Версия // Общество // От Новой Земли до дельты реки Лена – география тайных немецких баз

От Новой Земли до дельты реки Лена – география тайных немецких баз

27178

Свастика над Арктикой – 2

В разделе

Этот рассказ - продолжение статьи «Свастика над Арктикой», в которой говорилось о событиях в Заполярье в период с 1931 по 1941 годы. Сейчас речь пойдет о том, что происходило во время Второй Мировой войны в Арктике.

Сюжет: Армия

Война в Заполярье носила иной характер, чем на остальной территории Советского Союза. Даже началась она на семь дней позже, 29 июня 1941 года. Попытка немцев с ходу прорвать границу и захватить Мурманск провалилась. Долина, в которой были остановлены немцы, сейчас называется Долина Славы. Мурманчане её также называют долиной смерти…

В Муста-Тунгури фашисты так и не смогли перейти Государственную границу СССР! Всю войну здесь простояли, не тронутые, пограничные столбы.

На Севере война шла, в основном, в воздухе и на море. В небе она началась то же не сразу. Гитлер планировал воспользоваться возможностями Мурманского порта, и первоначально у люфтваффе был приказ – Мурманск не бомбить. Только после того, как сухопутное наступление захлебнулось и началась позиционная война, люфтваффе начала методически уничтожать город и порт. Перед Северным флотом СССР ставилась глобальная задача – удержать стратегическую обстановку для прохождения конвоев союзников в Мурманск, Архангельск и Молотовск (нынешний Северодвинск), и своих конвоев в Арктику, на восток. Исходя из этого, можно сформулировать задачи немцев в советской Арктике.

Во-первых, немецкому командованию была жизненно необходима информация о метеорологических условиях, как сейчас говорят «в режиме реального времени», в советском секторе Арктики. Эта информация была необходима для «волчьих стай Денница» - групп немецких подводных лодок, действующих в арктических водах. Дело в том, что авиация, базирующаяся на аэродромах Норвегии, перекрывала не все маршруты судов, которые немцы хотели контролировать. Единственным средством, позволяющим решить эту задачу, были подводные лодки. Но им нужна была информация о погоде и ледовой обстановке. Частично эту информацию им давали специальные немецкие метеорологические разведывательные корабли (наверное, это единственный случай во время Второй Мировой войны, когда регулярно применялись подобные суда). Но к востоку от Шпицбергена действовать они не могли. Единственным способом получения метеорологических данных были тайные немецкие метеорологические базы.

Во-вторых, реально, и это правда, немецкие подводные лодки действовали и в Карском море, и восточнее. Подводные лодки во время Второй Мировой имели весьма большой радиус действия, но все равно требовали дозаправки и отдыха экипажей. Так в Арктике появились базы для подводных лодок.

В-третьих. Вот это «в-третьих» спорно и непонятно. После войны были найдены базы, назначение которых неясно до сих пор.

Северный флот вел активную борьбу с немецкими подводными лодками. «На войне, как на войне», борьба шла с переменным успехом. Но об арктических базах немцев руководство флота не знало. Первые упоминания об этих базах появились только в конце 40-х – начале 60-х годов, когда исследования советского сектора Арктики стали регулярными. В советское время о таких находках молчали, информация стала просачиваться только после развала СССР.

Сколько всего было немецких станций и баз в советской Арктике, доподлинно не известно. Ниже будет рассказано только о тех, что были обнаружены после войны.

По теме

Метеорологические станции и базы

Самой известной из всех секретных баз нацистов в советском секторе Арктики считается тайный опорный пункт метеоэкспедиции с радиопозывными «Кладоискатель». Он существовал в 1943—1944 годах (имеются данные, что склады-базы советские летчики наблюдали еще в 1942 году) на самом западном острове архипелага Земля Франца-Иосифа — острове Земля Александры.

