Версия // Власть // Правительство Медведева готовит в России топливный бунт?

Правительство Медведева готовит в России топливный бунт?

11945

Бензоподсос

Правительство Медведева готовит в России топливный бунт? фото: Артём Коротаев/ТАСС
В разделе

Российский топливный рынок в кризисе – гнать топливо и нефть на экспорт по-прежнему выгоднее, чем продавать внутри страны. Тем временем уже известно, что акцизы в следующем году всё равно вырастут, отчего цены на бензин подскочат. Ситуация выглядит так, будто страну специально облили горючей жидкостью. Будет достаточно одной искры, чтобы в 2019-м она вспыхнула как факел. Неужели с этим ничего нельзя сделать?

На прошлой неделе правительство обсудило с нефтяниками меры по стабилизации топливного рынка. При этом, как подчеркнул вице-премьер Дмитрий Козак, кабинет не планирует отказываться от повышения акцизов, намеченного на 1 января. Эксперты считают, что на фоне остальных фискальных нововведений такой шаг приведёт к новому резкому скачку цен на бензин в рознице. Об этом говорили практически все участники круглого стола по поводу стабилизации цен на горючее, который состоялся в ТАСС. Накал дискуссии был очень острым, мы использовали в этом материале лишь самые взвешенные комментарии экономистов.

Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, считает, что после Нового года топливо неизбежно подорожает сразу на 7 рублей. «Правительство повышает сразу три налога: НДС – плюс 50 копеек к цене бензина, НДПИ – плюс ещё рубль, акциз – плюс 5,5 рубля. Всего – 7 рублей», – сказал Танкаев. Он уверен, что повышение цен на бензин на 15% не останется без реакции населения. «Как оно отреагирует? Понятно как – вспомните последние выборы», – добавил эксперт.

Рост вместо снижения

Руководители крупных нефтяных компаний неоднократно указывали на то, что рост цен на бензин напрямую связан с ростом акцизов. «Мы считаем, что не надо с

1 января поднимать акциз на бензин ещё на 3 рубля при такой ситуации на внешнем рынке», – сказал недавно в интервью газете «Ведомости» президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. По его словам, дорожные фонды совсем необязательно привязывать к акцизу, можно наполнять их за счёт общих бюджетных поступлений.

О том, что акцизы нужно снижать, а не повышать, говорил и глава «Газпром нефти» Александр Дюков. Третий крупный игрок, «Роснефть», считает, что правительству необходимо подумать о механизме плавающих ставок акцизов на моторное топливо, которые находились бы в обратной зависимости от изменения котировок на нефть. Это не единственное предложение. По мнению директора Центра политической информации Алексея Мухина, логичной выглядит и другая идея «Роснефти»: поставлять на переработку на российские НПЗ 17,5% всей добытой нефти. «Это – весь объём внутреннего рынка. В случае реализации этого предложения исчезает риск возникновения дефицита дизельного топлива и бензина», – отметил Мухин. В свою очередь, пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев добавил, что компания предлагает обязать всех без исключения нефтяников реализовывать на бирже все нефтепродукты, полученные из этих 17,5%. Впрочем, он уточнил, что это станет возможным «только если биржа готова квалифицировать своих участников, чтобы это были реальные розничные сети, а не оптовики, трейлеры, перекупщики, посредники».

Доманеврировались

Понятно, что нефтяные компании – главный источник наполнения бюджета. По самым оптимистичным прогнозам, бензиновый акциз в следующем году позволит государству заработать порядка 300 млрд рублей, дизельный – около 150 млрд рублей. Однако при этом бюджет-2019 свёрстан с профицитом почти в 2 трлн рублей. То есть деньги в казне имеются. Зачем же затягивать ещё сильнее топливную удавку?

«Обычно, когда есть деньги в бюджете, правительство снижает налоги – для развития своей экономики. Но если вы хотите уничтожить свою экономику, то вы их повышаете», – комментирует ситуацию экономист Михаил Делягин. Директор Центра политической информации Алексей Мухин предполагает, что, повышая в условиях профицитного бюджета акцизы, правительство изыскивает таким образом дополнительные средства для реализации майского «суперуказа» президента. По сути, кабмин задействует модель продразвёрстки, которая использовалась на заре советской власти.

«Обратите внимание: цель продразвёрстки – ВИНКи (вертикально интегрированные компании), потому что у ВИНКов есть обязательства по обеспечению внутреннего рынка, тогда как большая часть так называемых независимых компаний не обязана этого делать, – поясняет Мухин. – Более того, они уже выходят с инициативами компенсации в виде субсидий потерь, которые они понесут с повышением акцизов». В то же время, замечает он, часть компаний ведёт себя социально ответственно. Например, «Роснефть», которая поставляет едва ли не весь объём произведённого бензина на внутренний рынок, в то время как другие компании, главным образом частные, наоборот, увеличивают экспорт.

