Версия // Власть // Почему провалилась правительственная программа замещения импорта

Почему провалилась правительственная программа замещения импорта

9502

Импортозавещание

Программа замещения импорта практически провалена. фото: Артём Геодакян/ТАСС /Темур Козаев
В разделе

Программа импортозамещения в России не работает – вслед за Центробанком, Минпромторгом и Минэкономразвития этот печальный факт признали теперь и в Счётной палате. Не согласны, похоже, в одном только Минсельхозе, правда, и там обещают выйти на полное самообеспечение продуктами питания не раньше 2020 года.

Хотя ещё год назад новоназначенный министр Александр Ткачёв называл принципиально иные сроки: мол, дайте два-три года – и завалим прилавки отечественной едой. Но этого так и не случилось, а ведь всё это время на программы замещения импорта отечественными аналогами правительство продолжало тратить миллиарды рублей. Кто виноват и что делать?

Две трети отечественных колбасных изделий не соответствуют требованиям качества. Вместо свинины с говядиной – соевый белок, крахмал и целлюлоза, констатируют эксперты «Росконтроля». А в Россельхознадзоре и вовсе установили, что 80% произведённого в нашей стране сыра – подделка, изготовленная с добавлением растительных жиров. Но в Минсельхозе информацию о фальшивых сырах и колбасах опять-таки опровергают, призывая «не пугать рынок». Доказательств своей правоты, впрочем, не приводят. Легко понять почему. Система у нас в стране такая сложилась: слова представителей одного ведомства против слов представителей другого ничего не значат. Чиновникам, похоже, всё равно, кто там что говорит по одной и той же теме, порой одно утверждение полностью опровергается другим. То есть выходит, что кто-то сознательно врёт. И тут, казалось бы, впору обращаться в суд – ведь как любят в других случаях чиновники защищать свою порушенную честь и деловую репутацию. Вот только судов таких нет. Максимум, что делают судьи, – назначают компенсации потребителям, обратившимся с жалобой на некачественный товар (ещё попробуй доказать, что продукт – некачественный!). Вот как объясняет сложившуюся ситуацию глава «Росконтроля» Александр Борисов: «Предположим, покупатель нашёл в банке сметаны дохлую мышь. Он обратится в суд и в лучшем случае получит несколько тысяч рублей компенсации. При этом ни о каких карательных мерах в отношении недобросовестного производителя речь вообще не идёт. В антимонопольном ведомстве предлагали штрафовать предприятия не в рамках некоей условной суммы, а в размере 2% оборота – инициативу не поддержали. Так стоит ли удивляться тому, что у нас не возбуждено ни одного уголовного дела по 159-й статье, карающей изготовителя-мошенника за заведомый обман потребителя? Если бы суды выносили решения в пользу потребителей, заставляя производителей некачественных продуктов выплачивать многомиллионные компенсации, никаких вопросов к качеству продукции никто бы не предъявлял».

Товары продолжат дорожать, а их качество – падать

Накануне майских праздников в Челябинске прошло заседание правительственной комиссии по импортозамещению с участием премьера Дмитрия Медведева. Глава кабинета, в целом не питая иллюзий касательно результатов замены иностранных товаров отечественными, отметил два важных итога программы импортозамещения. Во-первых, худо-бедно заработали институты, регулирующие процесс: Фонд развития промышленности и Агентство по технологическому развитию. Во-вторых, программам замещения импорта удалось обеспечить государственную поддержку. В прошлом году правительство курировало более 800 инвестиционных проектов в рамках программы импортозамещения, в текущем – 423 проекта. Истратят на них не только выделенные государством 73 млрд рублей, но и дополнительно 227 млрд – «из разных источников», как выразился премьер. Так что же, у нас теперь полный порядок с заменой заграничных товаров отечественными аналогами?

По теме

Два года назад, когда Россия в ответ на действия Запада ввела ограничительные санкции на ввоз зарубежных товаров, главным в импортозамещении, похоже, было признано не качество отечественных аналогов, а их количество. Главное – забить магазинные полки товарами, чтобы потребитель не смог ощутить дефицита. Тогдашний глава Минсельхоза Николай Фёдоров на заседаниях правительства убеждал поддержать

отечественных производителей продуктов питания субсидиями и кредитами из бюджета – мол, через год-два насытим российский рынок и мясом, и молоком, и овощами. В итоге раздали десятки миллиардов рублей, и отечественные производители были очень довольны – наконец-то правительство нас поддержало! Но минул год, а крестьяне, «освоив» кредиты с субсидиями, так рынок и не насытили. На понукания из Минсельхоза они отвечали, что налаживание отечественного сельхозпроизводства – дело небыстрое и очень затратное, а потому нужны ещё деньги. В ответ на подобную наглость правительство заменило главу профильного министерства. Миндальничавшего с крестьянами министра Фёдорова заменили на экс-губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва. Уж этот, рассуждали наверху, спросит с сельхозпроизводителя за каждую выделенную кредитную копейку. Примечательно то, как замену министра прокомментировал президент Владимир Путин: «Нам нужно своей продукцией заполнить собственный рынок – и, главное, это нужно сделать быстро». Да нет ничего проще, ответствовал новый министр: «Результатов программы импортозамещения стоит ждать через два, максимум – три года».