Метеорологический отряд под руководством лейтенанта А. Макуса и научного руководителя В. Дресса был доставлен на остров из Тромсё на борту парохода «Кединген». Часть снаряжения отряда была доставлена на самолете. Экспедиция начала свою работу 15 октября 1943 года. Весной-летом следующего года личный состав отравился медвежьим мясом, и немецкие полярники в спешном порядке были эвакуированы на самолете. Впервые об этой секретной базе нашим историкам удалось узнать в сентябре 1951 года, когда сооружения были случайно обнаружены специалистами советской изыскательской партии под руководством Топоркова из «Арктикпроекта».

И этот феномен даже сегодня сложно объяснить. Ведь впервые фашистский самолет типа Do-215, круживший над архипелагом, был замечен советскими летчиками Полярной авиации в марте 1941 года. Во время войны наши полярники наблюдали здесь признаки явного присутствия нацистов. А экипаж Ильи Мазурука (знаменитого советского полярного летчика) — еще и работу неизвестной радиостанции, красные ракеты, чужой склад продовольствия, закрытый металлической сеткой от медведей. И все же лишь 12 сентября 1951 года, когда в пролив Кембриджа, разделяющий острова Земля Георга и Земля Александры, пришел ледокольный пароход «Семен Дежнев», советские специалисты осмотрели остров. Здесь, недалеко от края восточного ледника, в точке с координатами 80 градусов 50 минут северной широты и 47 градусов 04 минуты восточной долготы, была найдена фашистская метеостанция: пять блиндажей примерно на три десятка человек, метеоплощадка и антенная радиомачта.

Метеостанция находилась в полукилометре от берега, на высоте тридцать метров над уровнем моря. Она была незаметна с берега. Жилой бревенчатый бункер состоял из семи комнат - аппаратной, спальни, столовой, кухни, кладовых. На четверть сооружение было зарыто в грунт, а его верхняя часть в целях маскировки была выкрашена белой масляной краской. Жилой бункер окружали окопы с пулеметными гнездами, в которых были найдены два ротных миномета, несколько ручных пулеметов, большое количество боезапаса и мощная радиостанция. В солдатском блиндаже были брошены секретные уставы и журналы метеорологических наблюдений.

Неподалеку на прибрежной осушке лежала небольшая моторная лодка, а в пяти километрах от нее под тентом была брошена компактная, но мощная радиостанция, антенная стойка которой представляла легко убирающееся подобие колодезного журавля. Позже удалось узнать, что на подходах к метеостанции было выставлено минное заграждение из дюжины мин гальванического действия с централизованной системой управления.

По всему было видно, что тайная база была покинута с большой поспешностью. При этом склад продовольствия и важные механизмы базы не были уничтожены. После знакомства с брошенными документами было установлено, что советские гидрологи нашли базу военно-морской метеорологической и пеленгаторной службы кригсмарине № 24, созданную германской метеорологической экспедицией «Кладоискатель». Эти же бумаги позволили установить, почему она была поспешно брошена. Метеорологическая база успешно действовала до конца мая 1944 года. Тогда на мыс Нимрод ушла очередная группа наблюдателей, а оставшиеся в основном лагере полярники после удачной охоты отравились медвежьим мясом и заболели трихинеллезом!

Но лишь через месяц, когда группа с Нимрода вернулась назад, в Тромсё узнали о происшествии. На помощь заболевшим немецким полярникам с норвежской авиабазы Банак прибыл самолет FW-200 (3-й отряд 1-й авиагруппы 40-й бомбардировочной эскадры), с которого на парашютах была десантирована медицинская бригада и сброшено медимущество. По неизвестной причине FW-200 почти шесть часов кружил над территорией метеостанции, но так и не смог приземлиться. Эвакуация экспедиции состоялась только 7 июля 1944 года, когда гидросамолет BV-138 все же вывез всех «кладоискателей».

По теме

Уже после войны удалось узнать, что в конце летней навигации 1944 года в пролив Кембриджа пришла подводная лодка U-387 (командир обер-лейтенант Рудольф Бухлер). Она сняла здесь все наиболее ценное оборудование и метеоаппаратуру и 9 октября доставила груз в Нарвик. Затем снова вышла в море и сняла метеооборудование экспедиций, работавших на берегу новоземельского залива Иностранцева и на острове Медвежий - скорее всего, со станций, которые закончили свою деятельность.

Базы подводных лодок

На острове Земля Александры была не только метеорологическая база, но и база для подводных лодок! Нашли ее в несколько заходов. Дело в том, что у метеорологической базы был свой аэродром! Да-да, в тундре были проложены специальные металлические пластины и создана дренажная система для отвода грунтовых вод. Удивительно, что в 50-е годы рядом с этой взлетной полосой был построен аэродром для советской полярной авиации…

U-387
U-387

В начале 50-х годов один из летчиков экипажа Ильи Мазурука, приходивших осматривать немецкую взлетно-посадочную полосу, случайно наткнулся на вентиляционные шахты, уходящие внутрь скалы. Правда, он успел осмотреть лишь внешнюю часть грота и все, что находилось поблизости от здешнего входа, однако внутрь сооружения спуститься наш летчик не успел, так как начался прилив и вход в подскальную базу стал уходить под воду. Если судить по воспоминаниям В. Бабанова и И. Мазурука, вход в подскальную базу расположен где-то в районе между озером Пинегина и бухтой Дачная или недалеко от восточного ледника. Возможно, здесь речь идет о нескольких входных гротах. База включала в себя две хорошо замаскированные, но достаточно комфортабельные казармы, вместительные продовольственный и топливный склады, склад оружия для подводных лодок и даже небольшую ремонтную мастерскую. Все они были рядом — в «двух шагах» от причалов немецких субмарин. Здесь же были сооружены два подскальных пирса, один из которых был предназначен для погрузки минного и торпедного боезапаса, другой — для ремонтных работ и зарядки аккумуляторных батарей. Небольшой штрих. По соседству с входными знаками бухты Северная в скалу вмурованы мощные швартовые кольца, которые внешне очень похожи на такие же кольца, вмурованные в 1940 году в скалу в губе Большая Западная Лица на «Базе Норд».

Таким образом, открылось, что одним из основных тайных опорных пунктов немцев в советской Арктике был остров Земля Александры, на котором располагались метеостанция, база подводных лодок и взлетно-посадочная полоса!

Однако, такие базы располагались не только на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

С 5 по 20 августа 1943 года экипажем подводной лодки U-255 (входила в группу подводных лодок «Викинг», оперирующей в советской Арктике) на северо-восточном берегу архипелага Новая Земля был создан пункт заправки гидросамолетов-разведчиков BV-138 (в 60 километрах от мыса Желания, взлетная полоса на мысе Константина).

U-255
U-255

Замысел создания такого заправочного пункта был прост по своему содержанию, но оказался сложен в исполнении. С помощью корабля кригсмарине, реже — самолетов люфтваффе, в укромную и безлюдную бухту доставлялись небольшая группа обеспечения и плавёмкости или бочки с авиационным топливом. Здесь бочки складировались. В назначенное время в бухте садился немецкий гидросамолет и, стоя на якоре, ожидал прибытия к борту резиновой шлюпки, буксировавшей к нему топливные емкости. После ее швартовки, топливо с помощью специального насоса перекачивалось в баки прилетевшего гидросамолета. На перекачку одной бочки керосина требовалось приблизительно десять минут, а на заполнение всех баков — в среднем шесть часов. Сложность заправки даже одного гидросамолета заключалась в том, что при самой хорошей организации перекачки, крылатая машина оставалась «привязанной» к району маневренного пункта не менее, чем на десять часов.

По теме

Не забыли нацисты и о Береге Харитона Лаптева. Здесь, на берегу бухты Волчья (архипелаг Норденшельда) в 1946—1947 годах было обнаружено еще одно продовольственное депо гитлеровцев. Там сохранился большой запас норвежских и датских консервированных продуктов и растительного масла, а также склад осветительных ракет «Nicolaus». Более того, на островах Мона сразу же после войны было обнаружено место для отстоя немецких подлодок с большим количеством пустых банок из-под различных консервов и пустых бутылок из-под «Hermann Meyer, Berlin» и датского брусничного сиропа.

