Версия // Конфликт // Независимым «бензиновым королям» следовало бы не «сматывать шланги», а закатать губы

Независимым «бензиновым королям» следовало бы не «сматывать шланги», а закатать губы

27750

Топливные боссы хотят дорогой бензин

ПавелуБаженову и «бензиновым королям» Владимиру Чирскову и Юрию Чубко следовало бы не «сматывать шланги», а закатать рукава Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ
В разделе

«Мы прогнозируем возможность всероссийской забастовки АЗС!» - пригрозил в открытом письме Владимиру Путину глава «Независимого топливного союза» Павел Баженов. Он и его товарищи по топливному бизнесу заявляют: достигнутое между правительством и нефтяными компаниями соглашение о сдерживании цен на бензин и солярку окончательно их разорит. «Независимым АЗС останется только смотать шланги», - предупреждают авторы письма. Вот только почему их словам нет веры?

Разозлило бензоторговцев вот что. Как известно, 12 ноября после поручения Владимира Путина решить проблему роста цен на бензин вице-премьер Дмитрий Козак подписал договор с десятью крупнейшими отечественными нефтяными компаниями о стабилизации цен на моторное топливо. Правительство и нефтяники согласовали объем поставок нефтепродуктов в крупный и мелкий опт. Это позволит заморозить цены на заправках на уровне конца мая - начала июня 2018 года. Одновременно правительство принято решение зафиксировать маржу между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4%. Более высокий рост цен сразу же станет поводом для внимания антимонопольщиков и последующей проверки.

С одной стороны это даже удивительно, что в стране нашлись люди, недовольные ограничением дикого роста цен на топливо. Однако же это так. Плач по дорогому бензину неожиданно прозвучал в исполнении так называемых «независимых операторов» - владельцев небольших, преимущественно региональных, заправок и нефтеперерабатывающих заводов. В своём открытом письме, направленном на имя президента, они уверяют – они и так уже ничего не зарабатывают, а предпринимаемые правительством меры вообще приведут к их разорению. Мол, крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) ограничивают поставки топлива, кроме того они смогут выжить за счёт экспорта и оптовых продаж бензина, а независимым продавцам деваться некуда. Так что надо повышать цены. В противном случае будет устроена стачка.

Оставим за кадром моральный аспект ситуации, при которой требование для соотечественников ещё большего роста цен на фоне общего падения доходов иначе как скотством назвать сложно. Не будем сейчас говорить и о том, что угроза проведения топливной забастовки выглядит весьма похоже на экстремизм.

Независимые операторы занимают до 30% топливного рынка, в связи с чем одномоментная остановка всех АЗС приведёт к транспортному, экономическому и социальному параличу. «Эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает ФАС. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену», - комментировал ситуацию глава «Роснефти» Игорь Сечин. Рассмотрим лишь один аспект – почему независимые операторы так не хотят играть по единым для всех и прозрачным правилам. Оказывается, причина проста: похоже, слишком много лёгких и не всегда чистых денег придётся тогда потерять.

Девиз российского бизнеса: «Прибедняйся!»

Взять, к примеру, Дальний Восток, где «Приморский топливный союз» попытался организовать с 14 по 16 ноября забастовку АЗС. Ранее его президент и учредитель Владимир Чирсков комментировал – мол, для сдерживания цен необходимо прежде всего создать равный доступ независимых операторов к покупке топлива, в связи с чем ВИНКи должны наполнить рынок достаточным объемом нефтепродуктов. Также крупные компании якобы завышают цены и поставляют бензин прежде всего на свои АЗС.

Вероятно, на граждан, непосвящённых в тонкости деятельности топливного рынка такие аргументы могут показаться серьёзными. Однако данные, приведённые компанией «Роснефть», показывают обратное. Судя по статистике, только в течение текущего месяца в целях бесперебойного обеспечения внутреннего рынка топливом она почти в два раза увеличила нормативы биржевой торговли по бензинам. Также были превышены нормативы по продаже дизельного топлива. При этом поставки как на собственные АЗС, так и сторонним игрокам осуществлялись по единым для всех ценам, сформированными на базе биржевых индикаторов.

Вот и Владимиру Чирскову вряд ли стоит жаловаться. Только в сентябре принадлежащая ему компания нефтебаза ООО «Комплект-Сервис» получила 3274 тонны моторного топлива. Бензин и солярку Чирсков продаёт через принадлежащую ему сеть АЗС «Октант» - её выручка в прошлом году составила 1,5 миллиарда рублей. «Комплекс-Сервис» выручил и того больше – 2,6 миллиарда. Согласитесь, не похоже, что топливный босс доедает последнюю горбушку.

Другим учредителем «Приморского топливного союза» является Юрий Чубко, владеющий ООО «Уссурнефтепродукт», нефтеперерабатывающим заводом «Голубая звезда» и сетью из 34 заправок. Его компании поставляют топливо всем крупным предприятиям Приморского края, отчего Чубко некоторые называют «бензиновым королём» Приморья. При этом сам Чубко вроде как предпочитает проживать в США. А что – в прошлом году заправки принесли под 1,5 миллиарда рублей, так что может себе позволить.

Само собой, терять сверхдоходы не хочется. Впрочем, эксперты признают – заявляя о потере доходов, независимые торговцы отчасти правы. Вот только лишаться прибылей из-за заморозки цен придётся всем, и ВИНКам в том числе. Аргументы о том, что те всё равно получат своё благодаря экспорту, по факту оказываются ничтожны – некоторые ВНИКи продают за рубеж только 2,3% от всего объёма бензина класса «Евро-5». Всё дело в том, что большие компании давно научились зарабатывать на сопутствующих товарах, предлагая посетителям своих АЗС кофе, закуски и всякую нужную в дороге мелочь. В итоге водителям гораздо приятнее и удобней заехать на заправку с кафе и чистым туалетом, чем заправляться у «независек». К тому же покупая у них бензин, с которым порой не знаешь куда приедешь – домой или в автомастерскую.

Цепочка сверхдоходов

На самом деле проблема эта не выдумана. В комитете по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей признают - объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на российском рынке достигает 60%. Причём основным источником самопального бензина, напрочь убивающего моторы, выступают как раз «независимые» заправки и связанные с ними такие же «независимые» нефтебазы и нефтеперерабатывающие заводы. Только в начале года были закрыты 2 мини-НПЗ и 30 заправок, торговавших контрафактом.

Действует система так. К примеру, имеется местный «топливный король» вроде того же Юрия Чубко (совпадение, конечно же, случайно), владеющий всей цепочкой – нефтеперерабатывающим заводиком, собственной нефтебазой и сетью заправок. По документам «независимый» НПЗ делает так называемый «технический бензин», а по факту – настоящий. Правда, качество его так себе – купить хорошее новое оборудование частник не может, слишком дорого и денег жалко. Но какая разница, сколько проходит машина на этом суррогате, зато не надо платить акцизы, которыми облагается выпуск бензина.

Еще один источник сверхдохода – своя нефтебаза. Достаточно для вида купить у крупной компании партию качественного бензина, который затем можно разбавить, «улучшить» присадками и продать через собственную сеть заправок. И всё – греби деньги лопатой!

Не потому ли так возмутились инициаторы «топливных забастовок», что в рамках подписанного с правительством соглашения крупные игроки призвали власти проверить работу независимых АЗС? «Независимые» АЗС привыкли осуществлять свою деятельность «в серой зоне» без ведения налогового учета, при отсутствии контроля за качеством и источниками происхождения реализуемых нефтепродуктов. Они не несут никакой ответственности за обеспечение потребителей нефтепродуктами, а в регионах «фактически монополизируют рынок, формируя цепочки фиктивных посреднических компаний и превращая их в центры прибыли», - отметили в «Роснефти». Кстати, есть предположение, что инициаторы забастовок в Приморье, похоже, продают гораздо больше бензина, чем получают с нефтебаз…

Так что суть протеста, похоже, ясна, как белый день. Грянут проверки – настанет конец серым схемам, прикроется источник сверхдоходов. Ради их сохранения можно пойти на всё, даже организовать забастовку и оставить регионы без топлива. Безумие? Что ж, не зря говорилось, что ради 300% прибыли некоторые пойдут даже на преступление. А сколько получают «разоряющиеся» бензиновые боссы, мы уже знаем.

Прямая речь

Игорь Сечин, глава «Роснефти» (из интервью «Ъ FM»):

Независимые сети действительно провозглашают, что у них 60%, на самом деле это не больше 30%. А 70% — у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену.

