Версия // Власть // Минобороны тратит миллионы на пиар вместо помощи реальным героям сирийской войны

Минобороны тратит миллионы на пиар вместо помощи реальным героям сирийской войны

4075

Агитвойска

Минобороны тратит миллионы на пиар вместо помощи реальным героям сирийской войны. фото: РИА Новости
В разделе

Минобороны везёт по России поезд с сирийскими трофеями. Этот перформанс перекликается с недавним пафосным возвращением лаосских Т-34, которые с такой же помпой провезли по стране. Эксперты связывают эти инициативы с недавно воссозданным Главным военно-политическим управлением. Оно сейчас стремительно набирает аппаратный вес в военном ведомстве и использует весьма затратные методы агитации.

Сюжет: Армия

Агитпоезд-музей с трофейной техникой претенциозно назван «Сирийский перелом». Поезд вышел из Москвы 23 февраля. Сейчас он с остановками в городах движется в сторону Владивостока, после чего развернётся и прибудет обратно в столицу накануне 9 Мая. На 20 платформах размещены многочисленные трофеи – разбитые «джихад-мобили» экстремистов, стрелковое оружие, захваченные агрегаты по производству хлора и т.д.

Выставка трофейного вооружения, захваченного у международных террористических организаций, открылась ещё в августе 2017 года на территории военно-патриотического парка «Патриот». Вскоре «Свободная Сирия», как называется эта экспозиция, значительно расширилась, отчего прибывающие с Ближнего Востока трофеи, в первую очередь образцы тяжёлого вооружения, стало негде хранить. В итоге их выставили на открытую площадку. Однако вскоре в Минобороны смекнули: добраться до парка «Патриот» могут не все. Потому если народ не едет к выставке, то она должна приехать к народу.

Политруководство

Путешествие агитпоезда вызвало в обществе противоречивую реакцию – от одобрения идеи до полного её отвержения. Одни считают, что таким образом демонстрируется возрождение Российской армии и её реанимированная способность воевать. Другие называют выставку попыткой новой волны милитаризации. Так, когда поезд делал остановку в Краснодаре, местный юрист потребовал присвоить акции маркер 18+ и проверить «Сирийский перелом» на соблюдение требований антитеррористического и антиэкстремистского законодательства.

Идею агитпоездов Минобороны обкатало в январе, когда по стране помпезно провезли эшелоном 30 танков Т-34, переданных РФ властями Лаоса. Правда, военные пропагандисты предпочли не акцентировать внимание на том, что к легендарным «танкам Победы» эти тридцатьчетвёрки имеют весьма опосредованное отношение: машины были произведены в послевоенное время в Чехословакии. Что с ними будет дальше, пока непонятно – возможно, их будут использовать на военных парадах, которых в России с каждым годом проводится всё больше.

Инициатором всех этих показательных акций эксперты называют Главное военно-политическое управление, недавно возрождённое в составе министерства. В советское время ГВПУ было мощным органом, отвечающим за морально-политический облик военнослужащих. Что им делать, политруки знали: основой для работы была коммунистическая идеология. Сейчас же какая-либо идеология отсутствует в принципе, отчего сотрудникам управления приходится «креативить», чтобы оправдать своё существование. Так, именно ГВПУ отвечает за строительство главного военного храма. Кроме того, в начале марта был организован всероссийский конкурс одежды, в рамках которого дизайнерам предложили разработать коллекции для нового бренда «Армия России». Заместитель министра обороны РФ – начальник Главного военно-политического управления Андрей Картаполов, открывая финал конкурса дизайнеров, заявил, что «это поистине историческое событие, потому что мы на этом подиуме даём старт (новым дизайнерам) и одновременно подводим итоги первого всероссийского дизайнерского конкурса патриотической одежды, что очень и очень важно». В финал вышли 18 человек, представивших «свежий взгляд на стиль милитари». Оказалось, что модельеры вдохновлялись красотой российских самолётов, подвигами героев и даже испытаниями ядерного оружия в Семипалатинске. Победители конкурса получили денежные премии и образовательные гранты. Теперь три лучшие коллекции будут растиражированы и вскоре появятся на прилавках фирменных магазинов «Армия России», развитием которых занимается АО «Военторг». Одновременно Андрей Картаполов заявил, что в ближайшее время будет проведён конкурс детской одежды.

Напомним, у Министерства обороны есть специальное дизайн-бюро, которое сейчас возглавляет модный дизайнер Леонид Алексеев. При этом в обязанности дизайнера не входит разработка формы для военных, зато он отвечает за гражданскую одежду, которая будет продаваться в военторгах, сувениры и оформление интерьеров. Приносит ли этот бизнес доход или создан исключительно для рекламы армии на деньги военного ведомства, непонятно. Однако очевидно, что работает дизайн-центр не за спасибо. Какой объём средств из бюджета военного ведомства направляется на него, в открытых источниках нам обнаружить не удалось.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:

– Масштабные акции, подобные «Сирийскому перелому», по большому счёту не связаны с боеготовностью армии, поэтому это точно не дело Минобороны. Также это отвлекает большие ресурсы и требует расхода средств. Очевидно, что люди, которые предлагают эти идеи министру обороны Сергею Шойгу, прекрасно понимают, что ему нравятся подобные акции, которые работают на его имидж и делают пиар министерству. Хотя, если избежать перегибов, такие акции могут быть полезны