«В настоящий момент производство и продажа бензина убыточны. То есть рынок неликвиден. Соответственно и проблема с обеспечением рынка бензином постепенно растёт. Если не вернуть рынку ликвидность, будет то же самое, что было в 1996-м, в 2000-м, в 2008 годах. Мы это всё проходили. У нас такие кризисы постоянно. Причина этих кризисов одна – стремление регулировать рынок административными мерами, а не экономическими. И вот это административное регулирование в условиях рыночной экономики – божий бич», – заявил Танкаев.

По мнению Михаила Делягина, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, нужно снизить налог на добычу полезных ископаемых, который нефтяники платят внутри страны, и повысить экспортные пошлины. Проще говоря, повлиять на цены мог бы отказ от начатого четыре года назад налогового манёвра, который привязал цены на нефть внутри России к ценам на мировом рынке.

Смысл манёвра заключается в следующем: для нефтяников повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременно снижается экспортная пошлина. «В своё время к 2024 году в бюджет планировалось получить дополнительно 560 млрд рублей, – напомнил участникам круглого стола профессор Никита Кричевский. – А по моим подсчётам, только за этот год Минфин дополучит 3 трлн рублей. Ведь на старте налогового манёвра предполагалось, что акцизы не будут расти».

Правительство Дмитрия Медведева не выполнило этого условия. Акцизы не только не снижались, но и повышались. Результат такой политики мы все видели весной – летом 2018 года. В июне кабмину пришлось в экстренном порядке снизить акцизы. До этого нефтяники платили в бюджет по 11 тыс. рублей за тонну бензина и по 7 тыс. рублей за тонну дизеля. Хотя, если бы налоговый манёвр выполнялся так, как было задумано изначально, ставки акцизов к июлю должны были составить 4–4,5 тыс. рублей за тонну бензина и 2,5 тыс. рублей за тонну дизеля. Какими были бы цены на заправках при таком раскладе, представить несложно. Сейчас, по данным Федеральной антимонопольной службы, доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого проданного литра бензина составляет порядка 65%. В 2019 году она может увеличиться до 71%.

«Это прямой рикошет на все розничные цены. Дело в здравом смысле, которого ни у правительства, ни у других структур федерального уровня сегодня просто нет. Есть какая-то узкобюрократическая возня: чем будет хуже, тем мне будет лучше. Но в итоге пострадают-то все: и те, кто заваривал эту кашу, и все мы – потребители», – считает Кричевский. Он предположил, что правительство целенаправленно противопоставляет интересы коммерческих нефтяных компаний и граждан страны. При этом эксперт не считает реальным обещание Дмитрия Медведева ввести запретительные экспортные пошлины в случае дальнейшего роста цен.

Кому выгодно?

Таможенные пошлины на экспорт нефтепродуктов в последние годы стабильно снижались. В 2014 году экспортёры бензина платили по 330 долларов за тонну, а теперь – всего по 38 долларов. За четыре года правительство снизило пошлины в 9 раз! При этом только с начала 2018 года мировые цены на нефть сорта Brent подскочили на 14 долларов за баррель, а сама американская валюта укрепилась по отношению к рублю.

С учётом этих факторов рыночная стоимость нефти на внутреннем рынке России выросла на 38%, и всё равно нефтяникам выгоднее работать на экспорт. Сегодня некоторые крупные компании, в первую очередь частные, делают всё, чтобы максимизировать выручку. Так, за январь – август существенно выросли экспортные поставки у ЛУКОЙЛа (+67%) и «Газпром нефти» (+52%). Кроме того, со второго квартала 2018 года бензин Евро-5 начали поставлять на экспорт «Сургутнефтегаз» и Антипинский НПЗ, принадлежащий компании «Новый Поток».

Рустам Танкаев считает, что в таких условиях бессмысленно надеяться, что правительство сможет договориться со всеми нефтяными компаниями об удержании цен на одном уровне. Исправить ситуацию могла бы отмена акцизов на бензин и дизельное топливо, но кабинет Дмитрия Медведева на это, по всей видимости, никогда не пойдёт. Вполне возможно, что кабмин начнёт принимать рациональные решения в момент, когда горючее будет стоить по 70–80 рублей за литр и народ выйдет на улицы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.11.2018 13:01
Комментарии 4
Наверх