Версия // Бизнес // Минстрой и Марат Хуснуллин разрешают строить дёшево и плохо?

Минстрой и Марат Хуснуллин разрешают строить дёшево и плохо?

6378

Развалстрой

Минстрой и Марат Хуснуллин разрешают строить дёшево и плохо?
(фото: Алексей Смышляев/Коммерсантъ, РИА Новости, Екатерина Штукина/ТАСС)
В разделе

Низкое качество строительства стало одной из главных причин огромного количества жертв землетрясения в Турции. Впрочем, правило «быстрее и больше!», похоже, является главным не только для турецких, но и для отечественных застройщиков. Насколько долговечны и безопасны российские новостройки и не окажется ли так, что спустя 5–10 лет они пополнят списки аварийных домов?

«В Турции считают: если есть страхо­вание, кото­­рое покроет все убытки при разрушении, то можно продолжать строить так, как строили. А о том, что при этом могут погибнуть люди, они как-то не задумываются, – говорит президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров. – И поэтому я с большой опаской отношусь к тому, когда турецких строителей приглашают на выполнение каких-то работ в России. Они могут внешне сделать всё очень красиво, а по конструктивным решениям это могут быть очень слабые и опасные сооружения».

Беда только в том, что «слабые и опасные» сооружения в России возводят не только турки, но и отечественные девелоперы. Причина этого лежит на поверхности. «Во всём мире стройка – это низко- или среднемаржинальный бизнес. У нас же прибыль застройщиков достигает 80%. Это просто наглость», – поделился с «Нашей Версией» президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. При этом де-юре в России действуют одни из самых строгих строительных норм в мире. Однако на практике оказывается, что строгий на бумаге процесс приёмки домов зачастую превращается в пустую формальность, отчего новостройки в считанные годы переходят в разряд аварийных без всяких землетрясений.

Формально сдал – формально принял

Парадоксально, но факт: главными идеологами неисполнения строгих строительных норм сегодня выступают те, кто, казалось бы, должен следить за их исполнением. В прошлом году стараниями Минстроя и вице-премьера Марата Хуснуллина застройщикам удалось получить множество послаблений. Так, с 1 сентября прошлого года в строительстве осталось только пять обязательных сводов правил и ГОСТов. Изначально идея заключалась в том, чтобы убрать излишние административные барьеры и сократить количество необходимых согласований. Но в итоге с водой, похоже, выплеснули и ребёнка.

К примеру, в разряд необязательных теперь попали СП-14 (строительные правила 14) – те самые, в которых содержались требования к строительству в сейсмоопасных районах. «Сейсмику нельзя соблюдать добровольно. Если и есть нормы, которые должны жёстко и обязательно выполняться, то это нормы по сейсмике. Я считаю, что по итогам землетрясения в Турции это нужно сделать», – возмущается Анвар Шамузафаров.

На самом деле у превращения некогда обязательных норм в добровольные есть чисто практическая цель: чем меньше «обязаловки», тем быстрее идёт стройка. Некоторые участники рынка полагают, что главным лоббистом перевода обязательных правил в добровольные выступал вице-премьер Марат Хуснуллин. «Мы, как Союз инженеров-сметчиков, очень негативно восприняли решение об уничтожении обязательного перечня свода правил, которое продавливал г-н Хуснуллин. Все послабления застройщикам надо ещё умножать на два, потому что они будут ещё связаны с несоблюдением процедуры приёмки, – говорит Павел Горячкин. – Приёмка зданий у нас и так уже стала носить формальный характер, при том, что на бумаге всё прописано достаточно жёстко. В итоге при наличии жёсткого законодательства мы имеем высокий уровень коррупции, обход всех норм и традиционный русский авось».

По теме

Подтверждением его слов могут служить многие проекты. Так, жертвами формальной приёмки стали жители микрорайона 10а в Реутове. Три многоэтажных здания должны были вводить в эксплуатацию единым комплексом. Однако в 2017 году, когда застройщик «ЭкспертСтрой» должен был закончить объект, дома оказались не готовы. В результате проект разделили на несколько очередей. Один дом – одна очередь. Но вот что интересно: в отдельный объект при этом был выделен подземный паркинг, который по факту является частью фундамента (!) всех трёх домов.

