Версия // Общество // Обман потребителей приносит продавцам БАД сотни миллионов долларов и смехотворные штрафы в десятки тысяч рублей

Обман потребителей приносит продавцам БАД сотни миллионов долларов и смехотворные штрафы в десятки тысяч рублей

5483

Добавочная стоимость

Темур Козаев
В разделе

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России признала рекламу биологически активных добавок (БАД) «А/Д Минус» и «Инулин Форте Эвалар» ненадлежащей. Компания «Эвалар» незаконно позиционировала эти БАД как лекарства. Рекламодателю выдали обязательное предписание прекратить распространять ложь. Но разовые запреты вряд ли могут помешать успешному бизнесу производителей БАД, во многом построенному именно на обмане покупателей. После введения в 2006 году поправок, касающихся федерального закона «О рекламе», каждый год пресекается более 8 тыс. нарушений, и значительная их часть связана именно с ненадлежащей рекламой БАД. С 1 января 2012 года по новому закону об охране здоровья граждан законодатели регламентировали общение медиков с производителями лекарств, ограничив доступ последних в поликлиники или на научные конференции, но поскольку БАД не лекарства, их производителям путь к врачам открыт.

Сейчас система регистрации новых биологически активных добавок в России проще и доступнее регистрации лекарств именно потому, что лекарствами они не являются. В мире существуют разные подходы к БАД. Европейский союз, к примеру, резко ограничил их продажу, мотивируя это низким качеством и риском для потребителей. А в США, которые являются мировым лидером в употреблении добавок (35% мирового показателя), напротив, либерализовали порядок регистрации, но клинические испытания проводят по правилам для лекарств.

В нашей стране оборот добавок регулируется законом о безопасности пищевых продуктов, но большинство производителей БАД так или иначе утверждают, что их препараты лечат или служат для профилактики заболеваний. Именно поэтому в 2010 году делались попытки включить БАД в перечень лекарственных средств, а заодно и распространить на них требования, предъявляемые к лекарствам.

«Мы считаем необходимым подвести все биологически активные добавки под регулирование закона «Об обращении лекарственных средств», при этом в ходе регистрации производители обязательно должны доказывать эффективность своих препаратов», – объяснял тогда начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. Однако против такого подхода выступило Минздравсоцразвития. «Мы не меняли свою позицию: в нашем понимании БАД относятся к пищевым добавкам», – говорил представитель министерства. Если бы инициатива ФАС была принята, то производители БАД должны были бы пройти регистрацию продукции как лекарства (по закону она занимает до 210 дней) и проводить клинические исследования, которые должны подтвердить эффективность и безопасность пищевой добавки.

Законопроект, оговаривающий оборот БАД, в Государственную думу вносил депутат Антон Беляков, но, по его словам, «его затормозили лоббисты от Минздравсоцразвития – ведомства, прогнившего насквозь». «На мой взгляд, продажа препаратов, лечебные свойства которых научно не доказаны, может квалифицироваться как банальный обман потребителей или даже мошенничество. По крайней мере на упаковке подобных препаратов должно быть указано, что лечебный эффект от их употребления не подтверждён исследованиями, – настаивает Беляков. – Тем более недопустима любая пропаганда таких средств со стороны врачей и медработников. Я убеждён, что кто-то от кого-то что-то получает. Если «Черника Форте» связана с черникой одним названием, а ведомства об этом молчат, значит, это чья-то личная мотивация, другого объяснения у меня нет».

«Это очень лакомый рынок, его объём в России в целом составляет 2,5 млрд долларов, причём прозрачные продажи из них – только половина, это те биодобавки, которые продают через аптеки, всё остальное – теневой рынок: это сетевые продажи, продажи «Гербалайфа», продажи через «Лавки жизни», – поясняет директор исследовательской компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. – При этом в большинстве случаев продукцию реализуют на дому у потребителя или в неприспособленных местах, что является грубым нарушением действующих государственных санитарно-эпидемиологических правил».

По оценкам аналитического отраслевого агентства «Фармэксперт», отслеживающего продажи в аптеках, объём рознично-коммерческого рынка БАД за январь – ноябрь 2011 года составил в России 869,2 млн долларов в розничных ценах. При этом относительно аналогичного периода 2010 года зафиксирован прирост в денежном выражении в 13,3%. Примечательно, что рост продаж пищевых добавок идёт главным образом за счёт российской продукции. По словам руководителя департамента аналитических исследований агентства Николая Беспалова, ведущие игроки в РФ на рынке БАД – компания «Эвалар», московский завод «Диод» и компания «Фора-Фарм», причём абсолютный лидер среди них – компания «Эвалар»: «Она держит долю рынка около 20%, что в пять раз больше, чем у ближайших конкурентов. По итогам периода январь – ноябрь 2011 года компания реализовала продукции на общую сумму 169,6 млн долларов, относительно прошлогодних показателей рост составляет 6%».

Разумеется, при таких оборотах бизнес не жалеет никаких средств на маркетинг и рекламу БАД. И не слишком следит за соблюдением российского законодательства. Производители добавок через агрессивную рекламу в СМИ попросту обманывают людей, предоставляя заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД. Главный порок – повсеместно производители их рекомендуют как лекарства, хотя и отрицают такие усилия своих маркетологов. Надо сказать, что и по количеству нарушений в области рекламы своих продуктов компания «Эвалар» может дать фору конкурентам.

Последний по времени пример: ненадлежащая реклама биологически активных добавок «А/Д Минус» и «Инулин Форте Эвалар», выявленная 29 декабря 2011 года комиссией ФАС. Компания незаконно позиционировала эти БАД как лекарства. Рекламодателю – ЗАО «Эвалар» – выдали обязательное предписание прекратить распространять ложь. Жалобу подала Российская диабетическая ассоциация, поскольку эти пищевые добавки рекомендовались к применению при повышенном артериальном давлении, а также для снижения уровня сахара в крови, чтобы предотвратить сахарный диабет.

По закону (п.1 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе») БАД запрещается приписывать лечебные свойства. А что же пишет о своих детищах компания? В рекламе БАД «А/Д Минус» производитель с восторгом рассказал, что «красные соцветия гречихи, выращенные на биополях «Эвалар», содержатся в натуральном средстве «А/Д Минус», и, сочетаясь в одной таблетке с экстрактом сушеницы, они «усиливают действия друг друга, что помогает защищать сосуды и тем самым предупредить повышение и скачки артериального давления». Так что для сосудов БАД «А/Д Минус», дескать, будет «прекрасным решением вопроса их укрепления».

В рекламе препарата «Инулин Форте» утверждалось: «Чтобы снизить риск развития сахарного диабета и возникновения его осложнений… значимой частью диеты могут стать препараты на основе растений, давно и успешно применяемых для снижения уровня сахара в крови». В составе «Инулина Форте», как рассказывает производитель, – инулин и экстракт растения джимнемы. Якобы «инулин замещает глюкозу в процессах углеводного обмена и способствует снижению уровня сахара в крови, а джимнема снижает тягу к сладкому, способствует восстановлению клеток поджелудочной железы и выработке собственного инсулина… Регулярный приём поможет нормализовать уровень сахара в крови, улучшить углеводный обмен и снизить риск развития сахарного диабета». Из рекламы можно сделать ложный вывод, что БАД «А/Д Минус» рекомендуется применять при повышенном артериальном давлении, а БАД «Инулин Форте» – для снижения уровня сахара в крови, чтобы предотвратить сахарный диабет. Однако добавками к пище лечиться нельзя, они – не лекарства.

«Эвалар» обвиняют в ненадлежащей рекламе далеко не впервые. Компанию и её филиалы в регионах России предупреждали о введении покупателей аптек в заблуждение и наказывали многократно и… тщетно. Возьмём хотя бы последние три года. В феврале 2009 года «Эвалар» начала рекламировать некий комплекс препаратов «Транзит». Из описания создавалось впечатление, что это вовсе не пищевая добавка, а как бы полноценное лекарство, которое «чистит лимфу от шлаков и токсинов, тем самым избавляя организм от вредного воздействия скопившихся ядов, улучшая состояние кожи, волос и цвет лица, сокращают избыточную массу тела, нормализуют сон и улучшают память». В конце рекламного текста содержалось утверждение о том, что «…лучшее лечение – это очищение!» Естественно, ФАС в апреле того же года наложила запрет на такие утверждения.

В мае 2009 года, ФАС России признала ненадлежащей рекламу крем-геля «Эндокринол», в которой приводилась информация, создающая впечатление, что крем-гель якобы лечит и положительно влияет на заболевания щитовидной железы. В мае же ФАС запретила рекламу БАД «Гинкго Билоба» производства компании «Эвалар», пытавшуюся эксплуатировать погодную аномалию – жаркую погоду. Производитель пытался представить, что БАД «активно действует на сосуды мозга, улучшая его кровоснабжение, положительно влияет на давление и улучшает самочувствие. Несмотря на жаркую погоду, не будут беспокоить головные боли, шум в ушах и головокружение». Ничего подобного от еды – а БАД – продукт питания – происходить просто не может.

Не прошла компания мимо искуса приписать своим БАД лечебные свойства и в офтальмологии. В мае 2009 года ФАС России предписала компании «Эвалар» прекратить недостоверную рекламу БАД «Звёздная очанка». В ней сообщалось, что при возрастных изменениях зрения, в том числе глаукоме или катаракте, одних витаминов недостаточно. И «чтобы не допустить возрастных изменений зрения, нужно дополнительно принимать «Звёздную очанку», которая «способствует поддержанию функционального состояния зрительного аппарата, предупреждая возрастные изменения зрения…».

Пропустим 2010 год, хотя в нём также были многочисленные нарекания, и перейдём к 2011-му. 15 февраля 2011 года по инициативе депутата Государственной думы Антона Белякова состоялось разбирательство по фактам недостоверной рекламы, звучавшей в телеролике о якобы эффективном воздействии при ожирении БАД «Турбослим экспресс-похудение». На экране демонстрировался процесс похудения молодой стройной девушки в джинсах. Как следовало из рекламы, при применении препарата «Турбослим экспресс-похудение» у потребителей уже в течение трёх дней окружность талии и бёдер уменьшается на 3 сантиметра.

Предоставленные компанией результаты клинического испытания, проводившегося в 2008 году в Консультативно-диагностическом центре в городе Бийске, не доказали, по мнению экспертов, связи результатов с приёмом БАД. «Результаты данных клинических исследований ввиду незначительности количества обследованных больных и отсутствия данных о снижении антропометрических показателей у здоровых людей не позволяют сделать вывод о том, что употребление БАД «Турбослим экспресс-похудение» приведёт к коррекции объёма фигуры на 3 сантиметра за три дня в каждом случае», – отметили специалисты.

Уличало в последние годы контрольное ведомство в рекламном вранье и других производителей биодобавок. Компании «Фора-фарм» запретили распространение недостоверной рекламы БАД «Капли Огаркова № 5». ООО «ФармаРелиз» предупредили за распространение в сети Интернет рекламы БАД «Сустажив». Запретили рекламу БАД «Алко-нар», в которой утверждалось, что препарат излечивает алкогольный синдром, печень, желудок и нервную систему, и БАД «Экстракт Тоути», якобы полезную для профилактики сахарного диабета.

Компания «Оазис» создавала впечатление, что БАД «Остеолайн» обладает лечебными свойствами при расстройствах функций и заболеваниях скелета, костной и хрящевой тканей. «Реклама позиционирует данную БАД как средство, которое обладает лечебным эффектом и может применяться в медицинских целях», что неверно, заключило ведомство и наложило административный штраф в размере 40 тыс. рублей.

, считают эксперты. «Учитывая тот объём недостоверной информации, которая обрушивается на потребителя, необходимо вводить огромные штрафы, возрастающие при повторных нарушениях в геометрической прогрессии, – заметил «Нашей Версии» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – А, к примеру, у компаний это обычное явление, экономически им выгоднее нарушать законодательство, заплатить по одному случаю из сотни нарушений, ведь не по всем случаям находится заявитель, так что штраф с оборотом компании никак не связан». Действительно, Федеральная антимонопольная служба зачастую просто не способна отследить все случаи недобросовестной рекламы.

«Подходы к урегулированию рынка БАД могут быть различны, – говорит вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, кандидат медицинских наук, эксперт института «Открытое общество» Кирилл Данишевский. – Первый путь – официально объявить, что БАД, или пищевые добавки, – это таблетированная еда, и тогда честно относиться к ней как к еде, убрать её из аптек в магазины, ни о какой пользе для здоровья или профилактики и речи быть не может. Второй путь, который мне самому ближе, признать, что влияние на здоровье возможно, и расценивать БАД как лекарства, тогда соответственно БАД и регистрировать и проводить клинические исследования, по строгости равноценные лекарствам, и продавать БАД только в аптеках». А пока убытки от штрафов для производителей пищевых добавок меньше, чем прибыли от нарушения законодательства, ситуация будет оставаться сегодняшней, а контроль неэффективным, говорит эксперт. К слову сказать, подчеркнул эксперт, ситуация с недостоверной рекламой абсолютно такая же, как и с рекламой автомобилей или, скажем, молочных продуктов.

Продолжение. Начало темы в № 48 (323) от 12.12.2011

В отличие от настоящих лекарств БАД зачастую даже выглядят привлекательно, не говоря о массированных рекламных кампаниях в их поддержку
lori.ru
В отличие от настоящих лекарств БАД зачастую даже выглядят привлекательно, не говоря о массированных рекламных кампаниях в их поддержку lori.ru

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.01.2012 15:03
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх