУ организовало ему длительную командировку в Европу, Египет и Грецию для изучения новейших достижений музейного дела. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг и Владимир Шухов — автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея.

Здание строилось по последнему слову строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный музей лучше всего при естественном освещении и открыт он будет лишь в светлое время суток.

31 мая 1912 года состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III. Первым директором музея стал Иван Цветаев. Первоначально коллекция была сформирована им из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева. В музее стали формировать и собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Благодаря различным меценатам удалось получить шедевры итальянской живописи и декоративного искусства XIII–XV веков, итальянские скульптуры XVI–XVII веков, канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII–XIX веков, коллекцию графики старых европейских и русских мастеров.

Революция 1917 года принесла перемены и в музей. В апреле 1923 года Наркомпрос принял решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Дмитрия Щукина), собрания Генриха Брокара и других частных коллекций, национализированных после революции. В течение года в музей поступали картины, а в ноябре 1924 года открылись первые залы новой картинной галереи. В 1930 году собрание ГМИИ пополнили также картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида, переданные из Эрмитажа.

По теме

В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году музею присвоили имя Александра Сергеевича Пушкина. Коллекция увеличилась после окончания Второй мировой войны, когда в Москву привезли картины из Дрезденской галереи, а также «клад Приама», найденный Генрихом Шлиманом на месте Древней Трои. Впрочем, собрание Дрезденской галереи вскоре вернули властям Восточной Германии.

В 1948 году после закрытия Государственного музея нового западного искусства часть его собрания досталась ГМИИ (другая часть отошла Эрмитажу). Экспозицию пополнили шедевры из конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова: полотна Ван Гога, Моне, Дега, Ренуара, Сезанна, Пикассо и других западноевропейских и американских мастеров конца XIX – начала XX века, а также свыше 60 скульптур.

В 1961 году ГМИИ возглавила Ирина Антонова. В 1974 году в ГМИИ из Лувра привезли «Джоконду» Леонардо да Винчи, и москвичи стояли в очереди целый день, чтобы посмотреть в течение всего 15 секунд на самое знаменитое полотно в истории человечества. Найти гигантскую сумму на страховку удалось благодаря настойчивости Антоновой и поддержке тогдашнего министра Екатерины Фурцевой.

«Мона Лиза» находилась в Токио, а назад возвращаться должна была через Москву, – вспоминает Ирина Антонова. – Мы об этом узнали и подумали, что надо попробовать выставить её у нас. Нужно было прийти к Екатерине Алексеевне Фурцевой и сказать, что хорошо бы «Джоконду» остановить. И Фурцева остановила, даже не понимая, что этого нельзя сделать!»

Высокая репутация Ирины Антоновой в музейном сообществе позволила представить и другие уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко отправляют за рубеж. Это «Антея» Пармиджанино из Музея Каподимонте в Неаполе (2007), «Святое семейство» Мантеньи из Государственных собраний Дрездена (2009), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана из Галереи Палатина во Флоренции (2008).

В 1982 году в музее состоялась большая выставка «Москва – Париж». Это была одна из самых авангардных художественных выставок XX столетия, на которой показывали работы Малевича, Кандинского, Филонова... Кстати, другие советские музеи принимать её отказались, так как пришлось бы выставлять запрещённых художников. «Тогдашний директор Третьяковской галереи сказал: «Через мой труп!» Мы не устилали дорогу своими или чужими костями. Тут же пригласили экспозицию из Центра Помпиду к себе и оказались правы, – рассказала Ирина Антонова. – Я помню, как готовили эту выставку и чуть ли не по граммам взвешивали, сколько будет реалистов, а сколько формалистов и абстракционистов, высчитывали правильную пропорцию, чтобы избежать обвинений в крене в ту или иную сторону. На протяжении месяца каждое моё утро начиналось с того, что в 10 часов я приходила в музей и принималась «тасовать колоду», развешивая картины по залам. Искала баланс…»

В последние годы музей пытается расширить свою территорию, чтобы иметь возможность показывать то, что хранится в запасниках. Концепция своеобразного «музейского городка», о котором мечтал ещё основатель музея Иван Владимирович Цветаев, уже давно разработана. По предложению Ирины Антоновой к участию в работе по реконструкции музея был привлечён один из крупнейших мировых архитекторов, имеющий большой опыт в области современной музейной архитектуры, – сэр Норман Фостер (Великобритания). Масштабная реконструкция ГМИИ должна быть закончена в 2018 году.

«Я рассчитываю, что государство окажет необходимую поддержку, как было до сих пор, – поделилась директор музея. – Проект подкреплён огромной суммой, которая, если говорить откровенно, появилась во многом благодаря заинтересованному участию в нашем начинании Владимира Путина. В минувшем декабре он приезжал в музей, подчеркнул, что пора переходить от разговоров о реконструкции к делу, и подтвердил: на проект выделено 23 млрд рублей, их должно хватить на всё, если деньгами грамотно распорядиться. Сейчас у нас открыта выставка, посвящённая истории музея. Один из разделов рассказывает, в частности, об этом проекте. Мы публикуем там макет развития. Дело в том, что всё начиналось с 9 тыс. экспонатов и 180 тыс. зрителей в год. Сейчас 700 тыс. экспонатов. В прошлом году у нас было 1200 тыс. посетителей. Это совсем иные формы и время работы».

В музее появилось несколько новых отделений, которых не было при его создании. Нужны помещения для работы с детьми, для библиотеки, для хранилищ и реставрационных мастерских, для новых отделений. «Только библиотека увеличивается более чем на 2 тыс. книг каждый год, – поясняет Ирина Антонова. – Кроме того, мы покупаем какие-то произведения искусства, растём. К нам приходит всё больше детей. Примерно половина посетителей – дети. Всё это требует расширения и развития музея».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.06.2012 19:25
Комментарии 0
Наверх