// // Почему водка в России подорожает до 300 рублей, и как это может быть связано с миллиардером Василием Анисимовым

Почему водка в России подорожает до 300 рублей, и как это может быть связано с миллиардером Василием Анисимовым

24653

Дорогая дешевая водка


Фото: https://pixabay.com/photo-1515544/
В разделе

В последние полгода в правительстве РФ кипели нешуточные страсти вокруг минимальных розничных цен на водку. Минэкономразвития и Минпромторг предлагали понизить акциз и, соответственно, стоимость «беленькой». В итоге минимальные цены на водку будут повышены и, судя по всему, у этого решения есть конкретный интересант.

В сентябре 2016 года Министерство экономического развития выступило с неожиданной для кризисного года идеей – почти на треть уменьшить акциз для производителей крепкого алкоголя. По замыслу чиновников, за литр безводного спирта производители должны платить государству не 500, а 360 рублей. Минимальная розничная цена (МРЦ) на 0,5 л водки при этом должна была снизиться со 190 до 136 рублей.

В министерстве пояснили: такие меры ударили бы по контрафактному алкоголю и увеличили бы поступления акцизов в бюджет. В 2012 году при ставке акциза в 300 рублей в России была отмечена максимальная доля легального рынка водки и максимальный объем поступления акцизов. Поэтому Минэкономразвития предложило вернуться к этой ставке, но скорректировать ее на уровень инфляции – до 360 рублей.Инициативу подхватили в Минпромторге, оттуда зазвучали предложения и вовсе снизить минимальную розничную цену на водку до 100 рублей.

Против снижения цен на самый популярный крепкий напиток выступили Минфин и Минздрав. Финансисты заявили, что уменьшение акциза приведет к падению доходов и без того дефицитных бюджетов. Они считают, что акциз, наоборот, следует повысить. В Минздраве, в свою очередь, выразили опасение, что дешевая водка позволит россиянам больше пить, а злоупотребление спиртным – основная причина смертности среди трудоспособного населения.

Точку в этом вопросе поставил вице-премьер Александр Хлопонин, который в числе прочего курирует в правительстве оборот алкоголя и спиртосодержащих жидкостей. Он заявил о необходимости повышения МРЦ на водку до 219 рублей за 0,5 л. По словам Хлопонина, «это отражает предложения федеральных органов исполнительной власти, проработанные с ведущими участниками рынка». Последние, вероятно, просили правительство повысить минимальную цену из-за роста акцизов и инфляции. Увеличение должно произойти в июне 2017 года. Правда, МРЦ вырастет лишь до 205-210 рублей.

Производители хотят больше

Минимальные цены на крепкий алкоголь начали вводить в России с 2010 года, они были объявлены инструментом борьбы с контрафактной продукцией. Тогда считалось, что водка, которая стоит меньше 89 рублей за 0,5 л – «паленая». Однако сегодня МРЦ никак не связана с сокращением объемов нелегальной продукции на рынке, поскольку суррогату в рознице успешно противостоит система ЕГАИС. По мнению председателя Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, споры об МРЦ в правительстве – всего лишь проявление войны водочных группировок.

С июня 2016 года минимальная розничная цена на водку в России составляет 190 рублей. Но в крупных городах на прилавках уже не найдешь «поллитру» дешевле, чем за 250 рублей. Если МРЦ заметно уступает рыночной цене, производители дешевой водки оказываются в неравном положении. А именно, - федеральные производители с большими издержками на дистрибуцию и работу с торговыми сетями начинают проигрывать небольшим ликероводочным заводам в регионах.

По теме

Чтобы обосновать МРЦ на бутылку водки в 205 рублей, Минфин приводит расчет того, как формируется эта цена:

• 34,8 руб – себестоимость производства;

• 6,96 руб –прибыль завода (20% себестоимости);

• 104,6 руб – акциз (с 1 января – 523 руб за 1 л безводного спирта);

• 26,3 руб – НДС (18%);

• 5,3 руб – оптовая надбавка (3%);

• 26,8 руб – розничная надбавка (15%).

Участники алкогольного рынка не согласны с такими расчетами, поскольку наценка в рознице может достигать и 60%. Оптимальной МРЦ они считают 220-240 рублей за 0,5 л водки. Однако ясно, что именно крупные производители ждут от кабинета министров повышения МРЦ, а поскольку цена повышается лишь до 205 рублей, интересантов следует искать среди производителей водки в низком ценовом сегменте.

