Версия // Власть // На Западе почти не сомневаются – А321 был уничтожен террористами

На Западе почти не сомневаются – А321 был уничтожен террористами

3530

AIR-акт

Это отверстие на корпусе упавшего лайнера вызвало многочисленные споры о том, что на борту произошёл взрыв бомбы. Основанием для этого послужил отогнутый наружу кусок обшивки. фото: РИА Новости
В разделе

Всё более становится очевидным, что крушение Airbus А321 в небе над Синаем скорее всего не трагическая ошибка пилотов и не «техническая неисправность», а «результат внешнего воздействия». Уже обнаружены элементы, не относящиеся к конструкции самолёта; зафиксирована инфракрасными датчиками с американского спутника «тепловая вспышка», что означает взрыв бомбы, топливного бака или двигателя.

Этот номер нашей газеты уже был готов к печати, когда пришло сообщение: Россия отменила все полёты в Египет, признав тем самым неоднозначность версии о поломке на борту. Значит, всё-таки теракт?

Настораживает и реакция Запада. Она видится как минимум странной. Президент США Барак Обама допускает, что разбившийся в Египте российский самолёт был уничтожен в результате взрыва: «Определённо есть вероятность, что на борту была бомба». И британский премьер Дэвид Кэмерон также считает «более вероятным», что аэробус потерпел крушение в результате взрыва. При этом ни тот ни другой не называют спецслужб, на чьи данные они могли бы сослаться, делая свои громкие заявления. И тут явно что-то не так: очень похоже на то, что спецслужбы, как говорится, не при делах и никаких данных о взрыве у них нет и в помине. А заявления Обамы и Кэмерона, таким образом, чистый блеф, цель которого – заставить занервничать их российского коллегу Владимира Путина. «Западу очень выгодно загнать Путина в тупик, вынуждая его принять «вызов» террористов и существенно расширить с ними борьбу, – поясняет востоковед Анатолий Несмиян. – Либо Путину придётся признать, что в таких условиях борьба с терроризмом выглядит для него неподъёмной задачей, свернуться и уйти из Сирии. Собственно, есть и третий вариант, когда Путин закусит удила и сообщит, что будет воевать до последнего террориста. Любой вариант устраивает Запад – поэтому лидеры США и Британии и делают такого рода заявления».

К слову сказать, во время недавней встречи в Лондоне с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси британский премьер гораздо тщательнее выбирал выражения: «Мы не можем быть уверены, что российский лайнер разбился в результате теракта, но это представляется всё более вероятным». Зато ас-Сиси поспешил дезавуировать заявления запрещённого в РФ «Исламского государства»* о причастности к теракту, назвав его пропагандой, направленной на подрыв стабильности и безопасности Египта. Ас-Сиси понять можно: если это теракт, то египетскую туристическую отрасль ждут нелёгкие времена. Чем дольше продлится неясность, тем лучше для Каира. Между тем Би-би-си сообщила: британские следователи полагают, что взрывное устройство могло быть установлено в грузовом отсеке A321 непосредственно перед взлётом. По данным английских журналистов, некто, имеющий доступ к багажному отсеку самолёта, мог поместить взрывное устройство сверху или внутри багажа. Так или иначе, но правительство Великобритании на всякий случай запретило авиакомпаниям Соединённого Королевства летать в Шарм-эш-Шейх. Вслед за Британией ряд других европейских стран прервали авиасообщение с этим курортным городом и отказались летать над Синайским полуостровом, на территории которого действуют отряды вооружённой оппозиции.

Между тем в Москве предостерегли от преждевременных выводов о причинах крушения и отметили, что регулярно появляющиеся в прессе «выводы, сделанные до окончания официального расследования», крайне затрудняют работу официальной технической комиссии. В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «говорить официально о версиях крушения пока невозможно», а глава Росавиации Александр Нерадько призвал авиационное сообщество «воздержаться от преждевременных заключений».

По теме

Тем не менее слово «теракт» звучит всё чаще. И похоже, что всё-таки небезосновательно.

«Техническая неисправность – это самая маловероятная причина»

Предположения о том, что имел место именно террористический акт, придерживается и эксперт Леонид Токарский – в недавнем прошлом один из самых известных специалистов израильского концерна «Авиационная промышленность».

– Есть четыре вида аварий в авиации, – утверждает он. – Техническая неисправность, человеческий фактор, некое внутреннее воздействие, внешнее воздействие. Так вот, я очень хорошо знаком с устройством авиалайнера Airbus A321 и могу утверждать, что техническая неисправность – это самая маловероятная причина.

По словам Токарского, система безопасности этого самолёта продумана до мельчайших подробностей; что бы ни произошло, какая бы «деталь» ни вышла из строя, всегда есть некий «дублирующий вариант», предусматривающий работу в экстренном режиме. Так, если, скажем, отказал один из двух двигателей, то самолёт вполне успешно может совершить посадку.

