Версия // Власть // Минобороны создаёт киностудию – ведомству Сергея Шойгу некуда девать деньги?

Минобороны создаёт киностудию – ведомству Сергея Шойгу некуда девать деньги?

9187

Всё! Кина не будет

Минобороны создаёт киностудию – ведомству Сергея Шойгу некуда девать деньги? фото: Сергей Бобылёв/ТАСС
В разделе

В конце июля стало известно о том, что Минобороны приняло окончательное решение о создании собственной производственной площадки для съёмки художественных фильмов. Местом дислокации новой киностудии выбран парк «Патриот», где будут построены специальные павильоны, также съёмочные площадки появятся на территории Москвы. Военная киностудия станет очередным амбициозным, затратным и не связанным с профильной деятельностью Минобороны проектом.

Сюжет: Армия

Теперь уже понятно, что парк «Патриот» становится центром беспрецедентного креатива военного ведомства. Через год запланировано завершение строительства самого большого в мире музея авиатехники площадью более 25 гектаров. Кроме того, в апреле стало известно ещё об одной масштабной стройке – на площади 5,4 тыс. гектаров появятся океанариум, аквапарк, колесо обозрения, горнолыжный центр и башня высотой 175 метров. На этот проект выделено около 1,7 млрд руб­лей бюджетных средств по четырём госконтрактам.

О строительстве военной киностудии говорят с 2013 года, и до сих пор конкретный срок открытия киностудии не называется. Не много известно и о её предназначении. По заявлениям военных чиновников, она создаётся для съёмок «хороших, правдивых фильмов». Почему для съёмок патриотичного контента не подходят уже существующие российские киностудии, не объясняется. В Минобороны ранее заявляли, что предпринимали попытку сотрудничества с различными студиями, однако большинство сценариев генералов не устроило. Возможно, дело в том, что военные любят всё контролировать, а большинство режиссёров предпочитают творческую свободу, потому и не были найдены приемлемые условия сотрудничества. В итоге и появилось решение создавать собственную студию. Одна декорация уже точно создана – это фанерный Рейхстаг.

Клепать агитки

В Минобороны почти не скрывают, что идею они подсмотрели у Пентагона. Действительно, американскому военному ведомству удаётся создавать массу фильмов об армии и флоте, причём крайне популярных. Понятно, что все их сюжеты прямо или косвенно направлены на создание такого положительного имиджа американских вооружённых сил во всём мире. Главный посыл – они всех спасают и везде они герои. Как бы то ни было, привлечение умелых сценаристов и режиссёров даёт свои плоды. Недаром появилось мнение: дескать, для того чтобы убедить всех, что у Америки есть самый сильный в мире авианосец, им не надо его строить – достаточно снять про него фильм. Пентагон и правда часто прибегает к помощи кино, чтобы рекламировать боевую технику. К примеру, фильм «На крючке» продемонстрировал мощь американской беспилотной авиации – в ленте впервые засветился летательный аппарат MQ-9 Reaper. В распоряжении режиссёра «Трансформеров» оказалось 12 типов авиатехники, которую пригнали с четырёх разных военных баз. Съёмочную группу пустили снимать даже внутри здания Пентагона. А в «Мести падших» зрителям продемонстрировали истребитель F-16, самолёт для командного состава E-3 AWACS, убийцу танков A-10, сверхзвуковой T-38 и бомбардировщик стоимостью 200 млн долларов F-22 Raptor, который может сбрасывать управляемые бомбы.

Однако при этом Пентагону, в отличие от российского Минобороны, не приходила идея тратиться на создание собственной киностудии – вместо этого идёт тесное сотрудничество с Голливудом. Армия предоставляет киношникам оборудование, консультантов, технику, информацию или даже частичное финансирование, а взамен получает работу на её имидж. Причём американские военные точечно выбирают фильмы, в которых участвуют. Хотя официально они не могут влиять на работу съёмочной группы, на самом деле роль военных в таких фильмах весьма существенна. Ведь они выступают не просто в качестве источника информации и консультаций, по большому счёту они и сопродюсеры, и инвесторы, отчего порой вносят в сценарии фильмов серьёзные правки. Существует даже чёткий список оснований, из-за которых Пентагон может отказаться от участия в том или ином фильме. Так, в сценарии не должно быть фактов злоупотребления военными наркотиками и алкоголем, дедовщины, военных преступлений, фанатизма и нетерпимости, а также убийств на территории военных баз. Поэтому многие фильмы, особенно о вьетнамской войне, остались без поддержки Пентагона. Отказ, к примеру, получили создатели таких лент, как «Апокалипсис сегодня», «Тонкая красная линия» и даже «Парк юрского периода – 3». В последнем предусматривалась сцена, в которой самолёты ВВС расстреливали динозавров. Военные решили, что за эту сцену юные зрители могут возненавидеть военных. В итоге фильм получил поддержку, но роль армии свелась лишь к масштабному появлению техники на пляже в финале картины. Кстати, не любят в Пентагоне и фильмы про пришельцев, так как армию в них зачастую представляют беспомощной перед инопланетянами.

По теме

«Снимать от забора до обеда»

В Минобороны заявляют, что у них в планах стоит съёмка фильмов про сегодняшнее время и про современных героев. Однако достаточно включить телевизор, чтобы удостовериться: армейская тема сегодня доминирует в сюжетах. Сериалы о бравых офицерах, уничтожающих террористов, выходят то и дело. Вниманием режиссёров пользуется и историческая тематика – только за последнее время в прокат вышло несколько фильмов о Великой Отечественной войне.

Другое дело – качество этих фильмов. Увы, назвать их шедеврами трудно. Взять хотя бы фильм «Несокрушимый», основой для которого стал реальный подвиг: в 1942 году экипаж советского КВ в одиночку уничтожил 16 немецких танков. Казалось бы, не надо ничего добавлять, история сама цепляет за душу. Однако в итоге военный фильм превратился почти в водевиль. Сценарист потом оправдывалась: дескать, изначально всё планировалось иначе, но потом продюсер фильма Андрей Пиманов решил ввести на роль главной героини свою жену. Вот и вышло что вышло. Хотя даже если бы этого не случилось, вряд ли это сильно помогло бы прокату – специалисты в фильме насчитали столько технических несуразностей и натяжек, что многие советовали сценаристке хотя бы походить рядом с настоящим танком, что ли… В результате при бюджете в 300 млн рублей фильм собрал всего 258 миллионов.

Это позволяет говорить ещё об одной опасности, которая исходит от затеи военного ведомства.

Кино – это не только пропаганда, но и бизнес. Что, если снимаемые фильмы не будут окупаться? Тогда получится, что киностудия Минобороны будет просто прожигать даром бюджетные деньги.

Ведь для того чтобы создать фильм, который станет популярным в прокате и соберёт кассу, мало выстроить студию и оснастить её по последнему слову техники. Нужны ещё сценаристы, режиссёры, композиторы и т.д., которых невозможно приказом заставить снять суперфильм. А учитывая состояние современного российского кинематографа, возникают большие сомнения, что сегодня может появиться фильм уровня «Офицеров» или «В бой идут одни старики». К тому же надо учесть, что «заказывать музыку», а значит рулить процессом, будут военные, у которых свои представления о том, как надо снимать.

Кстати, тут можно вспомнить другую затею Минобороны – по созданию собственного ведомственного телеканала «Звезда». Тогда были потрачены значительные деньги на закупку самой новейшей техники, одновременно выделялись немалые суммы на зарплаты будущим сотрудникам, которых таким образом хотели привлечь на новый канал. Однако в итоге канал сумел собрать довольно скромную аудиторию.

Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования:

В Советской и Российской армии несколько раз с разной степенью успеха предпринимались попытки создать собственные киностудии. Есть ли сейчас у Минобороны деньги, чтобы содержать такой непрофильный актив, – большой вопрос. Также есть сомнения, насколько эффективно будут использоваться киносъёмочные площадки. Наверное, неплохо, чтобы кто-то делал фильмы о военных, но нужно искать рациональные пути решения. Например, привлекать сторонние киностудии, которым предлагать свои сценарии и темы. А взамен помогать им техникой и съёмочными площадками. Существует множество успешных примеров такого взаимовыгодного сотрудничества.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.09.2019 16:50
Комментарии 0
Наверх