Я приведу пример одного из регионов, где у нас шесть АЗС из в целом 300 работающих. Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, я не всех помню даже, но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети. Поразительная вещь. И сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний. Вот, например, в Приморском крае есть огромная компания, которая называется «Октан». У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе.

В целом в мире прослеживается тенденция, когда сети привязаны к НПЗ. Так и есть. Но при этом у нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально интегрированные компании, в соответствии с антимонопольным законодательством, вынуждены подстраиваться. Но мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно.

Универсальные решения должны быть связаны с плавающим акцизом, с переносом акциза с НПЗ на колонку, что позволит и бороться с контрафактом, и перевести этот налог на потребителя, а не на заводы.

Важно реализовать наше предложение, которое касается распределения справедливой нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка (речь идет о том, чтобы каждая нефтекомпания направляла на переработку не менее 17,5% добываемого сырья). Мы (имеются в виду все российские нефтяники) добываем примерно 520 млн тонн нефти в год в стране. Мы абсолютно точно понимаем задачу, которую ставит президент страны — наполнить розничный рынок доступным и экономически обоснованным по цене топливом. Что это значит? Мы (Россия в целом) потребляем 90 млн т нефтепродуктов. Это как раз и есть 17,5% от общего количества добычи. Значит, если мы наполним рынок этим объемом, то никакого риска дефицита не будет. Это самое главное. Больше того, если рынок будет заполнен, то, вероятно, и цена снизится, потому что не будет рисков дефицита, правильно? Вот над этим и надо работать.

Михаил Леонтьев, пресс-секретарь «Роснефти»:

Игорь Иванович Сечин в общем достаточно полно объяснил ситуацию, которая связана с нездоровой активностью так называемых независимых АЗС, точнее некой группы лоббистов, которая от их имени выступает. Все эти лоббисты являются активными игроками местного рынка. И не просто игроками, а полумонополистами или монополистами, перекупщиками и трейдерами. И когда они говорят, что им не хватает каких-то объёмов, они в своих розничных сетях реализуют, они реализуют малую часть того, что они закупают. И надо очень серьёзно посмотреть, как они это реализуют, потому что маржа эта получается в процессе накрутки между цепью аффилированных посредников. Мы уже говорили о том, что вообще эти так называемые независимые сети не несут никакой ответственности. Ни за устойчивое обеспечение региона топливом, они не перерабатывают почти ничего, а если перерабатывают, то гонят такую бодягу, что лучше бы они вообще ничего не перерабатывали. Они не платят акциз, что, на самом деле, удивительно, потому что акциз платится с розницы и с потребителя, а они являются непосредственно, собственно, контактируют с потребителем. Они не несут никакой ответственности за качество топлива. При этом они нагло и абсолютно лживо шантажируют местную власть, а через неё федеральное правительство. И они жалуются на оптовые цены. Ребята, что же вы жалуетесь на опт, если вы столько закупаете? То есть вам это выгодно. Всё, чем они занимаются, как правило, оно некоторым образом подходит под определенную статью уголовного кодекса.

Алексей Мухин, Генеральный директор Центра политической информации:

Любопытно, что в Приморском крае частные сети закупают в 4, а то и 5 раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объёмы настолько превышают потребности, это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными к тому же с местными властями.

С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, - чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» НПЗ.

На бирже, к сожалению, ситуация также далека от идеальной. Инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30% нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон. Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они осуществляют договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя.

Никита Кричевский, экономист:

Кризисная ситуация на топливном рынке возникла не сегодня. Это нарыв, который созревал не один год. До поры до времени ВИНКи терпели эту ситуацию. Но в тот момент, когда так называемые независимые АЗС откровенно закусили удила и начали изображать из себя «униженных и оскорбленных», при том, что большинство из них являются по большому счету обычными спекулянтами, терпение ВИНКов, наконец, закончилось. Крупные компании вскрыли этот старый нарыв, обратив внимание общественности на то, что на бирже и региональных рынках бал правят перекупщики, формирующие посреднические цепочки и продающие колоссальные объемы нефтепродуктов своим аффилированным структурам. Эти недобросовестные компании попросту решили нагреться на топливном кризисе, используя создавшуюся ситуацию для получения сверхприбыли, руководствуясь классическим «маловато будет».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.11.2018 22:06
Комментарии 1
Наверх