Здесь сложно не вспомнить о появлении в России в 2012 году нового производителя и дистрибьютора водки – компании «Статус-групп», которую некоторые связывают с миллиардером Василием Анисимовым. Всего за несколько лет эта компания стала лидером алкогольного рынка. В 2015 году на нее приходилась едва ли не каждая пятая проданная в России бутылка водки.

Раз офшор, два офшор…

Ошеломительных коммерческих успехов компания «Статус-групп» достигла в 2015 году, после того как правительство внезапно понизило МРЦ на водку с 220 до 185 рублей. Чиновники тогда заявили: снижение покупательной способности населения привело к тому, что люди стали пить дешевую водку, снижение минимальной цены могло бы вытеснить из этого сектора теневых производителей.

По данным исследовательской компании Nielsen, после понижения минимальной цены доля рынка «Статус-групп» всего за полгода выросла более чем в два раза – с 5,3% в январе 2015-го до 13,1% в июле того же года.

О хозяевах этой успешной компании известно немного. По данным СПАРК, владельцами «Статус-групп» являются кипрская фирма Larekono Assets Ltd и две ее российских «дочки» — «Астарта» и «Старт Капитал». При этом сама Larekono Assets Ltd на 100% принадлежит другой офшорной компании — Ariantor Logistics Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.

Источники РБК среди топ-менеджеров российских алкогольных компаний говорят, что за «Статус-групп» стоит российский миллиардер Василий Анисимов (56-е место в рейтинге богатейших бизнесменов РФ по версии Forbes, капитал 1,2 млрд долларов). Сам бизнесмен отрицает участие в деятельности «Статус-групп». Но, по словам Анисимова, эта компания находится в «зоне его внимания», поскольку ему интересен рынок дистрибуции алкоголя.

Ранее Василий Анисимов уже работал на этом рынке. В 2009 году он учредил Восточно-Европейскую дистрибьюторскую компанию (ВЕДК), которая контролировала несколько ликеро-водочных заводов, в том числе московский «Кристалл». Позднее Анисимов заявил, что продал свои алкогольные активы, но источники РБК утверждают, что он продолжил принимать активное участие в жизни компании. Примечательно и то, что на ключевых позициях в «Статус-групп» работают менеджеры из команды ВЕДК.

Зарабатывать параллельно с контрафактом

Выиграет ли «Статус-групп» от повышения минимальной розничной цены на водку, если она вырвалась в лидеры за счет снижения? Ответ однозначный – да. В компании не скрывают, что следуют простой стратегии: «в кратчайшие сроки нарастить объем продаж за счет низкой цены, а в дальнейшем поэтапно наращивать маржинальность».

Поскольку минимальные магазинные цены уже давно перевалили за 250 рублей за бутылку, можно предположить, что после вступления в силу повышенной МРЦ самые демократичные расценки на «огненную воду» установятся в районе 300 рублей, и это по самому оптимистичному сценарию. Впрочем, некоторые эксперты считают, что это не окажет большого влияния на уже сформировавшийся рынок суррогатов. С этого ракурса решение правительства повысить цены на меньшую величину, чем требуют многие производители, не имеет рационального объяснения.

Справка

Вадим Дробиз, центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя:

Нужна честная цена. С точки зрения производителя – это 225-230 рублей. Легальный производитель должен что-то зарабатывать. В нынешних условиях производить дешевую водку невыгодно из-за высоких акцизов и наценок торговых сетей. МРЦ в 205, 210 и даже 219 рублей – не решает проблему. Возможно, правительство осторожничает, боится повышать цены перед выборами. Может боятся нелегальной водки, но минимальная розничная цена на это уже никак не влияет. В магазинах сейчас продается только легальная продукция – это заслуга ЕГАИС. А с 2014 года из-за падения доходов легальная и кустарная водка друг с другом не конкурируют. Человек, который может купить бутылку за 205, купит ее и за 220. Проблема в том, что у нас в стране 25 миллионов потребителей нелегального алкоголя, которые не купят ее и по 190 рублей. Если бороться с контрафактом, то минимальная цена должна быть 75-80 рублей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.03.2017 11:30
Комментарии 5
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх