Версия // Бизнес // Почему водные прогулки по Неве и другим водоемам Санкт-Петербурга давно и очень опасны

Почему водные прогулки по Неве и другим водоемам Санкт-Петербурга давно и очень опасны

15164

Человек за бортом

В разделе

На реках, каналах и в Финском заливе Петербурга каждое лето буквально не протолкнуться от разных судов и других плавсредств, многие из которых нелегальные. Из-за безалаберности одних, алчности других и слабой работы водной полиции навигация в регионе аварийна и крайне опасна.

Обычно навигация для маломерных судов в Санкт-Петербурге начинается в апреле-начале мая. Что только не выходит на воду: суда госорганов, прогулочные катера, частные яхты, ялики, гидроциклы, водомотоциклы и прочее нетонущее. Многие плавсредства имеют нелегальный статус, значительное число владельцев не обладают специальными правами для их управления, плюс некоторые «посудины» являются откровенными «ведрами». Все это приводит к тому, что водные дороги становятся едва ли не опаснее обычных.

Громкие ЧП

По закону маломерные суда должны регистрироваться

в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Санкт-Петербургу (ГИМС СПб). На сегодня на учете находится около 70 тысяч маломерных судов. ГИМС проверяет и техническое состояние посудин. «Ведра» просто не допускаются к эксплуатации. Однако, по данным водной полиции, на водоемах Санкт-Петербурга сейчас плавает не менее 100 тысяч разнообразных плавсредств разной технической кондиции. И скорее – более. «Вилка» возникает как раз за счет незаконных, «левых» судов и других средств передвижения по воде. Впрочем, совершенно точное количество нелегалов в этой сфере неизвестно никому. Незаконные катера, которые служат в коммерческой сфере, опасны тем, что на них вопреки всем правилам и инструкциям, зачастую вовсе нет спасательных жилетов, количество пассажиров может превышать допустимое, а команда слабо подготовленная и непрофессиональная. Другие плавсредства вроде гидроциклов, аквабайков и водомотоциклов опасны тем, что их использует в основном молодежь, которая игнорирует правила движения на воде. Конечно, это часто приводит к ЧП.

Так, 27 мая, в день рождения Санкт-Петербурга, в Финском заливе недалеко от Крестовского острова под «метеор» угодил 18-летний серфингист, член сборной России Артем Акимов. Летальная трагедия произошла в 3 часа дня, при хорошей видимости. Однако, как заявили в водной прокуратуре, спортсмен не имел права тренироваться в местах, где нон-стоп курсируют теплоходы. Но странно, что и капитан судна до последнего не замечал спортсмена под ярким малиновым парусом. Глава ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов говорит, что в петербургской акватории, в отличие, скажем, от Волго-Балтийского бассейна, не прописаны четко движения судов, места тренировки для спортсменов и яхтсменов, для одиночек на аквабайках и прочих. К тому же имеющиеся правила нарушают все кому не лень, на воде царит анархия.

Так или иначе, говорят в ГИМС, это ЧП - результат слишком большого количества плавсредств в питерских водоемах, которые на узких реках и каналах даже приводят в пробкам, прям как дорогах. Часто можно наблюдать, как прогулочные катера не могут разойтись где-нибудь на Фонтанке, их капитаны ругаются друг на друга не хуже обычных автолюбителей, разве что биты в данном случае доставать бесполезно. Когда никто не хочет уступать до конца, происходят «поцелуи» катеров, как это было 9 мая у Петропавловской крепости – хоть без жертв.

По теме

Еще раньше, 28 апреля, частный катер попал в Финском заливе недалеко от Канонерского острова в рыболовецкие сети и стремительно пошел ко дну. Два человека из девяти, бывших на борту, утонули. Как сразу отметили правоохранители, на борту было всего 8 спасательных жилетов. Главное, вся кампания употребляла алкоголь, а «водитель» не имел прав. В тот день еще и поднялся сильный ветер, и когда катер попал в рыболовецкую сеть, его банально перевернуло. Кстати, судно не было зарегистрировано в ГИМС. И это характерно. По данным этой организации, большинство попадающих в аварию на воде плавсредств – нелегалы.

