Версия // Власть // Магазины намеренно создают потребительскую панику

Магазины намеренно создают потребительскую панику

5479

Налетай, подорожало

Темур Козаев
В разделе

Ретейлеры и оптовики предупреждают: в ближайшие дни грядёт подорожание. В первую очередь рост цен может коснуться бытовой техники и компьютеров. Интересно заметить, что разговоры о будущем росте цен начались чуть ли не в первый же день падения курса рубля. И именно это обстоятельство заставляет предположить, что паника среди потребителей нагнетается специально.

В середине прошлой недели о возможном росте цен заявили продавцы бытовой техники, автомобилей и электроники. Например, представители «Юлмарта» ничтоже сумняшеся сообщили о том, что цены уже (!) выросли на половину ассортимента компьютеров, ноутбуков и бытовой техники. Невольно возникает вопрос: за счёт чего цены успели подрасти, если к тому моменту рубль бил антирекорды от силы в течение 48 часов? Не иначе рынки компьютеров и бытовой техники оказались ещё чувствительнее к курсу национальной валюты, нежели фондовые рынки. Примечательно, что о получении уведомлений о возможном пересмотре цен со стороны европейских производителей заявили не только в «Юлмарте», но и в «М.Видео» и «Эльдорадо».

Можно предположить, что в данном случае ретейлеры просто выдают желаемое за действительное. Например, по словам генерального менеджера мобильного подразделения Lenovo в России и Центральной Азии Антона Швейнова, у компании закупочные цены в рублях зафиксированы до июня этого года. И, конечно, едва ли Lenovo является единственным производителем, который таким образом зафиксировал цены. По мнению аналитиков рынка, большинство крупных вендоров скорее всего также зафиксировали курс доллара до конца текущего года. Так что если ретейлеры и решат взвинтить цены, то нынешнее падение рубля будет уж точно ни при чём. «Значительного повышения цен можно ожидать только в случае долговременного падения курса рубля», – считает директор по дистрибуции Merlion Татьяна Скокова.

Впрочем, объективные экономические реалии вряд ли будут здесь играть ключевую роль. Гораздо важнее, удастся ли вызвать у потребителей ажиотаж. И если да, тогда повышать цены можно будет на сколько угодно – раскупят всё. Пример тому – конец 2014 года, когда на волне ослабления курса национальной валюты россияне ринулись покупать себе впрок по пять телевизоров и три холодильника.

Похоже, пока напугать потребителей удалось только на туристическом рынке. Правда, здесь разволновавшиеся потребители – палка о двух концах. Очевидным негативным итогом панических настроений стал тот факт, что многие люди решили вовсе отложить покупку туров. Зато те, кто уже забронировал свои путешествия, но ещё не оплатил их полностью, ринулись в агентства. «В агентствах выстроилась очередь из желающих доплатить за туры, которые они уже бронировали либо по раннему бронированию, либо до обвала рубля и заплатили частично. Люди могут и позже доплатить, но сейчас все побежали доплачивать, опасаясь, что ситуация с валютой будет только ухудшаться», – рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

Владислав Кочетков, председатель правления ИК «Финам»:

– То, что сейчас происходит, называется «вербальные интервенции». Это попытка стимулировать спрос. Обороты в ретейле последнее время растут не самыми высокими темпами, зато многие помнят декабрь 2014 года, когда покупали всё, что продавалось. Вот и сейчас появилась надежда, что можно будет всё продать. Только вот повторить кейс 2014 года вряд ли получится: у населения стало меньше денег, а банки проводят консервативную политику кредитования.

В реальности же пока нет оснований полагать, что цены должны вырасти. Я думаю, что за заявлениями ретейлеров неплохо было бы последить Федеральной антимонопольной службе и, возможно, выписать предупреждения.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.04.2018 14:54
Комментарии 0
Наверх