Что же касается второго параметра – человеческого фактора, то и он, по мнению Токарского, не играет сегодня особенной роли.

– Нынче пилоты – по большей части статические фигуры, ибо всё решает автоматика.

Проблемы могут начаться только тогда, когда пилот берёт управление на себя по каким-либо причинам. Как было, скажем, в том случае, когда французский пилот, оставшись один в кабине, решил покончить жизнь самоубийством, – уверяет он.

Отметает Токарский и такую причину, как изношенность самолёта.

– Этот термин вообще идёт от невежества, – заявляет эксперт. – Современные авиалайнеры обладают колоссальным запасом прочности. Более того, надёжность использования машины гарантируется четырёхуровневым техническим обслуживанием – от ежедневного до специального, когда проверяются тщательно все детали и узлы самолёта. Любая деталь, любой прибор в данном случае имеют свою документированную «историю», их невозможно подделать и тем самым спровоцировать катастрофу.

Потому, как утверждает Токарский, он и склоняется к версии о хорошо продуманном террористическом акте.

– Я полагаю, что есть лишь две причины, приведшие к трагедии. Это либо попавшая в авиалайнер ракета, либо взрывчатка, сработавшая внутри самолёта.

Кстати, любопытен опрос, проведённый израильским порталом Zahav.ru, в котором респондентам предлагалось оценить различные варианты причин, повлёкших за собой трагедию с рухнувшим самолётом. Так вот, почти 70% опрошенных пришли к выводу, что главная причина – это взрывное устройство, доставленное боевиками на борт лайнера.

Бедуины в аэропорту Шарм-эш-шейха готовы на всё

Увы, с технической точки зрения организовать подобного рода теракт не составляет большого труда. Мы не знаем на 100%, насколько профессионально организована безопасность аэропорта Шарм-эш-Шейха. Но мы знаем о ситуации в Египте вообще и на Синае в частности.

Среди персонала аэропорта Шарм-эш-Шейха много бедуинов, мягко говоря, не симпатизирующих властям, которые относятся к ним как к людям второго сорта. Именно это высокомерное и безразличное отношение побудило многие бедуинские племена поддержать радикальные группировки на Синае. В большинстве своём речь идёт о молодых людях из бедных многодетных семей, для которых не то что миллион, но даже 10 тыс. долларов – баснословные деньги. Добавьте к этому застарелые обиды, и станет понятно, почему бедуинский мужчина без больших сомнений примет предложение экстремистов «помочь правому делу». Кроме того, несмотря на усилия властей, и прежде всего президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, в спецслужбах Египта находится много сторонников исламистских группировок типа запрещённой в РФ «Братья-мусульмане»**. Вспомним, что именно ими был убит Анвар Садат осенью 1981 года. Они пойдут на сотрудничество с экстремистами не из обиды и желания наживы, но по идеологическим соображениям. И они точно знают, что их единоверцы не пострадают, потому как в самолёте находятся только иностранные туристы – «гяуры».

По теме

Остальное – дело техники. Бомба может быть пронесена на борт грузчиком, сотрудником службы охраны или кем-либо ещё из персонала. Служба безопасности может «не заметить» человека, проникшего через внешние заграждения; техник, занятый досмотром борта, может «случайно» повредить двигатель или заложить взрывное устройство. Установить виновного, возможно, и удастся, но он уже будет вне досягаемости среди соплеменников, кочующих по гигантской пустыне Синайского полуострова.

Всё это делает теракт вполне возможным с технической точки зрения и мотивированным идеологически, учитывая действия РФ в Сирии. Вот и военно-политический обозреватель Алекс Векслер полагает, что не зря группировка «Вилайят Синай» («Провинция Синай», бывшая «Бейт аль-Макдис»), ассоциированная с запрещённым в России «Исламским государством», взяла на себя ответственность за авиакатастрофу. По его словам, в пользу этой версии говорят многочисленные факты. Как утверждает Векслер, Синай сегодня кишмя кишит игиловцами, у них весьма разветвлённая сеть осведомителей и своих людей повсюду, включая, разумеется, и аэропорт. Таким образом, им ничего не стоило незаметно пронести взрывчатку и подложить, скажем, её в багажное отделение.

– Кроме того, – говорит Векслер, – я внимательно проанализировал все сообщения, поступавшие с самого начала исчезновения самолёта, и сразу же обратил внимание на их противоречивость, причём как с египетской, так и с российской стороны. Складывалось впечатление, что нас упорно хотят увести от «террористической версии» как наиболее вероятной. Дело в том, что если подтвердится версия с диверсией, – отмечает Векслер, – то возникает, по сути, новая ситуация, при которой Египет должен признать, что несёт всю полноту ответственности за эту трагедию, а Россия вынуждена будет согласиться с тем, что случившееся – это результат её участия в военных действиях в Сирии. Ни одной, ни другой стороне этого не хочется.

ОПЫТ

По законам военного времени

Лучшее средство предотвратить теракт – искать террористов, а не бомбу

Даже если выяснится, что причиной катастрофы А321 был не теракт, России всё равно придётся изменить своё отношение к обеспечению безопасности полётов. Готовы ли к этому отечественные спецслужбы и общество в целом?

Призывы к ужесточению норм безопасности уже прозвучали. При этом упор делается на повышение уровня технической оснащённости постов безопасности, а также усиление патрулирования. Однако специалисты отмечают: сегодня в мире есть только один пример успешного противостояния террористической угрозе. Опыт этот – израильский. И успех его базируется совсем на иных приёмах. Которые, увы, в России пока что не развиты вообще.

Аэропорт Бен-Гурион считается одним из наиболее надёжных в мире по той причине, что главная роль отводится здесь не техническому контролю (на каком бы высоком уровне он ни осуществлялся), а работе сотрудников безопасности, опрашивающих пассажиров ещё до регистрации. В большинстве своём это девушки, обладающие развитой интуицией и навыками психологической работы. Их цель – разговорить человека и внешне невинными вопросами заставить потенциального террориста запутаться и начать волноваться, тем самым выдав себя. В случае если возникает подозрение, начинается уже второй этап досмотра – с тщательной технической проверкой.

При этом, по словам бывшего консультанта по вопросам безопасности в аэропорту Бен-Гурион Рафи Села, концентрация внимания на предметах, перевозимых пассажирами (от перочинных ножиков до бутылок с водой и парфюма), приоритет чему отдают в большинстве аэропортов мира, – ошибочный шаг. «У нас вы можете пронести на борт стаканчик с кофе, это не важно. Мы проверяем прежде всего пассажира, а не его багаж. Если ты законопослушный гражданин, какая разница, что ты берёшь с собой на борт?» – говорит он. Вот и Рафаэль Рон, бывший директор службы безопасности аэропорта Бен-Гурион, напоминает, что мегатеракт 11 сентября был совершён с помощью «японских ножей» для вскрытия картонных ящиков, которые вообще не считались оружием. Искать, как утверждает он, следовало не оружие, а террористов. И именно непосредственный разговор, визуальный контакт, интуиция и наблюдение за собеседником лучше всего выдадут его намерения.

Второй приём борьбы с террористами по-израильски – создание сужающихся «концентрических кругов» безопасности вокруг самолёта. В западных аэропортах проверка сосредотачивается на этапе, предшествующем посадке в самолёт. В Израиле она начинается с въезда на территорию аэропорта. Каждое прибывающее транспортное средство проезжает своего рода КПП, на котором осуществляется внешний досмотр. Опять-таки досмотр визуальный, но и здесь ставка делается на то, что террорист выдаст себя нервозностью или неадекватным поведением. Кроме того, проезжающие машины «сканируются» сенсорными датчиками и рентгеновским излучением. Территория аэропорта также оснащена устройствами по распознаванию взрывчатки, а багаж помещается в камеру давления, чтобы спровоцировать взрыв, если он содержит бомбу.

В-третьих, сбор данных о пассажирах начинает осуществляться с момента заказа ими билетов, отчего все они проверяются ещё до посадки. При этом не имеет значения, заведено ли на них в полиции дело и находятся ли они в списках Интерпола.

Эта многоуровневая защита гарантирует безопасность полётов. У неё есть один изъян – вероятность того, что у террористов будет пособник (или пособники) внутри персонала службы безопасности. Однако в Израиле это практически невозможно – в столь маленькой стране еврей не пойдёт на сотрудничество с террористом по той причине, что в самолёте вполне могут оказаться его друзья и родственники, а отбор в систему безопасности крайне жёсток и исключает возможность попадания сюда людей с неустойчивой психикой и экстремистскими взглядами.

КСТАТИ

Примечательна реакция заокеанских ветеранов разведки. Профессор Джорджтаунского университета Пол Пиллар, три десятилетия прослуживший в ЦРУ и закончивший карьеру разведчика в должности замдиректора Контртеррористического центра, советует с осторожностью оценивать различные версии причин гибели А321 в Египте.

– В прошлом были ситуации, когда появлялись версии о взрывах бомб, заложенных террористами, а потом выяснялось, что причиной катастрофы было возгорание топлива или что-то подобное, – заявил Пол Пиллар «Голосу Америки». – Если же речь всё-таки идёт о взрывном устройстве, то возникает ряд вопросов. Кому могла принадлежать инициатива проведения этой операции? Даже если заявление об ответственности было сделано от лица экстремистов запрещённого в РФ ИГ, это отнюдь не означает, что решение было принято членами иерархии ИГ, базирующимися в Сирии. Могла ли российская военная интервенция в Сирии повлиять на проведение этой операции? Тот же самый вопрос США и иные державы, которые проводят операции в этом регионе, могут адресовать себе.

*
«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.
**
Верховный Суд Российской Федерации признал Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Братья-мусульмане и Партию исламского освобождения экстремистскими организациями, запрещенными на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.11.2015 07:33
Комментарии 2
Наверх