Версия // Власть // Миллиарды рублей спасут миллионы людей?

Миллиарды рублей спасут миллионы людей?

1754

Дорога жизни

Виктор ПОХМЕЛКИН, председатель Движения автомобилистов России
В разделе

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Стоимость ФЦП оценивается в более чем 32 млрд рублей. Авторы документа считают, что программа будет способствовать повышению безопасности дорожного движения. За первые полгода 2013 года, по данным ГИБДД, на российских дорогах погибли 10 384 человека, пострадали 106 531. Авторы программы также посчитали экономический ущерб от ДТП. В период с 2004 по 2011 год он сравнялся с годовым бюджетом всех регионов страны и превысил 8 трлн рублей.

Виктор ПОХМЕЛКИН, председатель Движения автомобилистов России:

– К сожалению, целевая программа жизни автомобилистов и пешеходов не спасёт. Потому что главные факторы, которые влияют на дорожную безопасность, в ней не затрагиваются. Подобные программы принимались и раньше, из федерального бюджета выделялись десятки миллиардов рублей, но воз и ныне там. Единственное, что удаётся с помощью этой программы провести, – большое количество конференций, семинаров и симпозиумов по вопросу безопасности движения и в очередной раз повысить наказание для водителей. 50% людей, попавших в аварию, как умирали на дорогах от неоказания первой помощи, так и умирают. Как были наши отечественные машины не приспособлены для того, чтобы сохранить жизнь водителю и пассажирам, так и остаются. И самое главное, у нас не меняется система безопасности – дорожная полиция. Это фиктивная система, она коррумпированная и безответственная.

В последнее время, когда утверждаются подобные программы на длительный срок и с большими федеральными вложениями, как правило, половину этих средств распиливают и растаскивают.

Михаил БЛИНКИН, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

– В этой целевой программе содержатся две абсолютно бесспорные и правильные вещи, связанные с поставарийным спасением людей. Было бы неправильно утверждать, что программа является неким лоббистским документом ГИБДД. Кто её читал, тот знает – дорожная полиция, ГИБДД там вообще не упоминаются. Теперь о претензиях. Уровень безопасности движения в разных странах сравнивают по простым показателям – сколько смертей на дорогах приходится на 10 тыс. автомобилей. В странах, которые являются передовиками по части безопасности дорожного движения – Германии, Великобритании и Японии, – характерный уровень транспортных рисков составляет менее единицы на 10 тыс. автомобилей. В африканских странах – 100 и больше. В России на 10 тыс. автомобилей приходится 6,7 погибшего. Конечно, это гораздо лучше, чем, допустим, в Кении или Венесуэле, но раз в 15 хуже, чем в Великобритании или Японии. Что является причиной этого грандиозного разрыва? Люди, которые разбираются поверхностно в этой проблеме, говорят, что дороги у нас хреновые. Но наука говорит другое. Дороги отнимают у нас время, нервы, деньги, но они никого не убивают. Убивает транспортное поведение. И главная причина хренового поведения – жуткое неравенство на дорогах. Во всех странах, которые ушли на приличный уровень безопасности, есть абсолютно чёткое понимание: все участники дорожного движения имеют абсолютно одинаковые права и ответственность, там нет привилегий. Нет на дороге ни патриарха, ни прокурора, ни короля. У нас же второй помощник районного прокурора имеет больше привилегий в движении, чем канцлер в Германии и король Швеции, вместе взятые. Индия по безопасности ещё хуже России, но в феврале 2013 года индийский верховный суд принял историческое решение: привилегии на дорогах имеет исключительно лицо, упомянутое в Конституции, причём в единственном лице. Индия додумалась до этого! В США привилегий вообще Конституцией не предусмотрено. Для нас тотальное равенство – принципиальная вещь, к которой мы обязаны прийти, если не хотим иметь столько трупов, сколько имеем. Надеюсь, что это будет вторым шагом после реализации абсолютно необходимой целевой программы по безопасности движения.

Сергей КАНАЕВ, директор Национального общественного центра безопасности движения:

– Хотя в программе и написано, что выделенные миллиарды помогут безопасности, я в это не верю. Нас спасут не миллиарды, а равное положение всех на дорогах. Неотвратимость наказания должна быть для всех участников дорожного движения. Именно с этого надо начинать. А сейчас пустят 1 млрд долларов на установку камер видеофиксации. Но у нас камеры ставят не там, где нужно, а там, где люди могут превысить скорость. И в этом основная проблема – федеральные средства расходуются с точки зрения будущего наполнения бюджета, а не с точки зрения безопасности. Эта программа не тратит деньги ни на отбойники, ни на научные изыскания, всё пойдёт на видеокамеры, значит, бюджет быстро восполнит эти траты.

Михаил БЛИНКИН, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Михаил БЛИНКИН, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Сергей КАНАЕВ, директор Национального общественного центра безопасности движения
Сергей КАНАЕВ, директор Национального общественного центра безопасности движения

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.10.2013 00:52
Комментарии 0
Наверх