Версия // Общество // На АвтоВАЗе грядут сокращения

На АвтоВАЗе грядут сокращения

12857

"Приехали"

Фото: РИА Новости
В разделе

На крупнейшем российском автозаводе ожидаются массовые увольнения. В СМИ просочилась информация о том, что под сокращение могут попасть около 15 тыс. работников предприятия. Руководство автогиганта эту информацию пока активно опровергает, представители профсоюзов также не подтверждают слухи о возможных увольнениях. «Наша Версия» попыталась разобраться в том, что же на самом деле происходит в Тольятти.

Примечательно, что информация о возможных массовых сокращениях на АвтоВАЗе просочилась в прессу аккурат перед запуском новой модели Lada Vesta, состоявшимся в конце прошлой неделе в Ижевске. В связи с этим в руководстве завода намекают, что вброс негатива в прессу был связан именно с желанием неких сил испортить праздник. Тем временем профсоюз «Единство» решил провести митинг, главной темой которого как раз и заявлены возможные сокращения. И хотя речь о них пока что идёт лишь на уровне слухов, многие сотрудники автогиганта уже переживают за своё будущее – они не уверены, что в следующем году сохранят свои рабочие места.

Уйдите добровольно

Как рассказал «Нашей Версии» председатель первичной профсоюзной организации АвтоВАЗа, входящей в ФНПР, Сергей Зайцев, ещё в начале этого года между профсоюзом и руководством предприятия было подписано соглашение о том, что в этом году сокращения проводиться не будут. Этот документ появился после того, как в начале января в профсоюз пришло уведомление о грядущем увольнении 1100 руководящих специалистов и служащих. «Памятуя о том, что в прошлом году мы получали пять подобных уведомлений, мы вступили в переговоры с руководством предприятия и договорились, что больше уведомлений о сокращениях не последует», – говорит Сергей Зайцев.

Действительно, прошлый год оказался непростым для работников предприятия: в общей сложности АвтоВАЗ покинули порядка 14 тыс. человек. Правда, попавшие под сокращение руководящие специалисты и служащие могли получить компенсацию, если соглашались уволиться добровольно. По словам Сергея Зайцева, действовала следующая схема: выходил приказ об увольнении по соглашению сторон, в котором работникам предлагалось уйти, получив от предприятия компенсацию в размере трёх, четырёх или пяти среднемесячных зарплат. Однако если ранее подобная схема действовала только для «белых воротничков», то 16 сентября аналогичный приказ вышел и для персонала рабочих профессий. Теперь все, кто согласится уволиться по соглашению сторон в период с 21 сентября по 20 октября, получат компенсацию в размере четырёх окладов. Те, кто решит уволиться позже (с 21 октября по 20 ноября), – в размере трёх окладов. «Члены нашего профсоюза сами выходили к нам с инициативой и просили, чтобы подобный приказ вышел и для людей рабочих специальностей. В прошлом году мы несколько раз обращались к руководству, но нам все отказывали. И вот сейчас наконец получилось. Вышел приказ и по рабочим. Конечно, нам хотелось бы, чтобы компенсации были побольше – четыре и пять окладов, но… что вышло, то вышло», – поясняет Сергей Зайцев. При этом профсоюзный лидер особо подчёркивает, что увольнения в рамках этого приказа – дело добровольное и никто никого с предприятия не выгоняет.

Серьёзные сокращения впереди

Иную трактовку событий предлагают представители альтернативного независимого профсоюза «Единство», также действующего на предприятии. По словам его лидера Петра Золотарёва, хотя официально сокращений рабочих с АвтоВАЗа в этом году действительно не намечается, фактически людей попросту «выдавливают» с работы. «Ещё в январе начали составлять списки «лишних» рабочих по цехам и предлагать им переходить в другие производственные подразделения, на другие профессии, – рассказывает Пётр Золотарёв. – Дело в том, что Трудовой кодекс предусматривает возможность уволить работника, если тот отказывается переходить на другую работу». Кроме того, по словам Золотарёва, кампания по сокращению руководящих специалистов и служащих на деле нередко приводила к тому, что рабочих увольняли, а руководители как раз сохраняли свои места. «К руководящим работникам относились начальники цехов, их заместители, начальники участков. В ходе реорганизации должности начальников участков и замначальников цехов убрали. Куда им было деваться? Они начали давить на рабочих пенсионного и предпенсионного возрастов. В результате рабочих уволили, а начальники заняли их места. Теперь они формально числятся вроде простыми рабочими, но де-факто сохранили свои прежние должности», – поясняет Золотарёв.

