Версия // Общество // Обладатель «Голубой ленты Атлантики» сгорел во время стоянки в Нью-Йорке

Обладатель «Голубой ленты Атлантики» сгорел во время стоянки в Нью-Йорке

11505

«Нормандия». Часть 2

Пожар на «Нормандии»
В разделе

Однозначно ответить на вопрос, кто поджёг «Нормандию» сегодня уже нельзя. С момента пожара прошло 77 лет. Архивы молчат. Возможно лишь рассказать о том, кто был заинтересован, чтобы на знаменитом трансатлантике случился пожар.

Гибель «Нормандии»

Переоборудование пассажирского лайнера, особенно атлантического рекордсмена, в войсковой транспорт дело долгое и не простое. Для начала нужно демонтировать и сдать на склад все внутреннее убранство и мебель. Как правило, это дорогие вещи, к тому же, сделанные из горючего материала. А картинам и панно, украшающим салоны судна, подчас место в музеях. Поэтому первая часть работ, не требующих нахождения на судоремонтном заводе, и проводились у пассажирского пирса №88, вторым этапом работ стало изменение внутренних помещений корабля и приспособление их под перевозку тысяч солдат.

9 февраля 1942 года произошла катастрофа. В «Гранд Салоне» команда рабочих была занята разрезанием переборок газовыми горелками. Не заметив искр, рабочий случайно поджёг кипу спасательных жилетов. На борту тогда не было пожарных, а система пожаротушения была отключена. Уже через 19 минут со всех концов Нью-Йорка, завывая сиренами, мчались к причалу French Line пожарные машины. На лайнер, окутанный клубами дыма, хлынули мощные потоки воды, но пламя, раздуваемое сильным северо-западным ветром, не унималось. К 15 часам 30 минутам оно охватило прогулочную палубу. Гигантский корпус начал крениться на левый борт. Спустя несколько минут пламя пробилось на шлюпочную и солнечную палубы, а чуть позднее занялся мостик. К 23 часам 30 минутам крен достиг 40°, а 10 февраля 1942 года в 2 часа 39 минут потоки грязной воды и жидкого ила со дна Гудзона хлынули в роскошные внутренние помещения самого дорогостоящего судна в мире, легшего на бок прямо у нью-йоркского причала. Лайнер, входивший в первую тройку крупнейших и быстроходных судов, способный принять почти целую стрелковую дивизию, в самый разгар войны был выведен из строя.

«Нормандия» в ожидании разборки
«Нормандия» в ожидании разборки

Владимир Юркевич, а он в то время находился в США, прибыл на место аварии и сказал, что есть шанс спасти судно, не дав ему перевернуться, если открыть кингстоны и позволить судну лечь на дно Гудзона. Но его даже не захотели выслушать.

На следующий день Юркевич устроил в своей нью-йоркской конторе небольшую пресс-конференцию, на которой привел основные технические причины гибели «Нормандии», совсем недавно рекламируемой как непотопляемое судно, и дал четкие ответы на три главных вопроса, волновавших прессу.

По теме

1.Почему огонь распространился так быстро?

Потому, — отвечал Юркевич, — что во время переделки были удалены некоторые водонепроницаемые переборки, и потому, что пожарная система корабля была отключена, а частично даже разобрана. Большое количество свежей краски на борту также способствовало распространению огня.

2. Почему судно перевернулось?

Потому, — объяснял инженер, — что балластные отсеки двойного дна не были заполнены; слишком много воды было налито на верхние палубы и надстройку, и не был гарантирован ее быстрый сток.

3. Почему электрическое освещение вышло из строя во время пожара?

Потому что электрогенераторы судна не работали, а питание поступало с берега. Когда начался пожар, береговое электроснабжение было либо отключено, либо оборвался кабель. Это сыграло роковую роль. Без электропитания не могли сработать герметичные двери с электроприводом, а также сигнальная и спринклерная система.

С опрокинувшимся лайнером надо было что-то делать. Спустя двенадцать дней после пожара было решено, что все помещения будут накачаны воздухом для восстановления плавучести. Но это означало, что все трубы, мачты и надстройка будут срезаны. Вокруг судна были размещены плавучие краны для срезания. Водолазы загерметизировали весь корпус. Были заварены все иллюминаторы, отверстия в корпусе и надстройках судна. В 1943 году судно выровняли и 3 ноября с креном в 2° корпус «Нормандии» отбуксировали вниз по Гудзону.

Намеренная халатность, диверсия, или «Коза Ностра»?

Нью-йоркские репортеры появились около горящей «Нормандии» раньше, чем агенты ФБР, и корреспонденции с места катастрофы, опубликованные в газетах того времени, позволяют довольно точно воспроизвести последовательность событий. Вечером 9 февраля руководитель спасательных работ на «Нормандии» адмирал Эндрюс сообщил корреспондентам, что 128 рабочих получили тяжелые ожоги. Тогда же он сделал и первое официальное заявление о причине катастрофы: «Один газорезчик удалял с колонны канделябр в главном салоне, и искры из-под его резака случайно попали на груду капковых спасательных поясов. Капок очень горюч, поэтому огонь распространился так быстро по палубе, заваленной поясами. Подозрений на диверсию нет!»

11 февраля 1942 года газета «Нью-Йорк Геральд трибюн» писала - «Халатность сыграла на руку врагу с такой же эффективностью, как диверсия». Так что же было причиной пожара? Давайте рассмотрим все версии.

1. Во время войны Конгресс США возложил вину на ВМФ США, флот – на фирму-подрядчика и на пожарных. Вроде, все сходилось. Злого умысла не наблюдалось. Обычная халатность. Сварщик, срезавший канделябр, не подумал о щите, защищающем от искр. Представитель фирмы не дал команду об уборки спасательных жилетов из зоны сварки, и т.д. Тем более, что статус «Нормандии» и Франции вообще в начале войны был несколько двусмысленен. Но после войны появились другие мысли…

2. В 50-е годы в США активно разрабатывалась версия диверсии – поджога «Нормандии» немецкой разведкой. Сразу скажем – прямых доказательств нет. Но было несколько любопытных фактов. Во-первых, есть отчеты ФБР о слежке за известными немецкими агентами в Нью-Йорке. Из этих отчетов следовало, что немецкие агенты регулярно визуально контролировали ход работ на «Нормандии». Во-вторых, есть любопытные свидетельства американского репортера нью-йоркской газеты «Эм Пи» Эдмунда Скотта, который после нападения японцев на Пёрл-Харбор, получил редакционное задание проверить, возможна ли диверсия в порту Нью-Йорка. Он переоделся в докера и получил место рабочего на «Нормандии». Находясь на лайнере, он несколько раз имитировал разные виды диверсий, но никто на него не обращал внимания. По окончанию задания, журналист передал всю информацию в Антисаботажный отдел Морской комиссии США. Чиновники комиссии на сообщение журналиста внимания не обратили.

3. Есть и совсем экзотическая версия. Якобы к пожару на «Нормандии» причастен известный гангстер Лаки Лучиано. Смысл версии заключается в том, что Лучиано предупреждал контрразведку США о том, что атлантические порты страны уязвимы для немецких диверсий. Гангстер предложил властям свои услуги по обеспечению безопасности портов в обмен на уменьшения своего срока заключения. Ради убедительности своего предложения, мафия и подожгла «Нормандию». Выглядит эта версия фантастически.

Эпилог

Президент Рузвельт проконсультировался с Уильямом Френсисом Гиббсоном, одним из лучших корабелов страны, можно ли восстановить «Нормандию» как пассажирский лайнер. После обсуждения планов и стоимости было решено пустить остов судна на металлолом. Сразу же после окончания войны в Европе военный министр США Джеймс Форрестол заявил: «Слишком большая ширина „Лафайетта“, препятствующая его проходу через Панамский канал, делает его применение на Тихом океане невозможным, а потому американский флот отказывается от него». «Нормандию» ждала разделка…

Юркевич сопротивлялся, как мог. Он даже обращался в Государственную закупочную комиссию СССР в Вашингтоне, предлагая купить лайнер и берясь восстановить его в былом блеске всего за 2 миллиона долларов. Но ничего уже сделать было нельзя.

В 1946 году правительство США избавилось, наконец, от лайнера, продав «Нормандию» фирме «Липсетт инкорпорейтед» («Lipsett Inc») по цене железного лома и, некогда самое дорогостоящее судно в мире, было приобретено за 162 тысячи долларов. 29 ноября 1946 года в 7 часов 38 минут утра буксиры потащили обезображенный корпус в Нью-Йорк на разделку.

К середине 1947 года 150 газорезчиков и крановщиков за восемь месяцев превратили в груду лома гордый и изящный корабль, над сооружением которого 14 тысяч французских рабочих трудились почти три с половиной года. Как считают в США, они «компенсировали» Франции ее национальную потерю. После войны ей было передано 20 пароходов типа «Либерти», строительство которых было поставлено американцами на поток и которые шли по цене миллион долларов за штуку.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.08.2019 13:40
Комментарии 0
Наверх