Версия // Власть // Просчёты власти чреваты гражданской войной

Просчёты власти чреваты гражданской войной

4785

Как народу править?

Просчёты власти чреваты гражданской войной. фото: EPA/ТАСС
В разделе

Избирать ли мэра всенародно? Что дозволено депутату? Как распределять полномочия по этажам власти? Пожалуй, сегодня это самые спорные вопросы в российской политической повестке. Как решают их в Сербии и других европейских странах, рассказывает политолог Предраг РАИЧ.

- Предраг, у вашей страны был опыт социалистического самоуправления. Жили вы лучше испанцев, итальянцев, границы были открыты. И, видно, тот опыт не пропал зря. На избирательные участки стоят очереди, в домовые советы альтернативные и порой жёсткие выборы, поэтому подъезды и дворы в чистоте и порядке.

– Да, опыт аналогов не имеет. Творцом системы был ближайший соратник Тито Эдвард Кардель, который убедил его порвать со Сталиным и строить социализм по своему образцу. Система была практически идеальной, если бы не коммунисты, которые её создали. В стране было три табу. Не подвергать сомнению социалистический выбор, интернационализм и беспорочность правителя Тито. В остальном же в партии и обществе шла открытая дискуссия. Органы местного самоуправления назначали всех руководителей предприятий и организаций на своей территории, включая и начальника полиции. Вертикаль оставалась только в судебной системе, и судьи обязательно были членами партии.

Каждый коллектив мог в любой момент сместить своего начальника, и местный орган власти не имел права назначить его повторно. Конечно, это полностью не исключало коррупцию. Однако она проявлялась в виде непотизма. На тёплые местечки назначали родичей, друзей, любовниц, давали им квартиры. Украсть же что-то с предприятия, когда любой мог сказать: «Ты вор и нам не нужен», было практически невозможно.

– Как сейчас строится система управления в стране?

– Структура осталась та же, что и при коммунистах. Внизу так называемые местные единицы. У них есть советы, я избран в один из них. На 14 тыс. населения нас 8 человек. Раз в месяц собираемся. Но ни материальных ресурсов, ни полномочий нет. Это скорее инструмент общественного мнения. Кстати, при коммунистах такие советы имели и финансовые ресурсы, без их согласия вы не могли что-либо построить или проложить дорогу…

После отмены кадровых коммунистических фильтров начался настоящий разгул демократии. Если избранный мэр был от одной партии, а депутаты от другой и вспыхивал конфликт – разрешался он так: раз в полгода совет мог вынести вопрос о доверии мэру на референдум. Но, если избиратели подтверждали своё доверие, мэр мог распустить местный совет. В общине Кула, где всего 19 тыс. жителей, за три года прошло восемь выборов и референдумов, поглотивших львиную долю местного бюджета. Не всё гладко и в распределении полномочий между мэром и сити-менеджером. Если первый оказывается чисто декоративной фигурой, инвесторы и бизнесмены норовят напрямую решать все вопросы со вторым. А за ним нужен глаз да глаз.

– И как организован досмотр?

– Бюджет утверждают депутаты и следят за его исполнением. Даже в небольших общинах они работают на полупостоянной основе. Получают треть средней зарплаты и неделю в месяц посвящают депутатским обязанностям.

– В России постоянно сетуют на бесправие местного самоуправления, на нехватку средств. Ставят в пример другие страны, где практически все функции управления переданы низам.

По теме

– В Сербии на муниципальном уровне остаётся 7% доходов, но центр финансирует и все зарплаты местных служащих. Если учесть их, то 34–35%. Думаю, что на этапе становления новых общественных институтов вертикаль должна быть пожёстче. В Молдове олигарх Плахотнюк контролирует не только парламент, в котором его партия в одну каденцию увеличилась с 19 депутатов до 42 за счёт перебежчиков, но и практически всю исполнительную власть. Что уж говорить о небольших районах и городах, где у олигархов местного розлива везде расставлены свои люди. Это частое явление в странах Восточной Европы. Уверен: сталкивались с ним и в России. Что касается Западной – везде по-разному. Германия и Австрия сильно децентрализованы. А в Голландии жёсткая вертикаль.

Каталонский сепаратизм породила федеральная власть в Мадриде. Предложили провинциям брать суверенитета сколько захотят. Кто победнее, не стали расширять полномочия и траты из своего бюджета. А богатая Каталония взяла на себя все государственные расходы, в том числе и на полицию. Что осталось в Мадриде? Центробанк? Так у нас евро. Оборона и внешняя политика? А кто нам угрожает? Франция, что ли? Было с чем выходить на референдум о независимости. Но там же половина населения из других провинций, они считают себя испанцами, говорят по-испански, боятся, что при отделении окажутся людьми второго сорта. На Балеарских островах говорят по-каталонски, но отделяться не хотят. Вот вам и предпосылки для гражданской войны. А началось всё с укрепления местного самоуправления.

– Не зря в русском языке кроме слова «самоуправление» есть слово «самоуправство».

– В сербском только одно. Самоуправство и значит самоуправление. О чём это говорит? Заглядываясь на чужой опыт, надо учитывать собственные традиции, зрелость общественных институтов, менталитет. И система управления должна идти за быстро меняющейся жизнью, а не пытаться ей мешать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.05.2019 18:14
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх