// // Минобороны тратит миллионы на пиар вместо помощи реальным героям сирийской войны

Минобороны тратит миллионы на пиар вместо помощи реальным героям сирийской войны

2274

Агитвойска

2
В разделе

Минобороны везёт по России поезд с сирийскими трофеями. Этот перформанс перекликается с недавним пафосным возвращением лаосских Т-34, которые с такой же помпой провезли по стране. Эксперты связывают эти инициативы с недавно воссозданным Главным военно-политическим управлением. Оно сейчас стремительно набирает аппаратный вес в военном ведомстве и использует весьма затратные методы агитации.

Сюжет: Армия

Агитпоезд-музей с трофейной техникой претенциозно назван «Сирийский перелом». Поезд вышел из Москвы 23 февраля. Сейчас он с остановками в городах движется в сторону Владивостока, после чего развернётся и прибудет обратно в столицу накануне 9 Мая. На 20 платформах размещены многочисленные трофеи – разбитые «джихад-мобили» экстремистов, стрелковое оружие, захваченные агрегаты по производству хлора и т.д.

Выставка трофейного вооружения, захваченного у международных террористических организаций, открылась ещё в августе 2017 года на территории военно-патриотического парка «Патриот». Вскоре «Свободная Сирия», как называется эта экспозиция, значительно расширилась, отчего прибывающие с Ближнего Востока трофеи, в первую очередь образцы тяжёлого вооружения, стало негде хранить. В итоге их выставили на открытую площадку. Однако вскоре в Минобороны смекнули: добраться до парка «Патриот» могут не все. Потому если народ не едет к выставке, то она должна приехать к народу.

Политруководство

Путешествие агитпоезда вызвало в обществе противоречивую реакцию – от одобрения идеи до полного её отвержения. Одни считают, что таким образом демонстрируется возрождение Российской армии и её реанимированная способность воевать. Другие называют выставку попыткой новой волны милитаризации. Так, когда поезд делал остановку в Краснодаре, местный юрист потребовал присвоить акции маркер 18+ и проверить «Сирийский перелом» на соблюдение требований антитеррористического и антиэкстремистского законодательства.

Идею агитпоездов Минобороны обкатало в январе, когда по стране помпезно провезли эшелоном 30 танков Т-34, переданных РФ властями Лаоса. Правда, военные пропагандисты предпочли не акцентировать внимание на том, что к легендарным «танкам Победы» эти тридцатьчетвёрки имеют весьма опосредованное отношение: машины были произведены в послевоенное время в Чехословакии. Что с ними будет дальше, пока непонятно – возможно, их будут использовать на военных парадах, которых в России с каждым годом проводится всё больше.

Инициатором всех этих показательных акций эксперты называют Главное военно-политическое управление, недавно возрождённое в составе министерства. В советское время ГВПУ было мощным органом, отвечающим за морально-политический облик военнослужащих. Что им делать, политруки знали: основой для работы была коммунистическая идеология. Сейчас же какая-либо идеология отсутствует в принципе, отчего сотрудникам управления приходится «креативить», чтобы оправдать своё существование. Так, именно ГВПУ отвечает за строительство главного военного храма. Кроме того, в начале марта был организован всероссийский конкурс одежды, в рамках которого дизайнерам предложили разработать коллекции для нового бренда «Армия России». Заместитель министра обороны РФ – начальник Главного военно-политического управления Андрей Картаполов, открывая финал конкурса дизайнеров, заявил, что «это поистине историческое событие, потому что мы на этом подиуме даём старт (новым дизайнерам) и одновременно подводим итоги первого всероссийского дизайнерского конкурса патриотической одежды, что очень и очень важно». В финал вышли 18 человек, представивших «свежий взгляд на стиль милитари». Оказалось, что модельеры вдохновлялись красотой российских самолётов, подвигами героев и даже испытаниями ядерного оружия в Семипалатинске. Победители конкурса получили денежные премии и образовательные гранты. Теперь три лучшие коллекции будут растиражированы и вскоре появятся на прилавках фирменных магазинов «Армия России», развитием которых занимается АО «Военторг». Одновременно Андрей Картаполов заявил, что в ближайшее время будет проведён конкурс детской одежды.

Напомним, у Министерства обороны есть специальное дизайн-бюро, которое сейчас возглавляет модный дизайнер Леонид Алексеев. При этом в обязанности дизайнера не входит разработка формы для военных, зато он отвечает за гражданскую одежду, которая будет продаваться в военторгах, сувениры и оформление интерьеров. Приносит ли этот бизнес доход или создан исключительно для рекламы армии на деньги военного ведомства, непонятно. Однако очевидно, что работает дизайн-центр не за спасибо. Какой объём средств из бюджета военного ведомства направляется на него, в открытых источниках нам обнаружить не удалось.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:

– Масштабные акции, подобные «Сирийскому перелому», по большому счёту не связаны с боеготовностью армии, поэтому это точно не дело Минобороны. Также это отвлекает большие ресурсы и требует расхода средств. Очевидно, что люди, которые предлагают эти идеи министру обороны Сергею Шойгу, прекрасно понимают, что ему нравятся подобные акции, которые работают на его имидж и делают пиар министерству. Хотя, если избежать перегибов, такие акции могут быть полезны

