Всё более становится очевидным, что крушение Airbus А321 в небе над Синаем скорее всего не трагическая ошибка пилотов и не «техническая неисправность», а «результат внешнего воздействия». Уже обнаружены элементы, не относящиеся к конструкции самолёта; зафиксирована инфракрасными датчиками с американского спутника «тепловая вспышка», что означает взрыв бомбы, топливного бака или двигателя.
Этот номер нашей газеты уже был готов к печати, когда пришло сообщение: Россия отменила все полёты в Египет, признав тем самым неоднозначность версии о поломке на борту. Значит, всё-таки теракт?
Настораживает и реакция Запада. Она видится как минимум странной. Президент США Барак Обама допускает, что разбившийся в Египте российский самолёт был уничтожен в результате взрыва: «Определённо есть вероятность, что на борту была бомба». И британский премьер Дэвид Кэмерон также считает «более вероятным», что аэробус потерпел крушение в результате взрыва. При этом ни тот ни другой не называют спецслужб, на чьи данные они могли бы сослаться, делая свои громкие заявления. И тут явно что-то не так: очень похоже на то, что спецслужбы, как говорится, не при делах и никаких данных о взрыве у них нет и в помине. А заявления Обамы и Кэмерона, таким образом, чистый блеф, цель которого – заставить занервничать их российского коллегу Владимира Путина. «Западу очень выгодно загнать Путина в тупик, вынуждая его принять «вызов» террористов и существенно расширить с ними борьбу, – поясняет востоковед Анатолий Несмиян. – Либо Путину придётся признать, что в таких условиях борьба с терроризмом выглядит для него неподъёмной задачей, свернуться и уйти из Сирии. Собственно, есть и третий вариант, когда Путин закусит удила и сообщит, что будет воевать до последнего террориста. Любой вариант устраивает Запад – поэтому лидеры США и Британии и делают такого рода заявления».
К слову сказать, во время недавней встречи в Лондоне с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси британский премьер гораздо тщательнее выбирал выражения: «Мы не можем быть уверены, что российский лайнер разбился в результате теракта, но это представляется всё более вероятным». Зато ас-Сиси поспешил дезавуировать заявления запрещённого в РФ «Исламского государства»* о причастности к теракту, назвав его пропагандой, направленной на подрыв стабильности и безопасности Египта. Ас-Сиси понять можно: если это теракт, то египетскую туристическую отрасль ждут нелёгкие времена. Чем дольше продлится неясность, тем лучше для Каира. Между тем Би-би-си сообщила: британские следователи полагают, что взрывное устройство могло быть установлено в грузовом отсеке A321 непосредственно перед взлётом. По данным английских журналистов, некто, имеющий доступ к багажному отсеку самолёта, мог поместить взрывное устройство сверху или внутри багажа. Так или иначе, но правительство Великобритании на всякий случай запретило авиакомпаниям Соединённого Королевства летать в Шарм-эш-Шейх. Вслед за Британией ряд других европейских стран прервали авиасообщение с этим курортным городом и отказались летать над Синайским полуостровом, на территории которого действуют отряды вооружённой оппозиции.
Между тем в Москве предостерегли от преждевременных выводов о причинах крушения и отметили, что регулярно появляющиеся в прессе «выводы, сделанные до окончания официального расследования», крайне затрудняют работу официальной технической комиссии. В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «говорить официально о версиях крушения пока невозможно», а глава Росавиации Александр Нерадько призвал авиационное сообщество «воздержаться от преждевременных заключений».
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков считает, что интервью, которое президент РФ Владимир Путин дал американскому журналисту Такеру Карлсону, пристально изучат на Западе.
Тем не менее слово «теракт» звучит всё чаще. И похоже, что всё-таки небезосновательно.
«Техническая неисправность – это самая маловероятная причина»
Предположения о том, что имел место именно террористический акт, придерживается и эксперт Леонид Токарский – в недавнем прошлом один из самых известных специалистов израильского концерна «Авиационная промышленность».
– Есть четыре вида аварий в авиации, – утверждает он. – Техническая неисправность, человеческий фактор, некое внутреннее воздействие, внешнее воздействие. Так вот, я очень хорошо знаком с устройством авиалайнера Airbus A321 и могу утверждать, что техническая неисправность – это самая маловероятная причина.
По словам Токарского, система безопасности этого самолёта продумана до мельчайших подробностей; что бы ни произошло, какая бы «деталь» ни вышла из строя, всегда есть некий «дублирующий вариант», предусматривающий работу в экстренном режиме. Так, если, скажем, отказал один из двух двигателей, то самолёт вполне успешно может совершить посадку.
Что же касается второго параметра – человеческого фактора, то и он, по мнению Токарского, не играет сегодня особенной роли.
– Нынче пилоты – по большей части статические фигуры, ибо всё решает автоматика.
Проблемы могут начаться только тогда, когда пилот берёт управление на себя по каким-либо причинам. Как было, скажем, в том случае, когда французский пилот, оставшись один в кабине, решил покончить жизнь самоубийством, – уверяет он.
Отметает Токарский и такую причину, как изношенность самолёта.
– Этот термин вообще идёт от невежества, – заявляет эксперт. – Современные авиалайнеры обладают колоссальным запасом прочности. Более того, надёжность использования машины гарантируется четырёхуровневым техническим обслуживанием – от ежедневного до специального, когда проверяются тщательно все детали и узлы самолёта. Любая деталь, любой прибор в данном случае имеют свою документированную «историю», их невозможно подделать и тем самым спровоцировать катастрофу.
Потому, как утверждает Токарский, он и склоняется к версии о хорошо продуманном террористическом акте.
– Я полагаю, что есть лишь две причины, приведшие к трагедии. Это либо попавшая в авиалайнер ракета, либо взрывчатка, сработавшая внутри самолёта.
Кстати, любопытен опрос, проведённый израильским порталом Zahav.ru, в котором респондентам предлагалось оценить различные варианты причин, повлёкших за собой трагедию с рухнувшим самолётом. Так вот, почти 70% опрошенных пришли к выводу, что главная причина – это взрывное устройство, доставленное боевиками на борт лайнера.
Бедуины в аэропорту Шарм-эш-шейха готовы на всё
Увы, с технической точки зрения организовать подобного рода теракт не составляет большого труда. Мы не знаем на 100%, насколько профессионально организована безопасность аэропорта Шарм-эш-Шейха. Но мы знаем о ситуации в Египте вообще и на Синае в частности.
Среди персонала аэропорта Шарм-эш-Шейха много бедуинов, мягко говоря, не симпатизирующих властям, которые относятся к ним как к людям второго сорта. Именно это высокомерное и безразличное отношение побудило многие бедуинские племена поддержать радикальные группировки на Синае. В большинстве своём речь идёт о молодых людях из бедных многодетных семей, для которых не то что миллион, но даже 10 тыс. долларов – баснословные деньги. Добавьте к этому застарелые обиды, и станет понятно, почему бедуинский мужчина без больших сомнений примет предложение экстремистов «помочь правому делу». Кроме того, несмотря на усилия властей, и прежде всего президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, в спецслужбах Египта находится много сторонников исламистских группировок типа запрещённой в РФ «Братья-мусульмане»**. Вспомним, что именно ими был убит Анвар Садат осенью 1981 года. Они пойдут на сотрудничество с экстремистами не из обиды и желания наживы, но по идеологическим соображениям. И они точно знают, что их единоверцы не пострадают, потому как в самолёте находятся только иностранные туристы – «гяуры».
По мнению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, рассчитывать на скорое изменение ситуации с серьезно распространившейся на Западе русофобией не стоит.
Остальное – дело техники. Бомба может быть пронесена на борт грузчиком, сотрудником службы охраны или кем-либо ещё из персонала. Служба безопасности может «не заметить» человека, проникшего через внешние заграждения; техник, занятый досмотром борта, может «случайно» повредить двигатель или заложить взрывное устройство. Установить виновного, возможно, и удастся, но он уже будет вне досягаемости среди соплеменников, кочующих по гигантской пустыне Синайского полуострова.
Всё это делает теракт вполне возможным с технической точки зрения и мотивированным идеологически, учитывая действия РФ в Сирии. Вот и военно-политический обозреватель Алекс Векслер полагает, что не зря группировка «Вилайят Синай» («Провинция Синай», бывшая «Бейт аль-Макдис»), ассоциированная с запрещённым в России «Исламским государством», взяла на себя ответственность за авиакатастрофу. По его словам, в пользу этой версии говорят многочисленные факты. Как утверждает Векслер, Синай сегодня кишмя кишит игиловцами, у них весьма разветвлённая сеть осведомителей и своих людей повсюду, включая, разумеется, и аэропорт. Таким образом, им ничего не стоило незаметно пронести взрывчатку и подложить, скажем, её в багажное отделение.
– Кроме того, – говорит Векслер, – я внимательно проанализировал все сообщения, поступавшие с самого начала исчезновения самолёта, и сразу же обратил внимание на их противоречивость, причём как с египетской, так и с российской стороны. Складывалось впечатление, что нас упорно хотят увести от «террористической версии» как наиболее вероятной. Дело в том, что если подтвердится версия с диверсией, – отмечает Векслер, – то возникает, по сути, новая ситуация, при которой Египет должен признать, что несёт всю полноту ответственности за эту трагедию, а Россия вынуждена будет согласиться с тем, что случившееся – это результат её участия в военных действиях в Сирии. Ни одной, ни другой стороне этого не хочется.
ОПЫТ
По законам военного времени
Лучшее средство предотвратить теракт – искать террористов, а не бомбу
Даже если выяснится, что причиной катастрофы А321 был не теракт, России всё равно придётся изменить своё отношение к обеспечению безопасности полётов. Готовы ли к этому отечественные спецслужбы и общество в целом?
