Версия // Бизнес // Пивовары заподозрили, что требование об обязательной маркировке пива, сидра и медовухи лоббируют производители водки

Пивовары заподозрили, что требование об обязательной маркировке пива, сидра и медовухи лоббируют производители водки

5645

Пьянее чем вино

В разделе

В Министерстве финансов РФ подготовили законопроект, предусматривающий ряд поправок к 171-ФЗ – то есть, в части государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Если поправки будут приняты, то уже с 1 января на бутылках с пивом, пивными напитками, сидром и медовухой появятся специальные федеральные марки (для импорта – акцизные). А ценники, соответственно, возрастут.

Чтобы получить право клеить марки на свою продукцию, производитель должен получить лицензию либо попасть в реестр производителей пивоваренной продукции, который по такому случаю заведут.

Таким образом, пивоваров практически приравнивают к производителям крепкого алкоголя, а продукцию, которая «марку не держит» – к контрафктной, производенной и реализованной нелегально, а значит, подлежащей изъятию.

Зачем и почему

На сегодня законодательство требует обязательной маркировки только для крепкого алкоголя и вина. Причем даже требования маркировать вино еще этой весной Министерство финансов не поддерживало. Почему вдруг такие радикальные изменения во взглядах? Пресс-служба министерства объясняет, что дело в масштабных нарушениях со стороны пивоваров, которые выявило Росалкогольрегулирование. Во-первых, в прошлом году лаборатории ведомства проверили 1033 образца пивной продукции и установили, после экспертизы, что 997 образцов не отвечают требованиям государственных стандартов. Во-вторых, за два последних года Росалкогольрегулирование арестовало или изъяло из продажи 184 тысячи декалитров пивной продукции. Всего в 2017 году в России пива продали более чем 700 миллионов декалитров.

Как это будет

1 января, как признают в самом Минфине, дата пока что условная, ориентировочная. До сентября в министерстве ждут предложений от представителей отрасли – «по формату маркировки, который для них является наиболее предпочтительным». После этого будет принято решение о дате нововведения. Вероятнее всего, не раньше середины 2019 года.

Пивовары, не дожидаясь сентября, уже высказались: «Союз российских пивоваров, члены которого суммарно производят порядка 85% пивоваренной продукции в Российской Федерации, не поддерживает введение маркировки для пивоваренной продукции в каком-либо виде, считает ее чрезмерной и дорогостоящей мерой контроля, способной оказать существенное негативное влияние как на развитие пивоваренной отрасли, так и смежных отраслей», – сообщает пресс-служба Союза.

Глава Объединения участников пивобезалкогольного рынка Игорь Хавский, которого цитирует «Коммерсант», считает, что крупным производителям маркировать бутылки с пивом невозможно технически: для этого придется втрое снизить скорость производственных линий, настроенных на 50 бутылок в секунду. Да и налепить марку на мокрую бутылку непросто. По словам представителя отрасли, можно было бы использовать иные способы маркировки: нанесение QR-кодов, например. Такие эксперименты уже ведутся, в частности, с участием оператора единой национальной системы маркировки, Объединения участников пивобезалкогольного рынка и Московской пивоваренной компании. В сентябре станет известно, как прошли испытания маркировки на всех линиях и всех типах упаковки МПК.

По теме

Сколько будет стоить

В компании AB InBev Efes примерно подсчитали: установка оборудования для нанесения маркировки для одной линии обойдется примерно в 1 миллион долларов. А линий таких – десять. При это в компании не понимают, зачем вообще необходима маркировка пивной продукции: «Подделки в пиве отсутствуют ввиду сложности производства продукта», – говорит директор по корпоративным отношениям Ораз Дурдыев. При этом требование обязательной маркировки даст серьезную дополнительную нагрузку «не только на производителей, но и на других участников оборота», что вызывает опасения. Пивоваренный бизнес низкомаржинален: работает с небольшими накрутками. Навязанные Минфином затраты и для крупного бизнеса велики, а для малого и средного – едва ли не разорительны.

А как иначе?

Помимо маркировки поправки предполагают, что пивовары и производители сидра работать будут по лицензии – либо при условии занесения предприятия в реестр производителя. Тут тоже все непросто: чтобы попасть в реестр, нужно предоставить целый ряд документов, включая подтверждение наличия у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой составляет один год и более, указывает «Коммерсант». Ровно эти требования сегодня предъявляются к производителям крепкого алкоголя. Пивовары этот опыт позитивным не считают: лицензирование рынка крепких алкогольных напитков действует 21 год, а доля нелегального рынка по-прежнему велика. И это «яркое свидетельство неэффективности лицензирования», – говорит вице-президент по корпоративным отношениям «Балтики» Алексей Кедрин.

За и перед кулисой

Вопрос «кому выгодно», конечно, интересный. Невозможно стопроцентно утверждать, что Минфин подготовил документ, осложняющий жизнь пивоваренным компаниям, по чьему-то заказу. Сами пивовары подозревают, что автор законопроекта может быть связан с главными противниками пивоваров – производителями водки.

Фото: https://www.sovsekretno.ru/news/id/9537/
Фото: https://www.sovsekretno.ru/news/id/9537/

«Новый законопроект вводит маркировку пива и фактически предлагает те же критерии включения и исключения пивоваров из реестра производителей, как в случае выдачи и аннулирования лицензии на производство алкоголя. При этом в свойствах оригинального файла с текстом законопроекта автором значится Игнат Матюхин, а компанией, в системе которой создали файл, – «Русский Стандарт», – цитирует «Совершенно секретно» специализированный сайт profibeer.ru. Там, в свою очередь, указывают источник информации: telegram-канал «Незыгарь topnews». По данным «Незыгаря», Игнат Матюхин – юрист компании Roust. А компания «Русский стандарт Водка» входит в группу Roust с 2014 года – с того момента, как объединили свои бизнесы «Русский стандарт» и CEDC.

Получается, что документ, усложняющий жизнь пивоварам для минфина готовят водочники?

«Если вдруг Игнат Матюхин/IgnatMatyukhin из Roust и автор законопроекта – одно лицо, можно предположить, что законопроект, ужесточающий регулирование пива, написали и пролоббировали в этой водочной компании», – констатирует Profibeer.

Пиво – не прямой конкурент водке, но связь между продажами одного и другого напитка просматривается легко. Так что ничего удивительного в разговорах о том, что законопроект может негласно продвигать один из крупнейших водочных магнатов, нет. Когда речь идет об огромных деньгах, этика задвигается в нижний ящик комода.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.07.2018 15:33
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх