Версия // Общество // Почему в школах стреляют всё чаще

Почему в школах стреляют всё чаще

8028

Брейвик из Ивантеевки

фото: РИА Новости
В разделе

Главное управление Следственного комитета России расследует уголовное дело в отношении 15-летнего Михаила П., устроившего стрельбу в школе № 1 подмосковного города Ивантеевки. 5 сентября подросток вошёл в свой класс и ударил учительницу по голове кухонным топориком. После этого он начал разбрасывать самодельные взрывпакеты и стрелять из пневматического пистолета. Как же могло случиться, что ученик, девять лет проучившийся в школе, вдруг стал преступником?

Омбудсмен Анна Кузнецова уже вовсю задаётся вопросами: «В чём причи-на жестокости? В отсутствии психо-логов и специа-листов? Вo взаимо-отношениях в семье? В обилии насилия в фильмах, компьютерных играх? 10–20 лет назад мы удивлялись подобным новостям из американских школ. Неужели этот страшный вирус пришёл к нам?»

Интернет – соучастник трагедии?

Уже известно, что одноклассники «стрелка из Ивантеевки» обращали внимание на странности его поведения. Сейчас рассказывают, что в классе Миша был изгоем. По словам очевидцев, в момент нападения он кричал – мол, этого он ждал три года. Три или меньше – не суть важно. Главное, что своё желание он, судя по всему, не скрывал. По словам уполномоченного по правам ребёнка в Московской области Ксении Мишоновой, подросток «сделал всё, чтобы его заметили». «Он рассказал одноклассникам – одноклассники утверждают, что они рассказали директору. Директор, видимо, не поверил, что это может быть реальностью», – утверждает Мишонова. Так или иначе, никаких мер принято не было.

В то же время в Интернете появился рассказ одноклассницы «ивантеевского стрелка», которая поведала о возможном влиянии «какого-то странного сериала» на поведение устроившего стрельбу девятиклассника. Изменения в поведении юноши начались, по её словам, «два-три года назад». Девушка подметила: «Он стал очень много говорить. Прямо без умолку болтал о разной ерунде, о том же оружии. Говорил, что нет нормальной жизни на земле, что его никто не понимает». Учащийся школы № 1 Глеб рассказал журналистам: «У парня крышу снесло. Когда стрелял, кричал, что пришёл сюда, чтобы умереть. Мы в соседнем кабинете были».

Таким образом, школьники утверждают: они сообщали директору о планах одноклассника устроить в школе стрельбу, но реакции со стороны администрации не последовало.

«Проглядели парня»

На сайте школы о её директоре сказано не много: «Михайличенко Ольга Владимировна. Должность – директор образовательного учреждения. Образование: Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Финансово-технологическая академия», специальность – бухгалтерский учёт, анализ и аудит». О педагогическом стаже директора Ивантеевской школы № 1 данных на сайте нет. То есть можно предположить, что фактически школой руководил экономист, далёкий от проблем педагогики. Стоит ли удивляться, что сообщениям одноклассников Миши П. о готовящемся, по сути, теракте директор могла не придать никакого значения?

Возникают, впрочем, и вопросы, были ли в школе психологи и чем они занимались? Руководитель судебно-психологической лаборатории Московского областного Центра социальной и судебной психиатрии доктор психологических наук Виктор Гульдан рассказал «Нашей Версии»: «Я регулярно участвую в различных аттестационных комиссиях психологов и хочу сказать, что уровень подготовки специалистов в этой области удручает. Иногда складывается впечатление, что человек просто получает бумажку под названием «диплом». Хотя психолог в школе должен владеть особыми навыками, должен уметь разглядеть проблемного ребёнка и начать работать с ним, с его родителями». С этим согласен генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов: «Грамотных специалистов по детской психологии сегодня в школах, по сути, нет. Они занимаются чем угодно – мелкой моторикой, рисованием, тестированием уровня интеллекта ребёнка, какими-то своими исследованиями, но все эти «мантры», на мой взгляд, – имитация работы. Если хотите знать моё мнение: чтобы подобные ситуации не повторялись, в школе должен быть в штате психолог с опытом работы с людьми, имеющими отклонения в психике». Очевидно, что в данном конкретном случае ни родители, ни школьные психологи, ни учителя не справились со своими задачами.

По теме

Небезопасная школа

Наверняка сейчас многие будут пытаться найти виновных, перекладывая вину друг на друга. В частности, возникают претензии к охраннику школы, мимо которого подросток пронёс топор и взрывпакеты, – выяснилось, что охранник вроде как не имел лицензии. «Охрана школ гражданскими лицами неопределённого статуса является мифом безопасности учащихся и учителей, – уверен генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов. – Максимум, что могут сделать школьные охранники – это нажать тревожную кнопку. Но и этого в Ивантеевке не произошло! Полицию и «Скорую» вызвали учителя. С другой стороны, по опыту работы я знаю, что дети необыкновенно изобретательны и крайне непредсказуемы. Они могут придумать такое, что ни одному террористу в голову не придёт. Так что вопрос обеспечения безопасности в школе прежде всего зависит от учителей. Они каждый день контактируют с детьми и знают, от кого может исходить потенциальная опасность. Охранник же не знаком с особенностями психики того или иного ребёнка».

Сейчас уже звучат призывы отлучить школьников от Интернета, потому что в нём якобы корень зла. Идти по пути запретов – самое пагубное в данной ситуации. Любой замок порождает желание найти к нему ключ или отмычку. Всё сваливать на телевизор и Интернет – не самый лучший путь. Мы учим детей сложным современным дисциплинам, родители не скупятся на дорогие экзотические подарки для родного чада. При этом, что творится у него в душе и в мыслях, не беспокоит в большинстве случаев ни семью, ни школу.

СПРАВКА

Юны, вооружены и опасны

3 февраля 2014 года. Старшеклассник пришёл с ружьём в московскую школу № 263 и выстрелил в учителя географии, который скончался на месте. Охранник вызвал полицию. Когда на место прибыли сотрудники правоохранительных органов, подросток начал стрелять в них. Был убит один сотрудник полиции, другой получил ранение. Подростку было предъявлено обвинение в захвате заложников, убийстве и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. По результатам проведённой экспертизы старшеклассника признали невменяемым, суд отправил его на принудительное лечение.

Декабрь 2014 года. В Брянске в раздевалке спортивного зала одной из школ города 15-летний подросток достал пневматический пистолет и несколько раз выстрелил в стены и пол. Одна из пуль рикошетом попала в ногу его одноклассницы.

Март 2017 года. В подмосковном городе Люберцы в одной из гимназий во время урока физкультуры ученик активировал устройство для отпугивания собак, в результате четыре человека получили контузии. Устройство он украл у другого школьника.

24 апреля 2017 года. В Дагестане в селе Агвали в компьютерном зале произошёл взрыв. В СК сообщили, что причиной взрыва стала граната, которую принёс один из школьников. Два человека погибли, одиннадцать пострадали. Подросток сказал, что нашёл гранату на улице.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.09.2017 07:58
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх