Когда пропадают вполне годные продукты, очень обидно. И речь даже не об осенних урожаях, когда в подмосковном совхозе умоляют: да возьмите вы эту проклятущую капусту хоть по символическим 10 копейкам за кило (поскольку бухгалтерия не дремлет), сгниёт ведь! Своим мнением поделилась публицист Юлия Пелехова.
В любом крупном городе каждый день пропадают тонны еды. Это и продукты в переходе к стадии «просрочки», и всякие ресторанные остатки. А рядом малоимущим семьям детям молока купить не на что. Так, активисты движения фудшеринга (от анг. food – еда и share – делиться) подумали, что это никуда не годится. И решили организовать справедливую дележку еды на безвозмездной основе. Они по-другому ещё называются фудсейверами – «спасителями еды». Хоть и звучит несколько по-западному, с этаким залихватским привкусом образов Бэтмана с Чёрным плащом, суть начинания вполне даже благотворительная. Подойти в конце дня в магазин, забрать продукты «второй свежести», срок годности которых истекает буквально через день, и распределить по нуждающимся. Да и те же самые рестораны и кафе с удовольствием делятся ненужным, когда знают, кому конкретно это пойдёт. К тому же вывоз на свалку и полигоны для уничтожения тоже денег стоит. В командах спасателей съестного с удовольствием работают и сами малоимущие. Ведь по правилам малую часть «спасённого» волонтёр может забрать себе. И даже обязан, для того чтобы проверить качество передаваемых безвозмездно и строго адресно продуктов.
А вот тут скрывается та самая «засада», отчего у нас даже вполне свежую «санкционку», не только что продукты на грани годности, выгоднее чаще всего выбросить, чем просто так кому-то отдать. На осторожном Западе для таких случаев существуют особые законы и положения вроде «закона доброго самаритянина». Он избавляет организацию, предоставляющую бесплатную продуктовую помощь, от ответственности за возможное не совсем идеальное состояние продуктов. У нас пока что любую крупную торговую сеть за подобную благотворительность можно с лёгкостью привлечь к ответственности как по линии всяких эпидемстанций, так и потребнадзора. Так что сетевые супермаркеты в бесплатное спасение своих пропадающих запасов практически не играют, в отличие от мелких фирм. Те надеются, что 50 килограммов колбасы и пара ящиков печенья ускользнут от внимания проверяющих.
А пока что под дамокловым мечом административной ответственности за свою инициативу ходят сами организаторы фудшеринга. Даже несмотря на то, что тратят на своё благое дело и время и средства. А вот в Интернете то и дело, особенно после крупных праздников, набирает силу движение по отдаче оставшейся ненужной еды. Это всяко лучше, считают активисты, чем прикармливать на стройках голодных собак. Но вот уж где простор Роспотребнадзору!