Версия // Власть // На что жаловались советские учителя

На что жаловались советские учителя

4328

«Я обречён на голодное существование»

В разделе

Семь тысяч педагогов из Карелии подписались под петицией к Владимиру Путину, в которой просят его вмешаться в ситуацию с учительскими зарплатами. Несмотря на все заверения властей, работники образования продолжают оставаться одними из самых низкооплачиваемых на рынке труда.

Подобное положение, похоже, считается вполне нормальным явлением – достаточно вспомнить недавние слова Дмитрия Медведева, заявившего в ответ на сетования педагога о низкой зарплате, что учительский труд – это призвание, а не средство для заработка. Впрочем, как выяснила «Наша Версия», сеять «разумное, доброе, вечное» в нашей стране чаще всего приходилось именно на энтузиазме.

Провозглашая, что в социалистическом обществе учитель должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не может оказаться в обществе буржуазном, Ленин несколько лукавил. Сын провинциального педагога, дослужившегося до генеральского звания, хорошо представлял себе жизнь учителей в Российской империи. Ещё при Александре I учительские должности были соотнесены с чинами Табели о рангах, вследствие чего педагоги стали государственными служащими. «Белой костью» считались дипломированные преподаватели гимназий, пользовавшиеся многочисленными льготами, чьё жалованье при этом превосходило денежное довольствие армейских офицеров. На низшей ступени карьерной лестницы находились работники сельских начальных школ, как правило, являвшиеся выходцами из крестьянской и мещанской среды, которые и правда жили довольно скромно. Впрочем, и они зарабатывали не меньше квалифицированных рабочих, заодно имея право на бесплатное жильё, а то и на стол.

Школьные работники получали значительно меньше тех, кто работал на производстве.

С наступлением XX века ситуация начала меняться к лучшему: для учителей были введены пенсии и установлены прибавки к жалованью. А в 1912 году правительство приняло специальный закон об улучшении положения служащих в средних образовательных учреждениях. В соответствии с ним работники средней школы в первые пять лет работы получали от 750 до 900 рублей в год. По прошествии этого срока за каждые пять лет службы им полагалась прибавка в размере от 200 до 400 рублей. Таким образом, годовое жалованье учителя с 20-летним стажем составляло 2500 рублей – столько в армии получал подполковник.

«Нас жалеют, что мы такие бедные»

Советская власть упразднила разницу между категориями педработников, ликвидировав гимназии и введя расчёт оклада в зависимости от количества учебных часов. При этом уже 2 января 1918 года Совнарком принял Декрет об улучшении материального положения народных учителей. Тем не менее, как пишет кандидат исторических наук Наталья Белова, зарплата учителей очень быстро стала одной из самых скромных в стране. Так, в 1921 году «просвещенцы», как называли педагогов, получали от 2400 до 14 800 рублей в месяц. Тогда как за пуд муки на рынке просили 1600 рублей, а за пуд картошки – 400.

К тому же и эти деньги порой не выплачивались. В результате по стране прокатилась волна учительских забастовок. Окончание Гражданской войны не слишком улучшило ситуацию – в 1925 году зарплата учителей составляла максимум 75% от минимальной ставки заводского рабочего. Недаром родилась частушка: «Я учитель деревенский, строю жизнь я новую. Только мне дают зарплату больно уж хреновую».

По теме

В последующие годы вышло несколько постановлений о повышении зарплаты педагогов, однако тенденция осталась прежней – школьные работники получали значительно меньше тех, кто работал на производстве. Что не замедлило сказаться на отношении учащихся к своим наставникам. «Ученица Никольская Антонина, исключённая из 5-го класса за абсолютное нежелание учиться, встретилась на днях с зав. учебной частью и с улыбкой рассказала, как она довольна, что бросила школу, так как она работает на хлебозаводе и получает 650–700 рублей в месяц. А сам зав. учебной частью, имеющий высшее образование и 21 год педстажа, получает 550 рублей в месяц, – обращались в письме к Сталину в 1945 году трое московских учителей. – Всё это говорит о том, что учитель у нас далёк ещё от того материального положения и авторитета, которые характерны для городского учителя дореволюционного периода».

