Версия // Общество // Нынешние выпускники школ не знают, к каким экзаменам готовиться

Нынешние выпускники школ не знают, к каким экзаменам готовиться

1832

Классовая борьба

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На прошлой неделе почти для 25 млн. человек начался новый учебный год. Для тех, кто в этот раз будет оканчивать школу и поступать в вузы, он станет особенным. Выпускникам школ впервые придётся сдавать ЕГЭ, не рассчитывая на дополнительный балл, который в этом году превратил многие «двойки» в «тройки». К тому же без сертификата ЕГЭ нельзя будет поступить в вузы. Они, кстати, с 1 сентября 2009 года полностью переходят на двухуровневую систему: бакалавриат – магистратура. Все эти и другие новшества призваны установить в России единый стандарт образования...

На прошлой неделе почти для 25 млн. человек начался новый учебный год. Для тех, кто в этот раз будет оканчивать школу и поступать в вузы, он станет особенным. Выпускникам школ впервые придётся сдавать ЕГЭ, не рассчитывая на дополнительный балл, который в этом году превратил многие «двойки» в «тройки». К тому же без сертификата ЕГЭ нельзя будет поступить в вузы. Они, кстати, с 1 сентября 2009 года полностью переходят на двухуровневую систему: бакалавриат – магистратура. Все эти и другие новшества призваны установить в России единый стандарт образования. Конечная цель – к 2012 году выполнить задачу, поставленную министром образования и науки Андреем Фурсенко, а именно добиться европейского уровня образования уже к 2012 году. Но пока эти попытки приводят по большей части к неразберихе и дают возможности для множества толкований действующих правил.

Реформа в сфере образования куда больше ставит вопросов, чем даёт ответов. Во-первых, не видно конца спорам вокруг единого госэкзамена (ЕГЭ). ЕГЭ уже давно расколол образовательное сообщество на два лагеря. Первые во главе с министром образования и науки Андреем Фурсенко выступают за необходимость его полного и повсеместного внедрения. Вторые в лице ректоров ведущих вузов под предводительством ректора МГУ Виктора Садовничего, хотя формально и подчиняются новым требованиям, всё равно ищут лазейки для того, чтобы унификации в оценке знаний избежать.

Возможно, дискуссия была бы закрыта, не будь такого предмета, как математика. ЕГЭ именно по этому предмету породил печальную сенсацию: оказалось, что его не в состоянии сдать около 25% выпускников школ. Правда, в этом году их спасла страховка – система «+1 балл», которая автоматически сделала всех двоечников троечниками. Андрей Фурсенко, выступая недавно перед депутатами Госдумы, во всём обвинил качество подготовки в российских школах. Многие другие считают, что плохой результат – следствие неправильной формы экзамена.

Ранее министр образования и науки заявлял, что его ведомство рассматривает два варианта проведения экзамена. Первый: оставить обязательный экзамен только в 9-м классе, а в 11-м предоставить выпускникам выбор, сдавать математику или нет, сохранив обязательность только для профильных школ. Второй: разрешить выдавать аттестаты с «двойками», оставив математику обязательной. Ни один вариант пока не выбрали. Мало того, по словам того же Фурсенко, оба варианта неудобны. Если оставить ЕГЭ по математике обязательным лишь в 9-м классе, это сразу отрицательно скажется на и без того низком уровне знаний выпускников. Что касается аттестатов с «двойками», то вряд ли школы согласятся на их выдачу, ведь это сразу закроет дорогу в вузы многим зачастую одаренным в гуманитарной сфере выпускникам.

Решаться судьба ЕГЭ по математике будет в октябре-ноябре на традиционной встрече с региональными министрами образования, которая проходит в Москве раз в полгода. Фурсенко заявил, что новая система проведения ЕГЭ по математике заработает, если с двойкой по этому предмету нельзя будет поступить в вуз. По мнению же преподавателей, если старшеклассник не пропускает занятий по математике и хоть как-то делает домашние задания, то он может сдать на «удовлетворительно» ЕГЭ по математике.

По теме

По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Любови Глебовой, до начала декабря 2008 года будут приняты 12 нормативно-правовых актов, которые обеспечат введение ЕГЭ в штатный режим. А до этого времени продолжатся дискуссии в экспертном сообществе о том, в каком формате проводить экзамены в конце нового учебного года. В конце сентября обсуждение будет вестись в Госдуме и Общественной палате.

В Рособрнадзоре обсуждают и количество обязательных экзаменов в следующем учебном году, а также возможность включения вузов в разработку заданий ЕГЭ. Включение высших учебных заведений в этот процесс должно устранить недоверие к нововведению с их стороны.

Изменятся в новом году и зарплаты учителей, правда, не всегда в лучшую сторону. В этом году будет осуществлён перевод на новую систему оплаты труда. В Минобрнауки уверены, что такой подход позволит существенно увеличить доходы лучших педагогов. Новая система заключается в следующем: зарплата будет состоять из базовой и стимулирующей части. Надбавки к базовой части будут распределять школьные советы, в которые войдут в том числе и родители учеников. Соответственно, если школьный совет посчитает, что учитель работает хорошо – ему выплатят больше денег, если плохо – меньше. Скоро такая система может распространиться и на вузы. Пока система действует только в 32 регионах – победителях комплексных проектов модернизации образования, которые проходили два года подряд. По мнению экспертов, все школы России могут перейти на новую систему оплаты труда уже к 2010 году.

Этот учебный год станет последним переходным перед окончательным вступлением в силу закона о двухуровневом высшем профессиональном образовании. С 1 сентября 2009 года абсолютно все вузы должны перестроить свои программы на два уровня – бакалавриата и магистратуры. По тем специальностям, которые невозможно освоить в два приёма, сохранится степень специалиста. Эти изменения в работе вузов – один из ключевых шагов на пути к полноценному присоединению к Болонской системе.

Согласно уже принятой программе развития образования в 2009–2012 годах, к 2012 году 60% граждан должны быть довольны своим образованием (сегодня – 40%). У пятой части выпускников вузов будет диплом международного образца (сейчас лишь у 2%), а несколько российских вузов войдут в число 500 лучших в мире. Расходы на достижение мировых стандартов Минобрнауки оценило в 1,152 трлн. руб.

Есть и негативная сторона гонки за лидерством. К концу реформы могут исчезнуть 80% из 1108 существующих вузов. По мнению Андрея Фурсенко, которым он в июле поделился с президентом Дмитрием Медведевым, сегодня не более 50 университетов и 150–200 вузов соответствуют тем жёстким требованиям, которые должны предъявляться к такого рода учебным заведениям. Остальные вузы можно превратить в филиалы или средние профучреждения, предложил Фурсенко. В данный момент разрабатываются новые критерии отнесения вузов к университетам, академиям и институтам. Первыми под нож пойдут те вузы, которые по итогам проверок Рособрнадзора будут признаны неспособными дать качественное образование. Фурсенко, однако, заверил, что никаких административных методов воздействия на вузы с целью их закрытия предприниматься не будет и задача закрыть сто, двести или тысячу вузов ни перед кем не стоит. При оценке уровня вуза будет не важно, является он государственным или негосударственным.

Особо одарённым ученикам будет предоставлена возможность поступить в вуз без сдачи единого госэкзамена. (Главное, не прогадать, ведь в эпоху образовательных перемен можно запросто поступить в институт, который закроют.)

Предполагается, что будет три уровня олимпиад. Их победители, в зависимости от уровня, получат определённое количество баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Первый уровень предполагает участие в состязаниях не менее 3 тыс. учащихся из 30 субъектов РФ (27 олимпиад), ко второму уровню (1,5 тыс. учащихся из 15 субъектов РФ) относится 8 олимпиад, а к третьему (300 участников из 3 субъектов РФ) – 80 олимпиад. Пока, однако, не до конца утверждён список предметов, по которым будут проводиться состязания. Однако уже сегодня Фурсенко уверен, что олимпиады в отличие от ЕГЭ будут более тонким инструментом для того, чтобы проводить отбор среди талантливых школьников. По его словам, если ЕГЭ точно позволяет понять, кому следует заниматься наукой, а кому нет, то олимпиады должны показать, кто из способных учащихся может это делать лучше. За проведение олимпиад выступает ректор МГУ Виктор Садовничий. Первые туры олимпиад нового образца, дающих льготы при поступлении, пройдут уже в октябре.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.09.2008 12:11
Комментарии 0
Наверх