Минул год. Казалось бы, имелись все основания ожидать хотя бы каких-то отдельных успехов в деле замещения импортных товаров отечественными аналогами. И что же? «Государственным структурам сегодня приходится переплачивать до 40% цены товара из-за необходимости покупать отечественные аналоги, – посетовал на министерской коллегии замглавы Минэкономразвития Евгений Елин. – До сих пор отсутствует механизм, который ограничивал бы потери бюджета от применения протекционистских мер в отношении российской продукции». А потери, по мнению чиновника, возникают потому, что «из-за ограничений по 420 видам товаров иностранного производства нам приходится приобретать отечественные товары низкого качества, которые тем не менее стоят дороже». По словам Елина, «неограниченные по времени протекционистские меры неизбежно приведут и к снижению качества продукции». Но в том-то и беда, что ограничить по времени программу замещения импорта в профильных министерствах никто и не собирается.

Помнится, год назад новый министр сельского хозяйства обещал полностью решить вопрос импортозамещения к 2017-му, максимум к 2018 году. И что же? Сегодня Ткачёв обещает насытить рынок отечественными продуктами не ранее чем к 2020 году.

При условии целевого выделения на программу замещения импорта 30 млрд рублей в год. В течение пяти лет. Следует особо подчеркнуть: 237 млрд в год на развитие АПК – это само собой, а ещё 30 млрд – отдельно.

У Александра Ткачёва имеется личный интерес в импортозамещении?

Резонный, казалось бы, вопрос: кому и на каких условиях будут раздавать средства из 30-миллиардного бюджетного «бонуса» министерства? Отвечать на него в Минсельхозе тем не менее не торопятся. Почему? А очень просто. Вот, скажем, есть на юге России такое предприятие – Агрокомплекс имени Н.И. Ткачёва, по итогам минувшего года вошедшее в десятку крупнейших российских сельскохозяйственных производств. Контролируют Агрокомплекс, по некоторым данным, родственники министра Ткачёва, а назван он в честь его недавно умершего отца. Агрокомплекс входит в пятёрку крупнейших латифундий России – 450 тыс. гектаров земли как-никак. Было бы странно, если бы подобное сельхозпроизводство осталось в стороне от программы импортозамещения, не так ли? Ну а объяви в Агрокомплексе об участии в этой программе открыто – непременно начнут уличать в конфликте интересов. Возможно, потому и помалкивают в Минсельхозе. Молчание в данном конкретном случае реально золото.

По теме

А пока министр Ткачёв пытается растянуть программу импортозамещения ещё на несколько лет, идя вразрез с собственными обещаниями годичной давности, в Счётной палате пытаются осмыслить итоги того, что уже сделано. И приходят к удивительному выводу: программа замещения импорта практически провалена. Доказательства? Да сколько угодно. Как удалось установить аудиторам, Минсельхоз отобрал 166 инвестиционных проектов для получения господдержки. Планируемый объём производства по ним до 2018 года составляет порядка 520 тыс. тонн продукции. Как вы думаете, это много? Увы, это всего лишь 6% объёма импорта. Для обеспечения продовольственной безопасности в молочном и мясном скотоводстве этого недостаточно, констатируют аудиторы. По итогам минувшего года в Минсельхозе сообщали о росте поголовья скота – так вот, исходя из статистики Счётной палаты, по состоянию на 1 января текущего года поголовье составило 19,2 млн голов, уменьшившись за год на 2%. Ничего себе «импортозамещение»! Кстати, по расчётам аудиторов, даже если заявленный рост производства мяса до 2018 года составит планируемые 34 тыс. тонн, это позволит заместить не более 5% импорта. Так стоит ли тогда вбухивать бюджетные миллиарды рублей в заведомо неисполнимые импортозамещающие прожекты?