Призывы к ужесточению норм безопасности уже прозвучали. При этом упор делается на повышение уровня технической оснащённости постов безопасности, а также усиление патрулирования. Однако специалисты отмечают: сегодня в мире есть только один пример успешного противостояния террористической угрозе. Опыт этот – израильский. И успех его базируется совсем на иных приёмах. Которые, увы, в России пока что не развиты вообще.
Аэропорт Бен-Гурион считается одним из наиболее надёжных в мире по той причине, что главная роль отводится здесь не техническому контролю (на каком бы высоком уровне он ни осуществлялся), а работе сотрудников безопасности, опрашивающих пассажиров ещё до регистрации. В большинстве своём это девушки, обладающие развитой интуицией и навыками психологической работы. Их цель – разговорить человека и внешне невинными вопросами заставить потенциального террориста запутаться и начать волноваться, тем самым выдав себя. В случае если возникает подозрение, начинается уже второй этап досмотра – с тщательной технической проверкой.
При этом, по словам бывшего консультанта по вопросам безопасности в аэропорту Бен-Гурион Рафи Села, концентрация внимания на предметах, перевозимых пассажирами (от перочинных ножиков до бутылок с водой и парфюма), приоритет чему отдают в большинстве аэропортов мира, – ошибочный шаг. «У нас вы можете пронести на борт стаканчик с кофе, это не важно. Мы проверяем прежде всего пассажира, а не его багаж. Если ты законопослушный гражданин, какая разница, что ты берёшь с собой на борт?» – говорит он. Вот и Рафаэль Рон, бывший директор службы безопасности аэропорта Бен-Гурион, напоминает, что мегатеракт 11 сентября был совершён с помощью «японских ножей» для вскрытия картонных ящиков, которые вообще не считались оружием. Искать, как утверждает он, следовало не оружие, а террористов. И именно непосредственный разговор, визуальный контакт, интуиция и наблюдение за собеседником лучше всего выдадут его намерения.
Второй приём борьбы с террористами по-израильски – создание сужающихся «концентрических кругов» безопасности вокруг самолёта. В западных аэропортах проверка сосредотачивается на этапе, предшествующем посадке в самолёт. В Израиле она начинается с въезда на территорию аэропорта. Каждое прибывающее транспортное средство проезжает своего рода КПП, на котором осуществляется внешний досмотр. Опять-таки досмотр визуальный, но и здесь ставка делается на то, что террорист выдаст себя нервозностью или неадекватным поведением. Кроме того, проезжающие машины «сканируются» сенсорными датчиками и рентгеновским излучением. Территория аэропорта также оснащена устройствами по распознаванию взрывчатки, а багаж помещается в камеру давления, чтобы спровоцировать взрыв, если он содержит бомбу.
В-третьих, сбор данных о пассажирах начинает осуществляться с момента заказа ими билетов, отчего все они проверяются ещё до посадки. При этом не имеет значения, заведено ли на них в полиции дело и находятся ли они в списках Интерпола.
Эта многоуровневая защита гарантирует безопасность полётов. У неё есть один изъян – вероятность того, что у террористов будет пособник (или пособники) внутри персонала службы безопасности. Однако в Израиле это практически невозможно – в столь маленькой стране еврей не пойдёт на сотрудничество с террористом по той причине, что в самолёте вполне могут оказаться его друзья и родственники, а отбор в систему безопасности крайне жёсток и исключает возможность попадания сюда людей с неустойчивой психикой и экстремистскими взглядами.
Примечательна реакция заокеанских ветеранов разведки. Профессор Джорджтаунского университета Пол Пиллар, три десятилетия прослуживший в ЦРУ и закончивший карьеру разведчика в должности замдиректора Контртеррористического центра, советует с осторожностью оценивать различные версии причин гибели А321 в Египте.
– В прошлом были ситуации, когда появлялись версии о взрывах бомб, заложенных террористами, а потом выяснялось, что причиной катастрофы было возгорание топлива или что-то подобное, – заявил Пол Пиллар «Голосу Америки». – Если же речь всё-таки идёт о взрывном устройстве, то возникает ряд вопросов. Кому могла принадлежать инициатива проведения этой операции? Даже если заявление об ответственности было сделано от лица экстремистов запрещённого в РФ ИГ, это отнюдь не означает, что решение было принято членами иерархии ИГ, базирующимися в Сирии. Могла ли российская военная интервенция в Сирии повлиять на проведение этой операции? Тот же самый вопрос США и иные державы, которые проводят операции в этом регионе, могут адресовать себе.
- *
- «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.
«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.
«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация. - **
- Верховный Суд Российской Федерации признал Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Братья-мусульмане и Партию исламского освобождения экстремистскими организациями, запрещенными на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003
Всегда уважал и уважаю газету "Версия". И сегодняшняя статья
" AIR-акт"-пример потрясающе-нестандартного взгляда на действия Путина,по "сценарию" запада. Чтобы В.Путин ни сделал,всё равно будет плохо Путина.