Версия // Власть // Почему экономические санкции очень редко достигают поставленных целей

Почему экономические санкции очень редко достигают поставленных целей

9363

В сговоре с врагом

В разделе

Санкции, наложенные на Иран президентом США Дональдом Трампом, начали сильно кусать экономику страны. Инфляция, казалось бы побежденная президентом Хасаном Рухани, вернулась с удвоенной силой, достигнув 31% в 2018 году. Согласно данным Международного валютного фонда, экономика в этом году может сократиться на 6%, а инфляция достигнуть 37%. Многие отрасли экономики испытывают серьезные трудности, а безработица растет.

Несмотря на проблемы, которую односторонние санкции Дональда Трампа причиняют Ирану, действительно ли они являются политикой «серебряной пулей», на что надеется Белый дом?

После Первой мировой войны правительства все чаще используют экономические санкции для достижения своих политических целей на международной арене. Однако, несмотря на вековой опыт, обоснование таких мер остается далеко не убедительным.

В последние десятилетия экономические санкции стали еще популярнее. Например, в 1990-х годах режимы санкций вводились в среднем примерно семь раз в год. Из 67 случаев введения санкций за прошлое десятилетие две трети были односторонними, введенными США. Во время президентства Билла Клинтона, согласно оценкам, около 40% населения мира, или 2,3 миллиарда человек, были подвержены той или иной форме санкциям США. Фактически, подавляющее большинство санкций вводятся крупными странами в отношении более мелких. В настоящее время в США введено около 8000 различных санкций по всему миру, причем Иран является крупнейшей государственной целью.

Кроме того, с 1960-х годов Совет Безопасности ООН установил 30 многосторонних режимов санкций в соответствии со статьей 41 Устава ООН. Наиболее успешные из них, возможно, сыграли ключевую роль в ликвидации режимов апартеида в Южной Африке и Южной Родезии (ныне Зимбабве). Помимо нацеливания на конкретные страны, ООН также ввела санкции в отношении негосударственных субъектов, таких как «Аль-Каида»***, «Талибан»** и, в последнее время, так называемого «Исламского государства»* (террористические организации, запрещенные в РФ).

Остается крайне сомнительным, что Иран изменит свою политику, не говоря уже о государственном устройстве, перед лицом санкций Трампа. Простая правда об экономических санкциях заключается в том, что, хотя они широко используются, они редко приносят результат. Всестороннее исследование 170 случаев введения санкций в XX веке показало, что только треть из них достигла поставленных целей. Другое исследование оценивает уровень успешности ниже 5%.

Такой высокий процент неудач говорит о том, что правительства часто используют ошибочные аргументы, объясняя введение санкций, не обеспечивая должного понимания их обоснованности и эффективности. Выделяются семь наиболее распространенных заблуждений.

Во-первых, санкции оправданы как более мягкая и гуманная альтернатива войне. Но подобная точка зрения недооценивает потенциал международной дипломатии для разрешения конфликтов. И на самом деле, санкции часто предшествуют войнам, а не предотвращают их: например, за тринадцатью годами международных санкций против Ирака последовало вторжение под руководством США в 2003 году.

Второй аргумент заключается в том, что «если санкции наносят ущерб, они работают». Но этот критерий эффективности не указывает на то, что считать успехом. Хуже того, идет вразрез с доказательствами, свидетельствующими о том, что даже если такие предметы первой необходимости, как продукты питания и лекарства исключены, санкции наносят ущерб многочисленным группам гражданского населения. Они тормозят экономический рост, подрывают производство и приводят к краху предприятий, что приводит к росту безработицы. Санкции могут также стимулировать инфляцию, ограничивая импорт и разжигая валютные кризисы.

По теме

В-третьих, санкции часто называют «умными» и «целенаправленными». Однако на практике комплексные экономические санкции являются коллективным наказанием. Они бьют по среднему классу и налагают непропорциональное бремя на самых бедных и наиболее уязвимых, которые, возможно, являются самыми большими жертвами тех режимов, которые санкции призваны наказать.

В-четвертых, некоторые правительства оправдывают санкции необходимостью защиты и поощрения прав человека. Но факты свидетельствуют о том, что организации гражданского общества и НПО, как правило, являются одними из главных жертв в результате санкций. Представляя санкции как иностранную агрессию и экономическую войну против своей страны, авторитарные режимы часто обвиняют правозащитников в сговоре с врагом.

Ситуация с Ираном соответствует этой схеме. Решение Трампа о выходе США из соглашения по иранской ядерной программе от 2015 года, в сочетании с введением нового раунда санкций, ободрило в Тегеране сторонников жесткой линии, которые теперь утверждают, что их недоверие к США было оправданным. Их позиции крепнут, а центристская администрация Рухани теряет поддержку. Точно так же санкции против Ирака Саддама Хусейна в 1990-х годах привели к уничтожению столпов гражданского общества, что способствовало насаждению радикальных идей, которые продолжают наносить ущерб этой стране и всему региону.

Пятое утверждение заключается в том, что санкции - необходимый и эффективный инструмент для смены власти в стране. Несмотря на случаи с Южной Африкой и Зимбабве, это, вероятно, самый слабый из семи аргументов - как показывает опыт таких стран как Северная Корея, Куба и Мьянма. Также блокада, наложенная на Катар Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном и Египтом с июня 2017 года, повысила популярность эмира и вынудила значительную часть населения сплотиться за ним.

В-шестых, санкции ослабляют целевые правительства. Но, ухудшая деловой и инвестиционный климат, экономические санкции наносят ущерб прежде всего частному сектору. Во всяком случае власть становится более централизованной и концентрированной, поскольку правительства все больше контролируют поставки стратегических товаров, учитывая их нехватку.

Наконец, санкции якобы эффективны в сдерживании распространения ядерного оружия. И этот посыл ошибочен. Со времени вступления в силу Договора о нераспространении в 1970 году четыре страны получили ядерное оружие: Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. Трое из них сделали это, находясь под санкциями.

В конечном счете успех или провал экономических санкций зависит от того, способствуют ли они смене режима или изменению поведения правительства. Учитывая существующие заблуждения относительно обоснования санкций, неудивительно, что, как мы, вероятно, вновь увидим в Иране, они так часто не достигают ни одной из целей. Что еще более важно, так это то, что дестабилизация Ирана сделает регион еще более опасным, чем когда-либо.

*
«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.
**
Верховный Суд Российской Федерации признал "Движение Талибан" экстремистской организацией, запрещенной на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003
***
Верховный Суд Российской Федерации от 13.11.2008 № ГКПИ 08-1956, вступило в силу 27.11.2008 признал организацию Аль-Каида экстремистской и запрещенной на территории России
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.06.2019 13:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх