Версия // Бизнес // Малый бизнес обретает новое лицо при поддержке «Норникеля», РЖД и «Роснефти»

Малый бизнес обретает новое лицо при поддержке «Норникеля», РЖД и «Роснефти»

6367

Не только «лавочники»

Малый бизнес обретает новое лицо при поддержке «Норникеля», РЖД и «Роснефти» (фото: LORI)
В разделе

В июне малые и средние предприятия вроде бы начали отходить от нокаута, в который их отправил вынужденный простой из-за коронавируса. Но будем честны: многие и без этого едва стояли на ногах. «Что это за бизнес, если он не может прожить два месяца без выручки?» – задавались вопросом целый ряд уважаемых экономистов. Предприниматели в ответ огрызались и сетовали на скромный, по их мнению, объём господдержки. Кто из них прав – вопрос дискуссионный. Но очевидно, что после карантина сама сфера малого бизнеса должна радикально измениться. Помочь ей в этом смогут крупные корпорации.

Пандемию не зря сравнивают с войной. Коронакризис усилил и без того непростую ситуацию с падением цен на нефть и западными санкциями. Чиновники и депутаты роются в своих пыльных столах, вспоминая идеи, которые прежде казались разумными, но необязательными. Прогрессивная шкала подоходного налога, почасовая оплата труда и официальное понятие дистанционной работы – всё это могло появиться у нас намного раньше. Хорошо, что появится хотя бы сейчас. Но одними прогрессивными поправками в Налоговый и Трудовой кодексы вряд ли можно поставить российскую экономику на ноги.

В марте 2018 года президент выступил с очередным посланием к Федеральному собранию и заявил, что к 2025 году число россиян, занятых в малом и среднем бизнесе, должно вырасти с 19 до 25 млн человек. Вклад малых и средних предприятий (МСП) в ВВП следует увеличить до 40%. Кажется, что эти слова прозвучали совсем в другую эпоху, но именно такая задача выглядит одной из приоритетных – не только для правительства страны, но и в целом для российского общества.

Для сравнения: доля малого и среднего бизнеса в ВВП Великобритании составляет 51%, в Германии – 53%, в Финляндии – 60%. Если считать не деньги, а число занятых, то во многих странах на такие предприятия приходится до 80% работников. В России МСП пока что создают чуть больше 20% валового внутреннего продукта. Вы спросите, куда им тягаться с такими гигантами, как «Газпром», «Роснефть», «Норникель» или «Росатом»? Вопрос этот сформулирован не совсем правильно. Чтобы понять это, необходимо разобраться с родовой травмой малого бизнеса в России.

Помощь бывает разной

Именно малые предприятия больше всех пострадали в результате вынужденного простоя из-за пандемии – минус 54% оборота в апреле, минус 41% выручки в мае (по сравнению с тем же периодом прошлого года). По данным мониторинга, которые озвучил в мае бизнес-омбудсмен Борис Титов, больше половины компаний малого и среднего бизнеса боятся не пережить кризис и потому нуждаются в срочных мерах поддержки.

Государство выделило для них 81,1 млрд рублей из резервного фонда. Предприниматели заявляют, что надо намного больше. Люди, не связанные с бизнесом, смотрят на них как на паразитов. «Разве можно спасать киоски с шаурмой за счёт наших налогов?» – говорят они. И вот тут мы сталкиваемся с застарелым и ложным противопоставлением условных «бюджетников» и «лавочников».

В странах, где на них приходится половина национальной экономики, МСП – это не только магазины, кафе и салоны красоты. Значительная доля таких компаний работает в высокотехнологичных отраслях. Например, производственные площадки Boeing – по сути, центры, где собирают самолёты из множества деталей, полученных от широкой сети поставщиков. Выпуск оборудования и бурение скважин для добычи сланцевой нефти в США – это тоже малый и средний бизнес, который живёт за счёт работы в реальном секторе, а не за счёт вечного стояния в очереди за господдержкой.

Чтобы сравняться с западными «коллегами», российским малым и средним предприятиям следует искать пути развития в симбиозе с крупными корпорациями. У нас уже есть немало таких примеров.