Статус ветерана – через суд

В целом в желании военных попиариться ничего зазорного нет. Во всех странах стараются подчеркнуть престиж армейской службы, для чего проводят парады, выставки, снимают фильмы и т.д. Другой вопрос – как это делается и какая идеологическая основа под это подводится. Интересен, в частности, американский опыт. Например, культурное обслуживание вооружённых сил США возложено на так называемые Объединённые организации обслуживания (United Service Organizations). Это частная некоммерческая организация, ставящая своей целью моральную поддержку военнослужащих и членов их семей, а также организацию их досуга. Именно эта гражданская организация проводит выступления артистов и иные развлекательные мероприятия, а также организует туры звёзд Голливуда для солдат, вовлечённых в боевые действия. Организации принадлежит более 200 центров по всему миру, в том числе в горячих точках – Ираке и Афганистане. Таким образом, артисты, певцы и музыканты едут выступать перед солдатами на войну как бы не по приглашению военных, а по контракту с частной организацией.

Российские артисты, как известно, также не раз ездили выступать в Сирию. Однако представляется уместным обратить внимание на другой аспект – престиж армейской службы зиждется не только на агитации, но и на чёткой уверенности военно­служащих в том, что их права защищены. В связи с этим нельзя не обратить внимания на любопытный момент, связанный всё с тем же поездом с трофеями. Военное ведомство официально так и не признало своего участия в наземной операции в Сирии – каждый раз подчёркивалось, что победа была достигнута исключительно силами Российских ВКС. Потому возникает вопрос: какими силами была захвачена наземная техника террористов? При этом реальным людям, которые погибли или получили ранение в Сирии, уделяется явно недостаточно внимания. Регулярно появляются сообщения, что Минобороны скрывает истинный масштаб потерь, а похороны спецназовцев и других военных специалистов проходят тайно. Хотя их подлинный героизм достоин большего внимания, чем демонстрация техники противника, возможно, ими же и захваченной. Кроме того, не раз сообщалось, что семьи участников боевых действий в Сирии вынуждены добиваться полагающихся им выплат через суд, а военкоматы отказываются признавать контрактников ветеранами боевых действий.

Официальный комментарий Первого заместителя руководителя Департамента информации и массовых коммуникаций Минестерства обороны РФ Алексея Комарова

24 марта 2019 г. на интернет-сайте «Наша версия» опубликована статья Александра Степанова «Агитвойска», резко критикующего деятельность Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ (ГВПУ).

В частности, речь идет о встрече в городах России танков Т-34 из Лаоса, выставке «Сирийский перелом», строительстве Главного храма Вооруженных Сил РФ. То есть о тех мероприятиях, которые на самом деле горячо поддержаны нашей общественностью.

О данной поддержке говорят на станциях сами люди, встречавшие «тридцатьчетверки», как символ Победы в Великой Отечественной войне. Об этом свидетельствуют регулярные обращения граждан с просьбой об остановке поезда с выставкой «Сирийский перелом» в их городе. Ну и, конечно, количество средств, собранных на строительство храма, которых уже свыше 2,3 млрд. рублей.

Любопытно, удалось ли Александру Степанову посетить хотя бы одно из критикуемых им мероприятий? Вероятно, нет. Вместе с тем его российские и иностранные коллеги постоянно выезжают к местам проведения акций ГВПУ, чтобы все увидеть своими глазами, сделать интересные материалы. А перепечатывать релизы военного ведомства, «разбавляя» их возмущениями о том, как все плохо, – много ума не надо. Трудно назвать это объективной журналистикой.

Помимо критики в адрес ГВПУ в своем материале автор затрагивает вопрос выплаты повышенной пенсии по случаю потери кормильца членам семьи участника боевых действий.

Сообщаем, что по поручению Министра обороны РФ готовится проект изменений в федеральное законодательство, устраняющих законодательную неопределенность по вопросу выплаты членам семьи участника боевых действий повышенной пенсии по случаю потери кормильца. Данная информация опубликована во многих СМИ.

С начала 90-х годов в законодательстве содержится норма, не позволяющая однозначно принимать решения о выплате повышенной пенсии по случаю потери кормильца членам семьи участника боевых действий.

После прохождения согласований с соответствующими органами проект изменений будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

ТОЖЕ НОВОСТЬ

В конце февраля сотрудники правоохранительных органов провели обыски в здании ФГБУ «Дом офицеров Западного военного округа». Эта структура находится в подчинении Главного военно-политического управления. Возбуждено уголовное дело по статьям о мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Мероприятия проводят Военно-следственное управление Западного военного округа, ФСБ, а также Управление экономической безопасности ГУ МВД. Уголовное дело возбуждено в отношении главы ФГБУ Натальи Богатырёвой. В материалах дела упоминается сумма 10 млн рублей – речь идёт о незаконной сдаче помещений в аренду, а также о хищении бюджетных средств. Руководитель Дома офицеров возглавляет его с 2011 года, является лауреатом премии «Женщина года – 2018» в номинации «Вооружённые силы и правоохранительная деятельность».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.04.2019 20:47
Комментарии 2
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх