Версия // Культура // Пластинке «For Your Pleasure» неповторимых Roxy Music исполнилось 50!

Пластинке «For Your Pleasure» неповторимых Roxy Music исполнилось 50!

6075

Как валяют дурака. Часть 1

Roxy Music. 1973 год (фото: commons.wikimedia/ AVRO)
В разделе

Формация Roxy Music стоит несколько особнячком от сверкающих представителей футуристического рока. Они нестандартно и весьма привлекательно сумели смешать пробивные мелодии глэм-рока, экспериментальные арт-роковые составляющие и претензии на поп-арт. По сути, они породили новый жанр, намеренно бросив вызов стандартной (на тот момент) классификации музыкальных стилей. За что были порицаемы и обожаемы одновременно.

Возникновение проекта Roxy Music неразрывно связано с легендарным, обладающим врождённым вкусом, разносторонне одарённым человеком – Брайаном Ферри. Он родился в сентябре 1946 года в небольшом английском городке в семье фермера. Ферри проникся музыкой в подростковом возрасте, но первоначально попробовал себя в качестве художника. Наш герой некоторое время реставрировал антиквариат, подрабатывал водителем грузовика, учительствовал в гончарной мастерской, но в итоге тяга к музыке и пению взяла верх над всем остальным. Так сложилось, что Брайан был весьма подкованным товарищем в плане знания разнообразных (и не только современных) культурных течений, так как закончил факультет искусства в Ньюкаслском университете. Неудивительно, что уже в самом названии созданной им группы был отражён впечатляющий стиль «Ар-деко», родившийся в Европе в 1920-х годах и просуществовавший вплоть до 1930-х годов. В различных справочниках его характеризуют как «самостоятельный стиль модерна, с острыми линиями и доминирующим декором, с использованием тяжёлых, геометрически упрощённых форм».

Брайан Ферри не был новичком в рок-н-ролле и ритм-энд-блюзе. Перед тем как образовать Roxy Music, в 1964 году он создал команду The Banshees, поигрывавшую динамичный ритм-энд-блюз и песни Чака Берри. Будучи студентом университета, по-прежнему разрываясь между живописью и музыкой, он стал участником университетской ритм-н-блюзовой команды The Gas Board, в которой играл также будущий бас-гитарист Roxy Music Грэм Симпсон, с которым Ферри свёл знакомство.

Перед тем как приступить к формированию Roxy Music, Ферри прошёл прослушивание в King Crimson (после ухода Грега Лэйка они искали басиста). Брайан Ферри им в таком качестве не приглянулся, но получил хорошие рекомендации от Роберта Фриппа, посоветовавшего Брайану обратиться к одному из руководителей звукозаписывающих лейблов, общий язык с которым был впоследствии найден. Поначалу Ферри предложили записать сольник с сессионными музыкантами, но тот проявил характер и отверг всех предложенных кандидатов. Тогда было решено дать ему полный карт-бланш, которым Ферри воспользовался в полной мере, создав в конце 1970-го – начале 1971 года Roxy Music. К нему (кроме басиста Грэма Симпсона) присоединились саксофонист и гобоист Энди МакКей, а также смелый исследователь новых музыкальных пространств, известный впоследствии продюсер и кудесник электронного звука Брайан Ино (севший за синтезатор). После в состав влились гитарный гений Фил Манзанера и ударник Пол Томпсон.

Одноимённый с названием команды дебютник «Roxy Music» (1972) сразу продемонстрировал богатое разнообразие стилей и неожиданные перепады настроений. Треки «Ladytron», «Remake», «Sea Breezes» тонко намекали на декаданс, сполна продемонстрированный творчеством неповторимых Velvet Underground, а начальный сингл «Virginia Plain» был как бы хитро противопоставлен слезливым балладам 1930-х годов и отвязному рок-н-роллу начала 1960-х, став хитом! Несомненно, что своим успехом группа во многом была обязана необычному вокалу и стильному имиджу Брайана Ферри, обладавшего (кроме прочих достоинств) поэтическим талантом, реализовавшимся в ироничных текстах ранних Roxy Music.