По теме

«Вырастить» поставщика

Правительство может лишь способствовать формированию систем малых поставщиков вокруг крупных компаний, этим в нашей стране занимается Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). В феврале 2019 года она подписала первое соглашение о взаимодействии с одной из крупнейших частных компаний страны. «Норникель» взял на себя обязательства по поддержке субъектов МСП, которые являются его действующими или потенциальными контрагентами. По сути, металлургический гигант начал выращивать своих будущих поставщиков, что решает сразу две задачи: создание новых инжиниринговых проектов и поддержка занятости в моногородах. Но это не единственное направление работы.

«Норникель» также поддерживает социальных предпринимателей, которые создают проекты, направленные на повышение качества жизни в промышленных городах на севере страны. В 2020 году беспроцентные двухлетние ссуды получили семь таких начинаний, в числе которых семейный клуб в Заполярном, небольшой турбизнес в Никеле и несколько спортивных клубов в Норильске. В каждом из этих случаев речь идёт не о благотворительности, а о помощи местным предпринимателям в создании нового бизнеса, который в дальнейшем сможет работать без посторонней помощи.

Впрочем, главное, что может предложить такой промышленный гигант предприятиям МСП, – это всё-таки стабильный рынок сбыта. По словам вице-президента компании Владислава Гасумянова, «Норникель» ежегодно закупает у малых и средних предприятий продукцию на сумму более 6 млрд рублей.

Аналогичную поддержку оказывают бизнесменам в регионах и многие государственные корпорации вроде «Роснефти». «Компания уделяет большое внимание поддержке локальных поставщиков», – сообщили её представители. По словам нефтяников, в 2018 году для участия в закупочных процедурах были аккредитованы 7566 предприятий, 76% из которых относятся к малому и среднему бизнесу. Компания заключила с ними контракты на сумму 167 млрд рублей. В том же направлении активно двигается ОАО «РЖД». В апреле 2020 года железнодорожный монополист тоже подписал соглашение с Корпорацией МСП, согласно которому она увеличит закупки у предприятий малого и среднего бизнеса. По итогам минувшего года на них пришлось 62,8% закупок госкорпорации, сумма контрактов составила 230 млрд рублей.

Зелёный свет для инноваций

Каждая из перечисленных выше корпораций работает в своей конкретной отрасли, и вокруг каждой из них должен сформироваться пласт малых и средних компаний. По всей видимости, только так можно обеспечить двукратный рост вклада малого и среднего бизнеса в российский ВВП. По количеству частных компаний на тысячу жителей мы и сейчас сопоставимы со многими европейскими странами. Однако те отрасли, в которых работает этот бизнес, прибыль и зарплаты, которые он генерирует, не идут ни в какое сравнение с тем, что должно быть в развитой экономике.

Получив стабильные рынки сбыта, предпринимателям будет проще не только производить продукцию, но и внедрять новые технологии, создавать инновации. Ведь крупным компаниям на самом деле есть чему поучиться у малого бизнеса – открытости новому, изобретательности, скорости принятия решений. Пока менеджеры крупного холдинга будут месяцами согласовывать внедрение новой технологии, небольшая компания успеет несколько раз её протестировать и улучшить. Если малый и средний бизнес будет и дальше развиваться в этом направлении, то вопрос «Как тебе такое, Илон Маск?» зазвучит безо всякой иронии.

Сергей Марков, политолог:

– Я хоть и считаю, что в приоритете у государства должна быть поддержка крупных компаний и больших проектов, но, безусловно, и поддержка малого и среднего бизнеса для государства не менее важна. Тем паче во время кризиса. Кое-кто считает, что малый бизнес удержит некая невидимая рука прогресса в рамках свободного рынка, но практика показывает, что без серьёзной поддержки ничего не выходит. И очень важно протянуть руку помощи малому и среднему бизнесу именно сейчас, в критический момент, – «подружить» его с большими проектами, создав у последних стабильный интерес к отечественным товарам и услугам.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.06.2020 10:00
Комментарии 0
Наверх