С приходом 50-х годов ситуация усугубилась ещё больше. Новой бедой для учителей стала безработица. Причиной этого явился просчёт в планировании: из-за войны рождаемость в стране резко упала, отчего количество учащихся сократилось. Тем временем пединституты и училища продолжили массово готовить педагогов. Естественно, возник переизбыток преподавателей – всего в 1950–1955 годах было выпущено 80 тыс. невостребованных учителей начальных школ. «Я с семьёй обречён на полуголодное существование. Тяжела доля учителя в наше время. В 1955 году я был шесть месяцев безработным, а в 1956-м меня снова ожидает безработица», – жаловался в Министерство просвещения учитель истории Сергей Павлов. «Мне 27 лет, но работы нет, материально жить невозможно. Нас только жалеют, что мы, учителя, такие бедные», – писала председателю Президиума Верховного Совета СССР Ворошилову учительница Е. Кузнецова.

Впрочем, в верхах и без того знали о проблеме. «Жалобы на отсутствие работы поступают также от учителей начальных и средних школ. Примером могут служить заявления Рябининой Н.А. из Орловской области (пятый год не может получить класс в начальной школе), Малиной Р.У. из Приморского края (третий год не может получить место биолога), Махмедова А.П. из Брянской области (год не может устроиться по специальности учителя русского языка и литературы) и т.д.», – отмечалось в докладе, направленном в 1956 году в Верховный Совет.

«Взяла за голову и ударила об доску»

Скудное материальное обеспечение учителей привело к двум результатам, последствия которых аукаются до сих пор. Во-первых, зная, что обеспечить семью на зарплату педагога почти невозможно, мужчины практически перестали стремиться на работу в школу. Во-вторых, это только в святочных рассказах нужда и лишения способны сделать человека лучше и чище – в обычной жизни хроническое безденежье способно разве что ожесточить и убить тягу к творчеству. Показательным примером здесь может являться случай, произошедший в начале 50-х годов, когда в редакцию «Пионерской правды» потоком пошли жалобы школьников.

«О неправильном отношении учителей сообщается в письме из школы с. Карлинска Ишеевского района, – докладывал секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Шелепин. – «Вот, например, в субботу, – сообщают учащиеся 6 «А» класса, – приходит Александра Ивановна. Она говорит: «Мне не хочется с вами заниматься». И начинает нас обзывать: «Свиньи, пеньки с глазами, у вас в башках мякина». И так относится каждый день. Если же мы пойдём жаловаться, то директор школы скажет: «Так вам и надо». Ученик Сурской средней школы В. Харин сообщает о том, что директор школы Ануфриев Н.А. приходит в школу в нетрезвом виде, бьёт учащихся, таскает за уши. Отец учащегося 4-го класса Красно-Маяковской школы пишет, что учительница Коркина А.П. всем ребятам дала прозвища: бык, дурак, холера, кровопивец, косой и др. Учителя грубы со школьниками. Ученик школы № 3 г. Воронежа прислал письмо, в котором рассказывает о том, как учительница химии, подойдя к ученику, который не смог решить у доски задачу, «взяла за голову и ударила об доску, затем обругала»…

Как отмечал Шелепин в своём докладе, по каждому полученному письму редакция «Пионерской правды» обращалась в местные отделы образования, однако никаких мер к педагогам принято не было. В худшем случае учителю-хулигану могли объявить выговор, однако чаще в Москву сообщалось, что «сведения не подтвердились». Таким образом нарушителей порядка на местах просто покрывали, не желая выносить сор из избы. Да и демонстрировать детям, что их слово что-то значит, после Макаренко были готовы немногие. Всё это во многом обусловило ту форму советской школы, на основе которой во многом выросла нынешняя российская система образования.

КСТАТИ

Престижность профессии учителя в нынешних условиях сложной экономической ситуации упала до минимума, опустившись даже ниже показателей кризисного 2008 года, выяснили эксперты ВЦИОМ. Всего 21% респондентов согласились с мнением, что профессия школьного работника является престижной. При этом только 34% опрошенных считают, что учителя справляются со своими обязанностями, остальные ставят им «тройки» и «двойки». Кроме того, с 2000 года в 1,5 раза (с 32 до 53%) выросла доля респондентов, уверенных, что современные педагоги учат хуже, чем те, которые преподавали когда-то самим участникам опроса.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.12.2016 08:37
Комментарии 0
Наверх