В конце прошлого года паркинг-фундамент всё ещё не был сдан. Всё дело в том, что строители не провели должную гидроизоляцию, отчего паркинг оказался затоплен. Затем застройщик обанкротился, и проводить работы сегодня некому. «Паркинг выставляли на публичные торги, но никто не хочет его покупать. Кто вообще мог дать разрешение на ввод жилья? Как можно было часть фундамента выделять в отдельный этап строительства?» – негодует одна из жительниц недостроя. В результате этого новостройки в Реутове уже через несколько лет могут стать аварийными. Из-за воды в подвале в домах не работают грузовые лифты, разрушаются шахты, а фундамент зимой промерзает, и в нём образуются трещины.

Стройка на коленке

Ещё одним подарком застройщикам стало введение особого (упрощённого) порядка передачи домов дольщиков, а также обязанность досудебного урегулирования претензий жителей, связанных с качеством застройки.

Изначально мера должна была действовать до конца 2022 года, но потом её решили про­длить до середины 2023 года. Не исключено, что в итоге временные послабления и вовсе станут федеральным законом. Как уже писала «Наша Версия», замглавы Минстроя Никита Стасишин таким образом предлагал бороться с «потребительским терроризмом». Впрочем, требующим, по мнению г-на Стасишина, слишком многого покупателям квартир и без этих послаблений приходится несладко. Например, у жителей деревни Подымалово в Республике Башкортостан ушло целых восемь (!) лет на доказательство в суде того факта, что новые дома, в которые они въехали в рамках программы по расселению аварийного жилья, на самом деле непригодны для жизни. Проведённая экспертиза показала: при строительстве были допущены существенные нарушения. «Свайное поле не было сделано так, как требуется. Само количество свай было минимальным. Стены и ограждающие конструкции были изготовлены чуть ли не на стройплощадке, хотя на самом деле панели должны быть заводскими», – делится подробностями общественная активистка Гульнара Пономаренко.

С новыми послаблениями от Минстроя, управляемого Иреком Файзуллиным, «жителям-террористам» теперь придётся сначала доказать, что обнаруженные дефекты дома являются существенными. Учитывая же, что и до введения послаблений застройщики не спешили выполнять пожелания жителей по устранению недостатков собственного строительства, можно предположить: экспертное заключение для многих компаний будет служить официальной индульгенцией. Мол, дефекты несущественные, живите спокойно.

С большим замахом

Судя по всему, не только участники рынка, но и Минстрой, и куратор отрасли в правительстве Марат Хуснуллин преследуют сегодня одну цель: строить быстро, а продавать задорого, при этом максимально минимизируя затраты.

В этой связи показательно выглядят заявления г-на Хуснуллина о необходимости сокращать нормы по количеству парковочных мест. И это при том, что сегодня в стране многие дома строятся вообще без парковок. По экспертным оценкам, средняя обеспеченность новостроек парковками сегодня составляет 0,1 машино-места на квартиру. Видимо, говоря о сокращениях, в правительстве планируют довести этот показатель до нуля?

«В погоне за квадратными метрами зачастую дома строят прямо в полях, не обеспечивая их инфраструктурой – ни транспортной, ни социальной, и у людей появляется зависимость от автомобиля, – констатирует урбанист Аркадий Гершман. – Нельзя просто говорить, что вы не будете ездить на машинах. Что нужно? Давать альтернативу. А вот этой альтернативы в наших городах, как правило, нет».

Впрочем, отсутствие парковок ещё только часть проблемы. Зачастую никто не просчитывает, как повлияет на нагрузку сетей десяток-другой новых многоэтажек. Результат оказывается весьма печальным: сети не справляются и жители оказываются без горячей воды и отопления. «К сожалению, наши чиновники считают, что нам не нужны малые города и деревни. Вместо этого хотят строить крупные агломерации, а там никуда не деться от проблем с тем же паркингом», – констатирует Павел Горячкин. Напомним, что главным идеологом проекта по развитию крупных агломераций выступает всё тот же г-н Хуснуллин.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.02.2023 13:19
Комментарии 0
Наверх