«Версия» решила узнать позицию Федеральной антимонопольной службы по поводу обмена клиентами между Сбербанком и его дочерним Сетелем Банком. Процедура оформления кредита в системе «Сбербанк Онлайн» выглядит так, будто крупнейшее кредитное учреждение недобросовестно манипулирует заёмщиками.
Редакция «Версии» направила в ФАС официальный журналистский запрос по поводу манипуляций в личном кабинете клиента на сайте Сбербанка. Мы предполагаем, что в системе «Сбербанк Онлайн» допущена реклама одного товара под видом другого. Кроме того, история, которую мы рассказали читателям пару недель назад, позволяет предположить, что Сбербанк целенаправленно вводит своих клиентов в заблуждение. В связи с этим редакция попросила Федеральную антимонопольную службу изучить данный вопрос и сообщить, не нарушает ли Сбербанк российское законодательство.
Напомним, что корреспондент «Версии» – действующий клиент Сбербанка – обнаружил странное при подаче заявки на получение кредита через свой личный кабинет на сайте кредитного учреждения. На страничке красовался огромный баннер, сообщавший о рекордном снижении ставок по кредитам и предлагавший получить деньги по ставке от 11,5% годовых. Решив, что речь идёт о новом кредитном продукте Сбербанка, корреспондент начал оформлять заявку на получение займа. После заполнения анкеты система «Сбербанк Онлайн» предложила ему подписать договор с неким Сетелем Банком, о котором он раньше ни разу не слышал.
В пресс-службе Сбербанка нам подтвердили, что организация под началом Германа Грефа передаёт заёмщиков в ООО «Сетелем Банк», которое является его дочерней структурой. Однако, нетрудно заметить, что несмотря на участие Сбербанка в его капитале, Сетелем Банк – самостоятельная организация с отдельной банковской лицензией и собственным руководством. При этом процедура подачи заявки на кредит в системе «Сбербанк Онлайн» устроена так, что невнимательный клиент Сбера может не осознавать, что заключает договор с посторонним кредитным учреждением и передаёт ему персональные данные. По состоянию на сегодняшний день, заметку об этой ситуации прочитали больше 18 тысяч человек.
Стоит добавить, что в 2017 году филиалы Сетелем Банка в различных регионах России неоднократно нарушали закон о защите прав потребителей. Например, Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поймало Сетелем на навязывании заёмщикам дополнительных платных услуг. Проверки в Тверской и Тамбовской областях показали, что банк включал в договора условия, ущемляющие его клиентов. А во Владикавказе филиал Сетелем Банка и вовсе работал без вывески.
Редакция «Версии» ожидает, что Федеральная антимонопольная служба ответит на запрос в ближайшее время. Мы обязательно доведём до наших читателей позицию ведомства по поводу манипуляций в системе «Сбербанк Онлайн».
Для удобства и получения доступа к различным кредитным продуктам в Сбербанк Онлайн клиент в соответствии с действующим законодательством предоставляет право на обработку своих персональных данных как Сбербанку, так и его дочернему банку — Сетелем Банку. Обработка персональных данных осуществляется банками Группы Сбербанка только с согласия клиента. В случае заинтересованности клиента в предложении Сетелем Банка оформление кредитной документации происходит в центрах продаж Сетелем Банка или осуществляется с выездом представителя Сетелем Банка к клиенту. Выдача кредитов происходит в соответствии с действующим законодательством.
Ну если Сетелем является дочерней структурой банка, то никаких нарушений нет. А если клиент невнимательно читает договор, то это его упущение, ведь там все черным по белому написано и никто не заставляет подписывать его не глядя.