Статус ветерана – через суд

В целом в желании военных попиариться ничего зазорного нет. Во всех странах стараются подчеркнуть престиж армейской службы, для чего проводят парады, выставки, снимают фильмы и т.д. Другой вопрос – как это делается и какая идеологическая основа под это подводится. Интересен, в частности, американский опыт. Например, культурное обслуживание вооружённых сил США возложено на так называемые Объединённые организации обслуживания (United Service Organizations). Это частная некоммерческая организация, ставящая своей целью моральную поддержку военнослужащих и членов их семей, а также организацию их досуга. Именно эта гражданская организация проводит выступления артистов и иные развлекательные мероприятия, а также организует туры звёзд Голливуда для солдат, вовлечённых в боевые действия. Организации принадлежит более 200 центров по всему миру, в том числе в горячих точках – Ираке и Афганистане. Таким образом, артисты, певцы и музыканты едут выступать перед солдатами на войну как бы не по приглашению военных, а по контракту с частной организацией.

Российские артисты, как известно, также не раз ездили выступать в Сирию. Однако представляется уместным обратить внимание на другой аспект – престиж армейской службы зиждется не только на агитации, но и на чёткой уверенности военно­служащих в том, что их права защищены. В связи с этим нельзя не обратить внимания на любопытный момент, связанный всё с тем же поездом с трофеями. Военное ведомство официально так и не признало своего участия в наземной операции в Сирии – каждый раз подчёркивалось, что победа была достигнута исключительно силами Российских ВКС. Потому возникает вопрос: какими силами была захвачена наземная техника террористов? При этом реальным людям, которые погибли или получили ранение в Сирии, уделяется явно недостаточно внимания. Регулярно появляются сообщения, что Минобороны скрывает истинный масштаб потерь, а похороны спецназовцев и других военных специалистов проходят тайно. Хотя их подлинный героизм достоин большего внимания, чем демонстрация техники противника, возможно, ими же и захваченной. Кроме того, не раз сообщалось, что семьи участников боевых действий в Сирии вынуждены добиваться полагающихся им выплат через суд, а военкоматы отказываются признавать контрактников ветеранами боевых действий.

Официальный комментарий Первого заместителя руководителя Департамента информации и массовых коммуникаций Минестерства обороны РФ Алексея Комарова

24 марта 2019 г. на интернет-сайте «Наша версия» опубликована статья Александра Степанова «Агитвойска», резко критикующего деятельность Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ (ГВПУ).

В частности, речь идет о встрече в городах России танков Т-34 из Лаоса, выставке «Сирийский перелом», строительстве Главного храма Вооруженных Сил РФ. То есть о тех мероприятиях, которые на самом деле горячо поддержаны нашей общественностью.

О данной поддержке говорят на станциях сами люди, встречавшие «тридцатьчетверки», как символ Победы в Великой Отечественной войне. Об этом свидетельствуют регулярные обращения граждан с просьбой об остановке поезда с выставкой «Сирийский перелом» в их городе. Ну и, конечно, количество средств, собранных на строительство храма, которых уже свыше 2,3 млрд. рублей.

Любопытно, удалось ли Александру Степанову посетить хотя бы одно из критикуемых им мероприятий? Вероятно, нет. Вместе с тем его российские и иностранные коллеги постоянно выезжают к местам проведения акций ГВПУ, чтобы все увидеть своими глазами, сделать интересные материалы. А перепечатывать релизы военного ведомства, «разбавляя» их возмущениями о том, как все плохо, – много ума не надо. Трудно назвать это объективной журналистикой.

Помимо критики в адрес ГВПУ в своем материале автор затрагивает вопрос выплаты повышенной пенсии по случаю потери кормильца членам семьи участника боевых действий.

Сообщаем, что по поручению Министра обороны РФ готовится проект изменений в федеральное законодательство, устраняющих законодательную неопределенность по вопросу выплаты членам семьи участника боевых действий повышенной пенсии по случаю потери кормильца. Данная информация опубликована во многих СМИ.

С начала 90-х годов в законодательстве содержится норма, не позволяющая однозначно принимать решения о выплате повышенной пенсии по случаю потери кормильца членам семьи участника боевых действий.

После прохождения согласований с соответствующими органами проект изменений будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

ТОЖЕ НОВОСТЬ

В конце февраля сотрудники правоохранительных органов провели обыски в здании ФГБУ «Дом офицеров Западного военного округа». Эта структура находится в подчинении Главного военно-политического управления. Возбуждено уголовное дело по статьям о мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Мероприятия проводят Военно-следственное управление Западного военного округа, ФСБ, а также Управление экономической безопасности ГУ МВД. Уголовное дело возбуждено в отношении главы ФГБУ Натальи Богатырёвой. В материалах дела упоминается сумма 10 млн рублей – речь идёт о незаконной сдаче помещений в аренду, а также о хищении бюджетных средств. Руководитель Дома офицеров возглавляет его с 2011 года, является лауреатом премии «Женщина года – 2018» в номинации «Вооружённые силы и правоохранительная деятельность».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.04.2019 20:47
Комментарии 0
Наверх