По теме

В целом работники АвтоВАЗа, похоже, не очень верят заверениям боссов предприятия о том, что сокращений не будет. В группе «Молодёжь АвтоВАЗа» в соцсети «В контакте» в преддверии митинга высказывали мнение: «Я, Альберт Пироев, кузнец-штамповщик цеха 14/1, призываю вас! Надо идти на митинг и звать с собой друзей и знакомых. Обязательно. Всем. Вне зависимости, кто в каком профсоюзе или вообще ни в каком. Если не выйдем, значит, мы рабы и заслуживаем только такого отношения к себе, как сейчас. А дальше будет хуже. Сегодня объявили о предстоящем сокращении на 30%. Кто это будет? Вы? Я? Завод ведут к банкротству».

Работы нет

Ситуация на АвтоВАЗе сегодня больше напоминает поговорку про халву, о которой сколько ни говори, слаще во рту не станет. Официальной информации о сокращениях хотя и нет, но при этом все понимают: в 2016 году сохранить свои рабочие места удастся далеко не всем сотрудникам предприятия.

«Мы сейчас живём не в лучшей экономической ситуации, и, естественно, это находит отражение на нашей автомобильной отрасли. По сравнению с прошлым годом выпуски автомобилей упали на 34%, – заявил вице-президент АвтоВАЗа Тимур Бутов. – И это, естественно, не может не сказаться на наших производственных планах. Если производственные планы будут сокращаться, у нас будут освобождаться люди. Ну а что делать с этим фактом, естественно, мы будем решать совместно с региональными и федеральными властями».

«Все понимают сегодня, что снижение численности должно быть. В этом году её искусственно держали под наш договор с работодателем. На следующий год работодатель уже не обещает таких преференций, – говорит Сергей Зайцев. – Вопрос, который нас сегодня занимает больше всего: что будет с людьми?

Найти работу в Тольятти сегодня не так-то просто. И хотя статистически на одного безработного приходится одна вакансия, как минимум треть из них – это врачи и медперсонал. Всё остальное – это уборщики служебных помещений на 8 тыс. рублей в месяц. Средняя зарплата на предприятии сегодня составляет чуть менее 30 тыс. рублей. Найти в Тольятти аналогичную работу сегодня просто негде. Представители профсоюза уже обратились за помощью в правительство Самарской области и в правительство России.

СПРАВКА

Впервые проводить масштабные увольнения АвтоВАЗу пришлось ещё после финансового кризиса 2008–2009 годов. Тогда продажи продукции завода снизились на 44% и предприятию оказалось просто не по карману содержать свой 100-тысячный персонал.

К январю 2010 года с АвтоВАЗа уволили 22,4 тыс. человек – 11,5 тыс. оформили пенсию, 2,3 тыс. вышли на досрочную пенсию, часть уволенных перешли в дочерние структуры предприятия. Всего же к концу 2010 года численность персонала на предприятии была доведена до 72 тыс. человек.

В 2014 году, когда в президентское кресло АвтоВАЗа сел швед Бу Андерссон, на предприятии началась новая волна сокращений. Напомним, что г-н Андерсон к тому времени был уже топ-менеджером в России: свой управленческий опыт он уже продемонстрировал, возглавляя группу ГАЗ. В результате его реформ на предприятии было уволено 70% аппарата управления и треть рабочего персонала. Схожую политику по оптимизации кадров Андерссон начал проводить и на АвтоВАЗе. В 2014 году с предприятия так или иначе ушли около 14 тыс. человек.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.09.2015 10:08
Комментарии 1
Наверх