Намеренно ярким и даже немного шокирующим (для своего времени) «фасадом» творчества Roxy Music стали обложки альбомов с фотографиями красивых женщин-моделей. Инициатором такого эстетского подхода был также любвеобильный Ферри, который (по слухам) имел со многими из этих девушек весьма близкие отношения. В частности, с красоткой, моделью и певицей Амандой Лир (бывшей музой Сальвадора Дали, Дэвида Боуи, Мика Джаггера, Фредди Меркьюри и др.), выходящей из шикарной машины модели «Ягуар», вольготно размещённой на обложке юбилейного и рассматриваемого нами опуса «For Your Pleasure».

Аманда Лир (фото: commons.wikimedia/Siren-Com)
Аманда Лир (фото: commons.wikimedia/Siren-Com)

Не стоит забывать про сценические реалии начала 1970-х, где, помимо громко заявивших о себе колоссах «тяжелого» жанра, вроде Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep, царил жизнерадостный глэм-рок, который всегда был музыкой для хороших шумных отвязных вечеринок (и необязательно подростковых). Как мы отмечали ранее: «Яркие, сверкающие, неслабо усыпанные блёстками сценические костюмы артистов данного музыкального направления более всего подходили для подобных мероприятий. Глэм давал именно то, что почти всегда было нужно массовой публике, возвестив своим приходом возврат к чистым мажорным аккордам 1950-х годов. В глэме доминировал сильный бит, жизнерадостные (и местами) просто идиотские тексты, а также вокальные и гитарные соло, щедро сдобренные самоироничным позёрством и фонтанирующим озорством. С первых аккордов музыка глэма брала «быка за рога» и неслась дальше, подобно безбашенной русской тройке, талантливо описанной у Николая Гоголя. Народ с радостью заглатывал такую наживку, ибо всё было выстроено доходчиво, красиво, мощно и просто. Мотивы сразу находили своих слушателей. Даже дети могли распевать эти несложные, но весёлые мелодии на школьных дворах и футбольных площадках».

Снова обращу внимание читателей на тот момент, что почти никто тогда не мог предположить, что музыка начала 1970-х годов, включая незабвенных хрипунов из Slade, беспредельно артистичных Марка Болана и его T. Rex, великолепных во всех отношениях Сюзи Кватро и Гари Глиттера, импозантных донельзя Mud и Дэвида Боуи, постоянно меняющего (как хамелеон) сценические костюмы и очки Элтона Джона или обаятельного (словно Дракула) Элиса Купера и героев нашей статьи Roxy Music, вернёт первобытные флюиды радости на сценические подмостки рока и попа!

Гари Глиттер (фото: commons.wikimedia/AVRO)
Гари Глиттер (фото: commons.wikimedia/AVRO)

Это сегодня мы понимаем, как профессионально и душевно были сделаны многие синглы (да и альбомы) вышеперечисленных артистов. Но вот тогда, положа руку на сердце, кто мог сказать, что некоторые композиции глэма и трёхаккордного подросткового бабблгам-рока, написанного в том числе знаменитым тандемом Майка Чэпмена и Ника Чинна (в числе их «подопечных» были Сюзи Кватро, ретро-рокеры Mud, незаурядные Sweet) переживут отвязный панк, пост-панк, дарк вейв, готику, прототехно, электро, синти-поп, индастриал, прото-гранж и многие другие течения 1980-х – 1990-х годов!

Брайан Ферри (фото: commons.wikimedia/	AVRO)
Брайан Ферри (фото: commons.wikimedia/ AVRO)

Герои нашей статьи Roxy Music прекрасно вписались в шумное, безалаберное и разнокалиберное глэм-течение, но встали несколько особнячком. Именно второй альбом «For Your Pleasure» (1973) и последующий за ним «Stranded» (1973) заставили критиков и меломанов обратить пристальное внимание на формацию. Ферри, почуяв кураж, продолжал настаивать на том, чтобы группа разрабатывала различные (кажущиеся на поверхностный взгляд противоречивыми) стили и подавала их с убеждённостью незамутнённых «отроков во Вселенной» и покорителей силы «джедаев». И на второй пластинке музыканты, как говорится, зашли с козырей! О чём мы расскажем в дальнейшем.

«Наша Версия» отмечает, что в 2023 году Брайану Ферри исполнилось 78 лет (он родился в сентябре 1945 года)! Не юбилей, но дата во всех отношениях достойная! Поздравляем, желаем музыканту здоровья и новых отличных песен!

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.09.2023 11:00
Комментарии 0
Наверх