Кстати, столкновения происходят и ночью, что затрудняет оперативный поиск попавших за борт. Спасатели точно быстро не прибудут. А вот когда они реально выручили, так это в июле 2010 года, когда два прогулочных катера «SIADO» и «Ижора» столкнулись в акватории Невы. Тогда в воде оказалось несколько десятков пассажиров! Спасатели прибыли мгновенно и спасли всех. Если бы не такая оперативность и относительная теплота воды, дело могло кончиться крупнейшей трагедией на Неве.

«Есть просьбы отстать от водного бизнеса»

Что же делать? Водная полиция, которая относится к Управлению МВД на транспорте, регулярно устраивает проверочные рейды на реках и каналах. Этим занимается и МЧС в лице ГИМС, но за ними преимущественно залив. Улов есть всегда. Это и нелегалы, которые купили посудины разной степени устойчивости, но не удосужились их зарегистрировать, а заодно проверить техническую исправность; это различные «байкеры», которые откровенно хулиганят на воде, подрезая пассажирские катера и даже специально обрызгивая прохожих на набережных; это просто «бесправные» лица, которые не имеют навыков вождения плавсредствами; наконец, это капитаны и владельцы нелегальных судов, которые с риском для их жизни катают пассажиров. В их отношении принимается самая серьезная мера - в Северо-Западном следственном управлении на транспорте СК РФ возбуждаются уголовные дела по статье «незаконное предпринимательство». В этом ведомстве долго не хотели говорить на тему, но все же одного мнения корреспондент «Нашей версии» добился.

Рассказывает следователь, который уже несколько лет занимается описываемой проблемой: «Вот сейчас радуюсь, что белые ночи закончились. Для нас это не романтика, а геморрой, извините. На водных туристах делаются огромные деньги – прокатить людей за большие деньги в белую ночь мимо Эрмитажа и других знаковых петербургских мест выползают самые дряхлые посудины. Нелегальные, не оборудованные, с сомнительными капитанами, которые даже не инструктируют пассажиров на случай ЧП. Наше ведомство, конечно, федеральное, но мы живем не в безвоздушном пространстве – есть настойчивые просьбы города не «кошмарить» водный бизнес, вообще отстать от водного бизнеса, который якобы поддерживает реноме Петербурга как водной столицы. Только как мы знаем, люди-то оказываются в опасности. И случись что – ЧП на всю страну, как это произошло в Черном море у Туапсе, где перевернулся катамаран, потому что вопреки инструкции взял на борт вдвое больше пассажиров. Всё алчность, но ее покрывают не только за деньги, а просто как говорят отдельные чиновники – «чтоб не мешали народу развлекаться». Но если не дай бог будут большие человеческие жертвы, как водится, начнутся большие показательные процессы. И над нами тоже – недоглядели, не проверили, а, может, взятку взяли? Слабая работа водной полиции на самом деле обусловлена недостатком техники, быстроходных катеров просто не хватает. Но разве это кому-нибудь интересно?»

Отметим, что проблема нелегалов возникла в том числе из-за несовершенства законодательства. В 2000 году регистрацию судов отдали двум организациям: российскому речному регистру и государственной инспекции по маломерным судам. В первом регистрацию проходили коммерческие фирмы, во втором – владельцы частного транспорта: моторок, катеров и т.п. Но владельцы частного транспорта, недолго думая, стали возить туристов. В том числе и по Неве, хотя их судна рассчитаны только на маленькие речки и каналы.

Ясно, что в Санкт-Петербурге тема водного экскурсионного туризма и досуга является проблемной уже много лет. Может, действительно, не стоит ждать масштабного ЧП с загубленными человеческими жизнями, чтобы в ней четко разобраться, раз и навсегда?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.07.2019 15:00
Комментарии 0
Наверх