Для тайного ремонтного пункта нацистских подлодок были выбраны самые безлюдные места нашей Арктики - вышеупомянутые бухта Волчья и Ледяная гавань, берег островов Мона и Вардропер и бухта Слободская (у восточного берега в Енисейского залива). А с 1944 года еще и остров Столб в дельте реки Лены, и остров Капля в архипелаге Северная Земля.

Непонятное

Все то, о чем было рассказано в предыдущих главах, хоть и неожиданно, но вполне объяснимо логикой войны. Подводным лодкам и авиации, действующим на гигантских просторах Арктики, нужны базы для заправки топливом и ремонта. Но были найдены базы, назначение которых неясно до сих пор. По этому поводу можно только строить версии…

Сначала факты. Самый отдаленный опорный пункт фашистов был создан в дельте реки Лена. По воспоминаниям видевших секретную базу нацистов, она была создана на плоском острове, укрытом от ветров высокой скалой на левом берегу безымянной протоки. Для надежности — имела выход в море Лаптевых сразу через две протоки: Быковская и Исполатова. В тайной базе был построен двухсотметровый бетонированный причал высотой до пяти метров. На причале через каждые десять метров были вмурованы швартовные кнехты. Большая пещера, к которой примыкал причал, сверху была укрыта многометровыми скальными породами на всю длину. Площадка, на которой было складировано примерно шестьсот бочек с соляркой и керосином, по триста литров каждая, была так же укрыта за скалой и соединялась с причалом узкой рельсовой колеей.

Как такое количество топлива было доставлено так далеко на советскую территорию? Если в этом не приняли активного участия моряки «Кометы» (см. первую часть статьи), тогда вопрос пока придется оставить без ответа. Громко о базе на реке Лена заговорили в 1984—1985 годах. При этом, редакции газет «Советская Россия» и «Комсомольская правда» даже планировали организовать сюда специальные экспедиции. Однако по ряду причин ни одна из них не состоялась, а открытая информация о находке, за исключением двух-трех коротких сообщений в газетах, исчезла.

Версии. Одна из версий заключается в том, что по немецким планам переход рейдера «Комет» должен был быть не единственным, и база на реке Лена – своеобразная база для надводных рейдеров кригсмарине.

«Комет»
«Комет»

Другая версия более замысловата. Немцы впервые, еще во времена 1 мировой войны, стали использовать транспортные подводные лодки и подводные лодки-танкеры. Подводные лодки XIV серии предназначались для перевозки 700 тонн дизельного топлива при собственном водоизмещении в 1932 тонны. В немецком флоте их называли «дойными коровами». Были специализированные подводные лодки для перевозки торпед или других грузов. Все это имеет значение вот почему. Расположенный в Печенгском заливе (залив Петсамо) городок Лиинахамари имел важнейшее стратегическое значение, и еще до войны там переплелись интересы Германии, Англии и США. Все дело в комбинате по добыче никеля. В конце концов, немцы подмяли (хоть и не без проблем) его под себя. Из залива Петсамо в Германию пошли транспорты с никелем в Германию. Но есть версия, что Петсамо был своеобразной перевалочной базой для неких грузов из нашей Арктики. Нацистские субмарины через порт Лиинахамари, а возможно, и минуя норвежские базы, скрытно шли вокруг северной оконечности Новой Земли к нашим сибирским берегам. До июня - июля 1943 года этот маршрут заканчивался где-то в районе шхер Минина, а летом 1944 года вытянулся до реки Лена. Происходила странная активная деятельность на советском Севере. Например, в статье Черепкова А. Контрразведка Смерш Северного флота. // Морской сборник, № 6, 2003. С. 80, Боевая летопись Военно-Морского Флота 1944 г. М., 2006. С. 46. рассказывается, что по данным НКВД СССР некие немецкие подлодки приходили к берегам нашей Сибири, высаживали здесь каких-то людей, иногда здесь же ожидали их, а потом забирали своих агентов из отдаленных заполярных стойбищ.

В этой статье изложены малоизвестные факты о Великой отечественной войне в Заполярье. Одну из баз можно было увидеть в репортаже по ТВ о метеостанции на острове Земля Александры. Об остальном мы можем только догадываться. Арктика умеет хранить свои тайны…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.04.2019 17:38
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх