Безопасность - краеугольный камень любого процесса: деятельности государства, производства и любого аспекта гражданской жизни. Бизнес в этом смысле - не исключение, а скорее яркий и убедительный пример необходимости контроля и защиты на каждом этапе.
Без них невозможно выстроить долгосрочную и успешную стратегию, достичь стабильных результатов, а затем - надежно защитить созданное. Три неполных десятилетия, прошедшие с момента распада СССР, дали массу примеров того, насколько разнообразны угрозы, а результаты многолетнего труда - хрупки и уязвимы.
Рядовой гражданин или организация в мирное время более или менее защищены "бытовыми" средствами безопасности и стандартными гражданскими процедурами и не подвергаются ярко выраженной угрозе. А для предпринимателя почти каждый день - серьезное испытание на прочность. Не случайно любой намек на улучшение привлекает повышенное внимание.
Причины возникновения в обществе диалога о ЧВК
В последнее десятилетие тема частных военно-охранных подразделений в России - в том числе частных военных компаний (ЧВК) - не раз обсуждалась по целому ряду причин. Среди важнейших можно выделить:
• расширение спектра и масштаба угроз, вариантов неправомерного воздействия на бизнес,
• изменение характера и интенсивности социальных процессов, включая миграционные,
• устойчивая тенденция к созданию аналогичных формирований в Европе и Америке,
• наличие отчетливых потребностей и неиспользованных профессиональных ресурсов внутри России.
Как в сиюминутном, так и в долгосрочном плане крайне важными являются такие "экономические" аспекты, как возрастающая потребность в услугах данного типа, потенциальный экономический эффект от создания ЧВОО (частных военно-охранных организаций) и привлечения к сотрудничеству квалифицированных кадров. По мнению руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, эта сфера деятельности способна привлечь десятки тысяч высококлассных кадровых военных, вынужденных сегодня адаптироваться в качестве гражданских служащих или уезжать на работу за рубеж. Более точную оценку - порядка полумиллиона потенциальных сотрудников - приводит президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.
В России
Подход к обеспечению безопасности в России сегодня, с позиции законодательства, формируется в значительной степени исходя из концепции, стоящей на двух тезисах - "охраны имущества" и "ответного реагирования на прямые угрозы". Уже ясно, что такая "усеченная" концепция, существующая в течение двух десятилетий, де-факто не учитывает интересы личности, не обеспечивает необходимой свободы маневра и выбора средств, не позволяет оперативно и оптимально реагировать на вызовы, и зачастую не дает ожидаемого результата.
Сегодня на российском пространстве сложилась парадоксальная картина: спектр услуг и осуществляющих их организаций не отвечает в полной мере потребностям рынка и его участников. Например, услуги, связанные с безопасностью и охраной - независимо от их характера - сегодня предоставляют:
• Подразделения МВД России,
• Вневедомственная охрана (входящая структурно и административно в состав МВД),
• Подразделения специального назначения Вооруженных сил РФ,
В американском разведсообществе полагают, что Россия может начать операцию по трём направлениям, в том числе с территории Крыма и из Белоруссии.
• Детективные агентства,
• Частные охранные организации (ЧОО, ЧОП)
Но по мнению как бизнесменов, так и компетентных специалистов, рассматривающих обеспечение безопасности в спектре, сегодня ни одна из перечисленных структур не удовлетворяет одновременно и полностью запросам бизнеса. В длинный перечень претензий к ним (к каждой - в той или иной степени) входят:
• Недостаточная техническая, тактическая, боевая подготовка,
• Ограниченный опыт, а зачастую отсутствие важного специфического опыта,
• Неосведомленность о мировых тенденциях и достижениях,
• Недофинансированность, ограниченный выбор технических и боевых средств,
• Низкая мобильность, бюрократия, зависимость от административных решений,
• Уязвимость в силу социальной и географической привязки,
• Низкий уровень информационной безопасности,
• в ряде случаев - слабая мотивированность, высокая степень коррупции и многое другое.
Разумеется, нет смысла воспринимать это как системные пороки и бросаться на борьбу с ними. Гораздо важнее признать, что России пора учесть мировые тенденции и приступить к формированию структур, соответствующих ряду актуальных задач.
Серьезным препятствием к росту многие специалисты считают дефекты российского законодательства, регулирующего деятельность организаций в сфере безопасности, наличие нецелесообразных ограничений, отсутствие в ряде случаев ясных принципов административного взаимодействия военно-охранных структур.
Стоит отдать должное: даже в столь "неуютных" условиях охранные компании стремятся совершенствовать средства и методы, предоставляя частным и корпоративным клиентам услуги все более высокого качества. Интересно мнение Александра Шереметьева, руководителя московского ЧОО "Заслон-Т": несмотря на юридические, процессуальные и технические ограничения, даже в нынешнем формате, осуществив кадровые и структурные изменения, компании удалось в 2016 году "значительно расширить список предоставляемых услуг безопасности, а также повысить качество их исполнения, даже не увеличивая стоимость услуг".
И все же - открытым остается вопрос о целесообразности искусственных ограничений, помноженных на многолетнее отставание, в столь важной сфере, как защита интересов бизнеса. В то время, как остальной мир уже активно внедряет новые формы организации и взаимодействия, учитывающие актуальные изменения в обстановке и запросах клиентов.
В мире
Общемировая тенденция в сфере безопасности давно совершила серьезный поворот к созданию специализированных военных структур, задачи которых серьезно отличаются от тех, которые выполняют Вооруженные силы, полицейские ведомства и детективные агентства. ЧВК в большинстве случаев совмещают ряд компетенций и функций, характерных для этих ведомств. В то же время частной военной компании свойственны:
• Высочайшая мобильность и независимость,
• Способность выполнять тактические задачи в любых условиях и в любых регионах мира,
• Полноценное финансирование и как результат - оснащенность военными, техническими и иными средствами,
• Наличие в рядах компании большого числа специалистов любого актуального профиля,
• Высокая мотивированность,
• Сюда же можно добавить в достаточной мере проработанную законодательную базу, на основе которой строится деятельность компаний и осуществляется контроль за ними
В России функции формирования и применения военизированных подразделений принадлежат исключительно государству. Это справедливо, учитывая сложность регулирования в данной сфере и потенциальную опасность утраты контроля. Все иные виды деятельности в сфере обеспечения безопасности регулируются Федеральным законом №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности", не менявшимся с 1992 года. Однако мировой опыт показывает, что иные подходы, в большей степени отвечающие современным, в том числе российским реалиям, существуют.
Угроза военного нападения России на Эстонию остается незначительной, поскольку Москва не хочет конфликта с НАТО. Больше внимания следует обратить на Китай, считают в департаменте внешней разведки.
По разным оценкам, сегодня в мире действует уже более 3000 частных военных и охранных компаний, в рядах которых служат свыше 1 миллиона человек. Свою деятельность ЧВК осуществляют более чем в 110 странах мира, большинство из них зарегистрированы в США, Великобритании и Франции. Объем экспорта военных и охранных услуг, по данным ООН, в разные годы составлял от 20 до 100 млрд долларов в год. Совокупный же объем рынка услуг, по оценкам Tenzor Consulting Group, составляет более 350 млрд долларов в год. Специалисты ЧВК приняли участие более чем в 700 конфликтах, и помимо прямой деятельности, тренируют армейские подразделения в 42 странах мира.
Не стоит упускать из виду и то, что далеко не вся деятельность ЧВК связана с вооруженными действиями и охранными аспектами. Значительную долю составляет "хозяйственная" и иные виды деятельности:
• ремонт и обслуживание боевой техники и вооружения,
• услуги военного консалтинга,
• обеспечение поставок военного снаряжения и обмундирования,
• логистика и сопровождение грузов,
• строительные работы военного и гражданского назначения,
• разминирование территории и сооружений,
• услуги военных переводчиков и многое другое.
В России хватает военных специалистов, способных приносить огромную пользу в любом из данных направлений. Об этом говорит и глава ЧОО «Заслон-Т» Александр Шереметьев: основной состав его компании - бывшие сотрудники силовых структур, включая отряды спецназначения, бывшие и действующие сотрудники ЧВК. За плечами этих специалистов - колоссальный, в том числе боевой опыт выполнения задач высокой сложности, включая охрану судов коммерческого флота в "пирато" (опасных районах Индийского океана), сопровождение и охрана конвоев и караванов в горячих точках планеты, работу по защите миссий ООН и ОБСЕ в Африке и Юго-Восточной Азии.
Таким образом, частные военные и охранные компании играют серьезную роль в экономике, политике и военной сфере развитых стран мира, являются важным фактором реализации национальных интересов. Нет ни малейших сомнений в том, что российские военные способны достойно конкурировать на мировом рынке военно-охранных услуг, осуществляя деятельность как внутри России, так и за рубежом. По мнению Ассоциации индустрии безопасности России, объем рынка охранных услуг только внутри страны уже сейчас может оцениваться в 3-4 млрд долларов.
"Зрелость" и актуальность данного вопроса таковы, что еще в 2005 году Комиссия ООН по правам человека учредила Рабочую группу, представившую в июле 2009 года проект Международной конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными предприятиями, устанавливающий международные стандарты регулирования деятельности ЧВК и их персонала. В 2010 году был принят Международный кодекс поведения частных охранных компаний.
По российским законам
Наличие положительного опыта зарубежных коллег и возрастающие потребности в аналогичных услугах в России со всей неизбежностью приводят к поиску аналогичных решений. И начинать приходится с корректировки законов.
В 2015-2016 годах депутатом Геннадием Носовко на рассмотрение Государственной Думы РФ были представлены две редакции проекта Федерального закона "О частной военно-охранной деятельности". Задачей закона является расширение функций и полномочий военизированных охранных организаций, действующих на территории России, придание им нового статуса, а по сути - преодоление тупика, в котором оказались участники рынка охранных услуг.
Однако законопроект, представленный дважды - в декабре 2015 года и в марте 2016 года - не был одобрен. Стоит признать, что фактическое отклонение законопроекта обосновывается вескими причинами:
• Противоречиями некоторых положений проекта российскому законодательству,
• Отсутствием в стране отработанного механизма, сложностью контроля за деятельностью ЧВОО,
• Неполнотой норм международного законодательства в данной сфере.
а также рядом субъективных соображений - включая "преждевременность", "недостаточную готовность рынка и общества".
Тем не менее, законопроект будет подготовлен к рассмотрению Государственной Думой РФ и включен в примерную программу. Таким образом, созданы правовые предпосылки к созданию частных военных компаний в России, расширению их прав и полномочий, и формированию современного рынка охранных услуг, отвечающего ожиданиям государства и бизнеса.