Найти пирата и поговорить с ним оказалось проще, нежели с сотрудником УБЭПа. У госслужащих ещё время отпусков. У пиратов их попросту не бывает — и в будни, и в выходные они на своих боевых постах возле станций метро, на рынках или просто на оживлённых улицах. Тем не менее корреспонденту «Версии» удалось встретиться с представителями обеих сторон — и пиратов, и правоохранительных органов. Молодой человек по имени Алексей — владелец шести палаток, торгующих контрафактом, и сотрудник Управления информации УБЭП города Москвы Филипп Золотницкий ответили на наши вопросы.
– Алексей, скажите, а лицензионная продукция у вас вообще бывает?
— Конечно! Лицензионный продукт — это продукт, выпущенный на легальном оборудовании, с соответствующим штрих-кодом, регистрационным номером и т.п. Но легальные диски, кассеты и DVD штампуют днём, а пиратские — на этом же оборудовании, но ночью. Так что они практически ничем не отличаются от лицензионных.
— Стало быть, по сути, вы и не пират вовсе?
— Нет. Для того чтобы торговать лицензионным продуктом, нужны соответствующие документы, в которых указано, где вы приобрели товар, номер лицензии на каждый диск и т.д. У меня таких документов нет. Так что весь товар контрафактный.
— Сколько стоит подделать диск?
— Подделать сам носитель, накатку (надписи и рисунки на диске), полиграфию стоит копейки. Особенно если это делается на специальном заводе. Кстати, многие предприятия именно потому и закрываются, что пиратскую продукцию штампуют. Ловят их на этом — и всё.
— То есть правоохранительные органы всё-таки куда-то смотрят?
— Они за наш счёт живут. Но закрывают подпольные производства не стражи порядка. Идёт борьба за сферы влияния. Один завод воюет с другим. За те четыре года, что я нахожусь в этом бизнесе, реально посадили только одного человека. Максимум двоих. Я имею в виду, когда дело дошло до суда и обвинительного приговора. Обычно УБЭП работает для галочки. То, что показывают по телевизору — изъятие дисков, бульдозеры, — чистой воды показуха, перед начальством же им надо отчитываться.
— А как должно быть по закону?
— По закону они должны сделать контрольную закупку и после этого потребовать документы на продукцию. Если они отсутствуют — конфисковать товар, составить протокол и опись имущества. Документов на товар на рынке нет ни у кого, но тем не менее никто от этого ещё не пострадал. Потому что у всех есть «крыша». И с УБЭПом разбирается именно она. Мы в этом не участвуем.
— Где её взять?
— Она сама вас найдёт.
— Сколько стоят услуги «крыши»?
— Как договоритесь. В зависимости от её крутизны и количества павильонов, которые надо «крышевать». Расценки стартуют с отметки $1000 в месяц. Плюс ещё комиссионные, если происходят какие-то ЧП и они их грамотно урегулируют.
— Какая основная проблема у пиратов?
— Конкуренция — от неё никуда не деться.
— А с Российской антипиратской организацией (РАПО) не сталкивались?
— Я о такой даже не слышал.
— Палатку на рынке сложно арендовать? Какие документы для этого требуются?
— Проще простого. Подходите в администрацию и договариваетесь. Документы на товар никакие не нужны. У них в договоре сказано, что арендодатель не несёт никакой ответственности за деятельность арендатора. Вот и всё. Да, нельзя продавать оружие. А пиратские диски — откуда вы знаете, что они пиратские? Даже приезжавшие к нам убэповцы не смогли отличить оригинал от подделки: нужна специальная экспертиза. На глазок это сделать невозможно.
Согласно результатам опроса ВЦИОМ, более половины россиян считают, что спецоперация на Украине проходит скорее успешно. Такой вариант ответа выбрали 65 процентов участников опроса.
— Сколько стоит аренда точки?
— В зависимости от расположения. Ближе ко входу-выходу — дороже, дальше — дешевле. У меня шесть палаток. В среднем за каждые 20 кв. м я плачу 50 тыс. рублей в месяц.
— Ассортимент?
— Всё. Новинки — у нас есть всё, что сейчас идёт в кинотеатрах и крутится на радио, старая классика и даже раритеты. Подделывают всё, на что есть спрос.
— А на что больше всего спрос?
— Чтобы фильмов было побольше на одном диске. Покупателю даже не важно, какого они качества, главное — халява. Понятно, что при четырёх фильмах на одном DVD о хорошем качестве не может быть никакой речи: идёт сжатие информации, что сильно ухудшает и звуковой и видеоряд.
— Где берёте продукцию?
— Мы — у посредников, они — у производителей. Связи с производителем напрямую никто не афиширует. И выйти напрямую на связь с заводом достаточно сложно. Да и неудобно это. Ведь минимальный размер партии, которую закупают посредники, — несколько сотен тысяч дисков. Я, кстати, знаю только один такой завод. Какой — не скажу.
— А дома «на кухне» не пытались производить?
— У меня только заводская продукция. А «на кухне» делают только «болванки». Но ими для DVD сейчас вообще мало кто торгует. В основном на них записываются программы, базы данных. Но у «болванок» масса недостатков. Например, отсутствие защитного слоя. Если поцарапать заводской диск — с ним ничего не случится, а «болванка» будет сразу испорчена. Отличить их очень просто — менее красочная накатка, плохая полиграфия. А вот качество изображения одинаковое, ведь цифровая информация везде одна и та же.
— Какова оптовая цена пиратских дисков?
— $1—1,05 в зависимости от размера партии и упаковки. Я покупаю сразу и аудио, и DVD, и MP3. Иногда продукция поступает в сборе. То есть диск, коробка, обложка, упаковка. Иногда по отдельности. Что на диске записано — отечественный продукт или западный, — без разницы. Цена одна и та же. Это покупатель приобретает информацию, а мы — только диски.
— Зарабатываете хорошо?
— Хорошо. Особенно в новогодние праздники. За пару месяцев можно заработать на приличную иномарку. Самое прибыльное, но и самое рискованное — продавать порнопродукцию и базы данных. Кстати, именно на базах и погорел тот самый человек, которого посадили.
— И сколько сейчас составляет дневная выручка?
— Сейчас маленькая — конкуренция слишком большая. Вы сами не хуже меня знаете, что у каждого метро — по 10—15 точек. Так зачем ехать на рынок на другой конец Москвы, когда всё то же самое есть под боком? В выходные дни я продаю около 100 DVD и 30—40 аудиодисков. В будни — в два раза меньше. Стоимость любого диска — 100 рублей. Умножайте на 6 (количество палаток) — вот и вся дневная выручка. В прошлом году в это время я продавал по 250—300 DVD и в три раза больше аудиопродукции. Ещё нас давит Интернет — там можно скачать все фильмы. Так что, если пиратство и исчезнет, то благодаря не правоохранительным органам, а Интернету.
— Горбушку закрывали «навсегда» несколько раз, а она всё равно живее всех живых. В чём секрет?
— Контрафактная продукции кормит всех)— начиная с рядовых убэповцев и заканчивая учредителями рынков, которые и в Думе сидят, и кое-где повыше.
Мнение правоохранительных органов вышеизложенному, разумеется, противоречит
Филипп ЗОЛОТНИЦКИЙ, сотрудник Управления информации УБЭП ГУВД г. Москвы:
— Сколько уголовных дел было заведено в этом году на пиратов?
— Больше, чем в предыдущем. Причём мы стали изымать больше контрафактной продукции. Нет, на рынке её доля не увеличилась. Просто и мы, и другие правоохранительные органы стали более эффективно работать. За изготовление и реализацию контрафакта с начала 2005 года только в Москве было осуждено около 500 человек.
— А сколько единиц продукции изъято?
— Более 15 млн. штук — дисков и кассет. Кстати, в последнее время изъятая видеопродукция практически не отличается по своему внешнему виду и качеству упаковки от настоящей. Пираты умудряются даже реализовывать свои кассеты и диски через магазины, торгующие лицензионными фильмами, где они продаются по цене родных — 180—200 рублей за штуку.
— Каковы последние успехи работы убэповцев?
— Даже чисто визуально можно заметить, что, к примеру, контрафактных видеокассет в продаже стало значительно меньше. Хотя большая их часть, конечно же, реализуется в регионах, а не в Москве. Что касается других носителей — аудиодисков и DVD, то здесь также проводится достаточно успешная работа. Хотя понятно, что только карательными мерами эту проблему не решить.
— А какие ещё способы борьбы вы используете?
— Мы прекрасно понимаем, что потребитель в России в основной своей массе человек не слишком богатый. И когда у него есть выбор — купить DVD за 100 рублей или за 500, — ясно, что он выберет подешевле. Поэтому мы должны работать сразу в нескольких направлениях. Это и применение мер, предусмотренных российским УК в отношении изготовителей контрафактной продукции и её продавцов, и комплекс экономических мероприятий — в том числе снижение стоимости легальной продукции. Мы работали в этом направлении с некоторыми производителями. Не буду называть конкретных лиц, скажу лишь одно: кое-кто из них снизил цены на свою продукцию до 100—150 рублей. Что, конечно же, способствовало снижению объёмов реализации пиратской продукции.