Текущее аховое положение дел наглядно демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли. Дабы насытить рынок ценными сортами рыбы, правительство постановило распределить среди осетровых хозяйств без малого 360 млн рублей. Но пока эксперты подсчитывали, сколько именно понадобится денег, пока согласовывали эти подсчёты и получали добро, прошло более полугода. В итоге соответствующее распоряжение правительства о выделении денег рыбным хозяйствам вышло только в октябре 2015-го. Треть заявок на правительственные субсидии чиновники рассмотреть уже не успевали. В итоге примерно 110 млн из 360 «подвисли», оставшись невостребованными. А хуже всего то, что сами хозяйства так и не смогли привлечь негосударственные инвестиции или профинансировать рыборазводные программы самостоятельно. И знаете, чем всё обернулось в итоге? Не поверите – возвращением к импорту! «Большая часть субсидий была направлена не на модернизацию действующих и строительство новых мощностей, а на обеспечение текущей деятельности хозяйствующих субъектов – а именно на возмещение затрат, связанных с приобретением рыбных кормов и рыбопосадочного материала, которые в основном ввозятся из-за рубежа», – констатировали аудиторы Счётной палаты. Таким образом, планы заменить импортные продукты отечественными, по мнению экспертов надзорного ведомства, «не содержат конкретных мер по их реализации и механизмов по формированию благоприятных условий для развития производства российской конкурентоспособной продукции». Что же делать? Повышать ответственность федеральных и региональных чиновников, вплоть до уголовной.

Александр БОРИСОВ, глава РОО ОЗПП «Росконтроль»:

– Можно спорить о том, есть ли связь между заменой иностранных продуктов на прилавках отечественными аналогами и резким падением их качества, но очевидно следующее: именно в последние полтора-два года продукты стали намного менее качественными. Сегодня из 40 марок сыра и сливочного масла 30 – заведомый фальсификат. Понятно, что отечественный сыродел спешит занять освободившуюся нишу и заодно как следует заработать, сбывая некачественный товар. Но как объяснить то, что ухудшилось качество хлеба? Его не везли из-за границы, пекли дома. Но если раньше из 15–20 образцов выбраковывалось от силы 2–3, то сегодня как минимум 10 из 15 сортов хлебобулочных изделий заведомо непригодны для питания. Качество продуктов стремительно падает, но, вместо того чтобы навести порядок, государственные структуры манипулируют статистикой. Министр сельского хозяйства уверяет, что некачественной молочной продукции на рынке не более 10%, Ассоциация молочников настаивает на 20%, а Россельхознадзор – на 80. Мы проверили, оказалось, что некачественной молочной продукции на полках магазинов порядка 76%. Почему так много? Думаю, по той причине, что если некачественный товар убрать с полок, то полки опустеют. А это уже дефицит. Последствия которого могут быть самыми непредсказуемыми – вспомните хотя бы конец 80-х годов прошлого века.

В правительстве подтвердили: будет ещё хуже

Между тем дальнейшие перспективы импортозамещения представляются весьма и весьма смутными. «Мероприятия по замещению импортной продукции российскими аналогами пока не оказали значительного положительного эффекта, – отметила замглавы Минпромторга Гульназ Кадырова. – Снизить зависимость от иностранных товаров удастся в среднесрочной перспективе лишь после выхода импортозамещающих проектов на запланированную мощность». То есть не ранее, чем через 5–7, а то и все 10 лет. В свою очередь, о невозможности отказаться от иностранных товаров заявляют и банковские эксперты. Не так давно главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова обнародовала следующие данные, согласно которым «рост сельскохозяйственного сектора составил в 2015 году относительно уровня 2014 года всего 3,1%». «Если бы в России на самом деле начался процесс импортозамещения, – полагает эксперт, – продовольственная составляющая в импорте снижалась бы значительно более быстрыми темпами, нежели сейчас».

КСТАТИ

Расчёты независимых экспертов подтверждает и статистика Центробанка России: нашей стране так и не удаётся восполнить дефицит продовольственных товаров. Несмотря на то что доля российской продукции на рынке немного выросла, общий объём реализуемой продукции, как отечественной, так и завозной, сократился: говядины – на 42%, сливочного масла – на 15, свежей рыбы – на 14, овощей – на 10%. А в Аналитическом центре при правительстве России подчёркивают, что из-за пробуксовки программы импортозамещения существенно выросли цены «на все ключевые социально значимые продукты питания». Говядина подорожала на 23%, свинина – на 22, сыр – на 20, рыба – на 38, яблоки – на 37, а крупы – на 49%. Правительственные эксперты подтвердили, что последствием замещения импорта стал не только рост цен, но и снижение качества продукции и «оба эти эффекта в долгосрочной перспективе будут только усугубляться».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.05.2016 09:51
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх