Версия // Культура // Обилия громких кинопремьер в 2009-м ждать не стоит

Обилия громких кинопремьер в 2009-м ждать не стоит

1795

Кризис с жанром

Самой долгожданной премьеры не будет: на очередного Шрека не хватило денег
В разделе

В конце 2007 года отечественная кинобратия ликовала: российский кинематограф буквально возрождался из пепла. Количество фильмов, снимаемых в нашей стране, росло не по дням, а по часам. Некоторые картины не только стали прибыльными, но и собирали в нашем прокате кассу, которая не снилась голливудским. Увы, наступивший год, похоже, нарушит эту благостную картину. Мировой экономический кризис повлияет как на наш кинематограф, так и на зарубежный. Это становится понятным уже даже по перечню самых ожидаемых премьер 2009 года. Что нас ждёт в наступившем 2009 году, выяснял корреспондент газеты «Наша Версия».

Год 2008-й порадовал тем, что количество лент, снятых в России, увеличилось. Правда, стоит отметить, что названия многих из них ничего не скажут зрителям: «Блаженная», «Браво, Лауренсия», «Вареники с вишней», «Иллюзия страха» – список можно продолжать ещё долго. Эти и многие другие фильмы не дошли до широкого проката: одни были низкого качества, другие не получили поддержки промоутеров, у создателей третьих не хватило средств на рекламную кампанию.

С другой стороны, в последние несколько лет в России начали осваивать новый жанр – блокбастеры. В 2008 году сразу три отечественные картины перешли отметку 20 млн. долларов. Это «Ирония судьбы. Продолжение», заработавшая за время проката более 50 млн. долларов; «Адмиралъ», собравшая 33 млн. долларов; «Самый лучший фильм», который, несмотря на то что после первого уик-энда интерес к нему резко упал, получил 27 млн. долларов.

Сколько будет сниматься в новом году картин, пока неизвестно, но уже понятно, что их будет не слишком много. Уже известно, что почти 50% российских кинопроектов заморожено или приостановлено и большинство из них скорее всего так и не будет закончено.

«Наше кино в кризисе, и в первую очередь экономическом, – говорит известный кинокритик Кирилл Разлогов. – Фильмы в основном делаются в кредит, поэтому много сейчас проектов остановлено. Если ещё три-четыре месяца назад я оценивал состояние российского кино как безусловно позитивное, то сейчас склонен оценивать его как очень рискованное. Именно в силу особого характера кинопроизводства, в котором финансирование имеет большое значение. Когда этот источник исчезает, картина просто не снимается. Я знаю, что Владимир Владимирович Путин обещал большие деньги в 2010 году. Которые тоже, я уверен, будут не очень рационально расходоваться. Посмотрим, как будут развиваться события. Может быть, кризис, наоборот, оздоровит ситуацию. А возможно, он задушит и плодотворные начинания».

На кризис сетуют и кинопрокатчики. Генеральный директор компании Movie Research Олег Иванов доволен темпами роста сборов за 2008 год, которые «говорят о том, что всё больше людей открывают для себя кино». Но, по его прогнозу, в 2009 году из-за финансового кризиса темпы роста сборов сократятся до 10–20%. «К сожалению, по инфраструктуре серьёзных изменений пока нет, — сетует он. — Не появилось крупных производителей, не расширяется сеть кинотеатров, и в условиях кризиса вряд ли стоит ждать изменений».

С этим мнением согласны и другие кинопрокатчики. «Рост сборов в 2008 году был прогнозируем, — считает коммерческий директор Top Film Distribution Инна Слаповская. — Количество кинотеатров и залов увеличилось, уровень обслуживания в них вырос, в кино приходят новые технологии — всё это не могло не привести к притоку зрителей».

Но Слаповская сомневается, что темпы роста сохранятся в 2009 году: «По идее, рост должен был идти по нарастающей, но исходя из ситуации в стране в это верится слабо».

Схожая ситуация из-за кризиса и в Голливуде. Представители голливудских кинокомпаний уже заявили, что в следующем году сократят количество кинопроектов на 20%. Так, кинокомпания Paramount Pictures решила отложить выпуск двух уже широко разрекламированных картин — «Солист» и «Сопротивление». Paramount Pictures намерена сокращать расходы: в следующем году компания выпустит лишь 20 картин, на пять меньше, чем в текущем году.

По теме

Universal урезала бюджет на следующий год на 500 млн. долларов и отказалась финансировать масштабный проект стоимостью 130 млн. долларов Стивена Спилберга и Питера Джексона — картину «Тантан» по мотивам бельгийских комиксов. DreamWorks отложила премьеры запланированных на вторую половину 2009 года продолжения мультфильмов «Шрек», «Мадагаскар» и «Кунг-фу Панда». А Warner Bros. более чем на полгода перенесла премьеру очередного фильма о Гарри Поттере. Таков результат влияния экономического кризиса на «фабрику грёз».

Первыми пострадают крупные проекты стоимостью от 50 млн. долларов, на реализацию которых кинокомпании обычно брали кредиты в банках. К тому же большинство голливудских студий является частью медиахолдингов, доходы которых во многом зависят от рекламы. Падение рекламных поступлений моментально сказалось на их финансовых показателях. К примеру, по результатам трёх кварталов прошедшего года доходы Viacom (материнская компания Paramount) упали на 37%, выручка Walt Disney (Miramax, Pixar) — на 13%. Нетрудно заметить, что почти все премьеры – это продолжения уже вышедших фильмов. Причём прошлый год также не отличался новыми масштабными проектами. «Мумия-3», «Индиана Джонс – 4», «Тёмный рыцарь» – всё это сиквелы. Так что, разговоры о сценарном кризисе, причём не только в Голливуде, но и у нас, видимо, не лишены оснований.

«Современный кинематограф переживает кризис не только в финансовом плане, о чём свидетельствует огромное количество ремейков и сиквелов, – уверен кинорежиссёр Эльдар Рязанов. – У меня впечатление, что в современном кино недостаёт новых идей и соответственно сценариев. Об этом говорит мода на многочисленные ремейки и сиквелы хороших и известных фильмов. Если какой-то фильм имел успех в прошлом, его берут и переснимают заново. Это гораздо легче, чем создать собственный фильм с нуля, по своей идее. Между тем сейчас в России замечательное новое поколение актёров. И я могу легко снять тот же «Гараж-2», но делать этого не буду».

Впрочем, в Голливуде ситуация примерно такая же. Сейчас и там снимается очень мало хороших историй. Правда, на фабрике звёзд сами студии подчас боятся вкладывать деньги в новые фильмы, поверить в коммерческую выгоду новой истории, поэтому и идут по проторённой дорожке. Так что неудивительно, что в списке самых ожидаемых картин лишь продолжения или заведомо обречённые на успех ленты. Правда, чтобы зрители не решили, будто в Штатах начался новый кризис идей, продюсеры уже сейчас судорожно скупают права на экранизации книг. А также просматривают периодику на предмет интересных статей и выпытывают у издательств интересные рукописи ещё неопубликованных произведений — в этом году количество сделок по покупке прав на экранизации, как никогда, высоко. Впрочем, рукописи киностудии покупают, а вот экранизируют они лишь единицы, потому что сиквелы и ремейки гораздо с большей вероятностью становятся кинохитами.

«Нынешний кризис в кино напоминает мне рубеж 50–60-х годов, когда сократилась посещаемость кинотеатров, когда верность кино сохранили в основном студенчество и интеллигенция, а голливудская стратегия была построена на том, что нужно искать какие-то новые средства выражения в пику телевидению – широкий формат, широкий экран, большой экран, – говорит кинокритик и киновед Кирилл Разлогов. – Богатые постановочные картины, по существу, доказали, что они не приносят соответствующего успеха. И хотя фильмы, которые делались в Голливуде, смотрело большое количество зрителей, они были коммерчески значительно менее успешными, чем картины Антониони и Бергмана, потому что они стоили чудовищных денег. Фильмы же этих двух выдающихся режиссёров снимали за гроши, а молодёжи они были интересны, они приносили прибыль. Так что вполне возможно, что сейчас может начаться очередная волна интеллектуального философского кино. Ведь в условиях кризиса недорогие картины будут экономически выгоднее».

И, наконец, ещё один нюанс. Дело в том, что все картины, которые выйдут в этом году, сняты были ещё до кризиса. Следующие 2–3 года будут гораздо более трудными как для российского кино, так и для голливудского.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.01.2009 15:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх