Версия // Общество // Немецкий подводник Гюнтер Прин прорвался в главную военно-морскую базу Великобритании и потопил линкор

Немецкий подводник Гюнтер Прин прорвался в главную военно-морскую базу Великобритании и потопил линкор

25722

Взрыв в Скапа-Флоу

U-47
В разделе

В этой статье мы расскажем об одной победе Кригсмарине во Второй мировой войне. Победе, о которой спорят до сих пор, которая окружена легендами и тайнами, хранящимися в сейфах британского Адмиралтейства.

Сюжет: Армия

Прорыв

Октябрь 1939 года. Вторая мировая война только начала раскручивать свой маховик. У Германии подводных лодок немного, достаточно сказать, что у Советского Союза их в несколько раз больше. Это потом, во время войны, в Германии наладят поточное производство субмарин. Всего до и во время войны в Германии будет построено 1153 подводные лодки. А к началу войны их было всего 57 единиц. Но экипажи на них подготовлены отлично. Командиры используют весь опыт, полученный немецким флотом в Первую мировую войну.

Командир подводной лодки U-47 лейтенант Гюнтер Прин получил очень сложный приказ – проникнуть в Главную базу Флота метрополии Соединенного королевства и атаковать находившиеся там крупные корабли – линкоры и авианосцы. В ночь на 14 октября подводная лодка U-47 под командованием лейтенанта Гюнтера Прина проникла в английскую базу через пролив Керк. Не найдя добычи в западной части акватории, Прин начал обследовать восточную. Вскоре он обнаружил при сложном ночном освещении линкор «Роял Оук» и линейный крейсер «Рипалз». Позиция для атаки была идеальной. После первой атаки оба английских корабля получили повреждения. Перезарядив аппараты, Прин повторил атаку. Три торпеды, достигшие цели, решили участь «Роял Оука».

HMS Royal Oak
HMS Royal Oak

После атаки было ликование в Берлине, и очень сдержанная реакция в Лондоне. Англичане признали потопление линкора «Роял Оук» (HMS «Royal Oak»). И сразу же возникли вопросы. Скапа-Флоу очень тщательно охранялась, в первую очередь от подводных лодок. Все фарватеры были перекрыты несколькими рядами противолодочных сетей, на остальных возможных для подводных лодок проходах были затоплены старые суда и понтоны. Как же Прин проник в базу и почему он докладывал об атаке двух кораблей? Попробуем ответить на эти вопросы.

Легенда о часовщике

По условиям перемирия 1917 года немецкие корабли были сосредоточены на рейде Скапа-Флоу, где были затоплены своими экипажами. Одним из немецких офицеров там был Альфред Веринг. После затопления кораблей он оказался на грани нищеты, денег у него не было. Он был военным моряком, у которого было единственное увлечение – часы. Это и привело безработного моряка в одну из немецких часовых фирм. В качестве коммивояжера Веринг объездил страны Европы, где помимо коммерции, занимался и разведкой, выполняя задания германской военной разведки. Так продолжалось до 1926 года, когда Веринг решил осесть в Швейцарии. В традиционно нейтральной стране он не только освоил в совершенстве профессию часового мастера, но и сменил фамилию и подданство. В 1927 году швейцарский гражданин Ортель эмигрировал в Великобританию и поселился в городе Керкуол.

Здесь необходимо небольшое пояснение. Город Керкуол расположен на острове Мейнленд Оркнейского архипелага. Это север Шотландии, рядом с Главной базой ВМФ Великобритании Скапа-Флоу. Немецкие подводники безуспешно пытались проникнуть в неё ещё во время Первой мировой войны.

HMS Royal Oak на Мальте
HMS Royal Oak на Мальте

Новый житель Керкуола открыл в городе свой часовой магазин. Так как городок приморский, увлечение Ортеля парусным спортом и рыбной ловлей не выглядело странным. Его поведение было самым лояльным, а образ мысли – благонамеренным. Никто не обращал внимания на то, что этот англичанин (в 1932 году Ортель получил английское гражданство) предпочитал ловить рыбу и ходить под парусом в районе проливов, соединяющих гавань Скапа-Флоу с Северным морем. Ортель совершал свои прогулки именно там, где находились управляемые минные поля, посты наблюдения, противолодочные сети и блокшивы, которые закрывали входные фарватеры в гавань. Никаких формальных запретов ВМФ Великобритании по плаванию в районе военно-морской базы Ортель не нарушал. Но, тем не менее, к 1938 году в сейфах Абвера и группы I M «Военно-морской флот» (Gruppe I М Marine) - военно-морской разведки Германии находилось описание системы обороны Скапа-Флоу – схемы минный полей, расположение береговых постов наблюдения, блокшивов, графиков разводки противолодочных сетей и так далее.

В один из октябрьских вечеров под предлогом того, что погода дождливая и клиентов не предвидится, Ортель закрыл свой магазин ранее положенного срока. Достав из тайника спрятанную коротковолновую рацию, он на несколько секунд вышел в эфир. 13 октября, U-47 приблизилась к Оркнейским островам. В оговоренной точке она приняла на борт «часовщика», который, выполняя функции лоцмана, благополучно провел подводную лодку через пролив Керк в гавань Скапа-Флоу, а после вывел лодку обратно.

Альберт Оркель исчез, вместо него опять появился офицер Кригсмарине Альфред Веринг. Такова легенда. Объективна, она выгодна обеим сторонам. Она дает ответ на самый болезненный вопрос – как подводная лодка проникла в Главную военно-морскую базу Великобритании. Ведь действительно, и это подтверждено, в ночь атаки, блокшива, который должен был быть затоплен для закрытия фарватера, не было, и проход в базу был открыт. Для чего это было сделано – вопрос другой. Главное, что именно в этот день, лодка U-47 воспользовалась появившейся возможностью.

Как представляется, версия неправдоподобна. И вот почему. В таком небольшом городке, как Керкуол, появление, а спустя несколько лет внезапное исчезновение владельца магазина, к тому же иностранца по происхождению, не могло остаться незамеченным. Расследование, проведенное после войны газетой «Оркней Геральд» показало, что ни старожилы города, ни чиновники мэрии, ни часовщики города – никто не слышал о Альберте Ортеле. Официальные источники так же отрицают эту версию. Скорее всего, она была придумана англичанами во время войны, чтобы хоть как то объяснить свой прокол с противолодочной обороной Главной базы.

Диверсия

Эта версия «народная» и зиждется на двух утверждениях. Во-первых, уцелевшие члены экипажа «Роял Оук» утверждали, что только один взрыв был взрывом торпеды, а остальные были взрывами от заложенных мин. Во-вторых, в близлежащих городках появились стойкие слухи, что немецкие агенты находились на самой базе и они пронесли бомбы на линкор. Серьезно воспринимать эти версии явно не стоит.

Второй корабль

Вот этот вопрос, пожалуй, самый интересный. Гюнтер Прин в своем рапорте доложил, что он атаковал два корабля – линейный корабль «Роял Оук» и линейный крейсер «Рипалс». По официальному заявлению Адмиралтейства, в ту ночь на рейде Скапа-Флоу находились только два крупных корабля – линкор «Роял Оук» и старый транспорт гидроавиации «Пегасус», причем якорные стоянки этих двух кораблей находились друг от друга на большом расстоянии.

HMS Repulse
HMS Repulse

Почему же Прин всё-таки сумел пройти через заграждения Главной военно-морской базы? Британское адмиралтейство объясняет это роковым стечением обстоятельств – блокшив, который должен был закрыть проход, которым воспользовался Прин, прибыл в бухту на сутки позже. Англичане явно не ожидали от немцев такой осведомленности об охране своей базы. Можно предположить, что часть информации о Скапа-Флоу немцы получили еще в мирное время – её посещали немецкие боевые корабли. Часть информации дала постоянная воздушная разведка немцев. Последняя, и самая главная часть информации, - это радиоразведка, благодаря которой немцы узнали о том, что в проливе Керк имеется «щель», и что скоро она будет закрыта. Таким образом, прорыв Гюнтера Прина был очень хорошо продуман и обеспечен.

Pegasus
Pegasus

Так что же произошло с атакой на второй корабль? Прин доложил, что им потоплен линейный корабль «Роял Оук» и поврежден линейный крейсер «Рипалс». Англичане ответили лаконично – «Рипалс» находится в море. Немцы утверждают, что у второго корабля, опознанного Прином как «Рипалс» было две трубы. У «Пегасуса» она была одна, и к тому же расположена она была в кормовой части судна. Кроме того, точка якорной стоянки «Пегасуса» находилась на удалении от места стоянки «Роял Оука». Двухтрубными британскими линкорами и линейными крейсерами на тот момент в составе Флота метрополии были «Ринаун», «Рипалс», «Худ» и «Айрон Дьюк». Вышел ли к тому времени «Ринаун» в Южную Атлантику для преследования немецкого карманного линкора (тяжелого крейсера) «Граф Шпее»? Англичане во время войны виртуозно овладели искусством говорить полуправду. Было заявлено: - «Рипалс» ночью с 13-го на 14-октября 1939 года был в море» Это факт. Три линейных крейсера «Рипалс», «Ринаун» и «Худ» имели, в общем-то, похожие силуэты, и ошибиться в их опознании во время ночной атаки Прин мог. Есть еще один факт, никем не отрицаемый, но и не афишируемый. Дело в том, что «Худ» (HMS «Hood»), линейный крейсер водоизмещением 42 000 тонн, самый крупный военный корабль в мире на то время, развивал скорость 31 узел. Обнаруженный немцами 2 октября, восемь дней спустя после атаки Прина, он с трудом давал 25 узлов. Не являлась ли потеря максимальной скорости следствием торпедной атаки U-47?

Последствия атаки

Конечно, атака и потопление «Роял Оука» было важно и значимо. Но еще более важным итогом атаки стало неверие британского флота в безопасности своей Главной военно-морской базы и, как следствие, вывод из неё кораблей флота. Немцы, просчитав этот шаг, предусмотрительно закрыли этот сектор своими минными полями, выставленными с подводных лодок. Результат не заставил себя долго ждать 21 ноября в заливе Фёрт-оф-Ферт новейший легкий крейсер «Белфаст» подорвался на магнитной мине, серьезно повредив киль. Крейсер встал на длительный ремонт. 4 декабря в Лох-Ю флагман Флота метрополии линейный корабль «Нельсон» подорвался на мине, был серьезно поврежден и надолго выведен из строя. Вывод из строя «Нельсона» хранился англичанами в строжайшей тайне.

Отказ от Скапа-Флоу до тех пор, пока база не будет защищена от атак подводных лодок должным образом – вот главное достижение атаки. К тому же этот отказ опровергает версии саботажа, диверсий и законспирированных немецких агентов.

Взрыв в Скапа-Флоу – это одна из тайн Второй мировой войны, которая будет открыта только тогда, когда рассекретят британские архивы военного периода.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.08.2019 10:25
Комментарии 0
Наверх