Версия // Власть // Как польские националисты переиграли Европейский союз

Как польские националисты переиграли Европейский союз

3944

Плохие и хорошие

В разделе

Националисты, которые правят Польшей, показали себя расчетливыми игроками в конфронтации с Европейским союзом, который обвинил их в подрыве верховенства закона, но еще не наказал их за это. Президент Анджей Дуда представил, по его собственным словам, компромиссные предложения по судебной реформе, которые особенно разозлили ЕС. Это оливковая ветвь, которую ЕС должен принять, если он тайно сожалеет о нападках на польские власти.

ПиС, партия, которая помогла Анджею Дуде стать президентом в 2015 году, сделала многое, чтобы добавить авторитаризма действующей власти. Все началось с того, что она взяла под контроль Конституционный суд страны (полномочия которого толковать основной закон страны не входят в рамки текущей реформы). Дуда продолжил превращать общественные СМИ в партийные пропагандистские каналы без консультаций с другими политическими силами, несмотря на то, что в парламенте у партии было только незначительное большинство. Все это время ЕС смотрел на происходящее, выражая легкую озабоченность, инициировал «диалог» с польским правительством, которое игнорировало замечания.

Чаша, похоже, переполнилась, когда ПиС приняла три закона, которые перестраивают судебную систему. Они уволили нынешних судей Верховного суда, дали парламенту контроль над комитетом, ответственным за назначение судей, расширили власть Минюста над региональными судами.

Первый вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс предпринял необычный шаг, пригрозив Польше статьей 7 договора ЕС - это процедура, которая потенциально может привести к потере права голоса в ЕС за отказ от поддержки фундаментальных ценностей. Раньше таких прецедентов не было, и это одна из самых серьезных угроз, которую может сделать официальный представитель ЕС. Тиммерманс дал понять, что процедура будет зависеть от вступления в силу законов; через несколько дней Дуда наложил вето на два из трех. ЕС такое положение дел не удовлетворило, но градус напряжения был временно понижен.

ПиС сделала ряд ужасных заявлений о Дуде, заставляя его выглядеть так, как будто он разошелся со своими бывшими союзниками. Это дало президенту некоторую свободу, чтобы предложить решение для спасающих репутацию Тиммерманса и других официальных лиц ЕС. Согласно предложению Дуды, судьям Верховного суда не нужно немедленно уходить в отставку - только когда им исполнится 65 лет (мужчины) или 60 лет (женщины). Президент также предложил создать две новые структуры - одну для чрезвычайных жалоб, состоящую из политиков, уполномоченных отменять судебные решения, другую для рассмотрения дисциплинарных жалоб на судей. Согласно версии реформы от Дуды, парламент все же будет назначать Национальный совет судей - орган, который выбирает судей, но на три пятых, а не полностью.

Кстати, Дуда первоначально предложил такие конституционные изменения: если парламент не сможет избрать Национальный совет судей, президенту будет позволено сделать это. Поскольку Дуда обсудил свой план с лидерами парламентских фракций, это подкинуло дров в костер: оппозиция была категорически против изменения конституции по судебным вопросам, а ПиС выступает против наделения президента чрезмерными полномочиями. Поэтому Дуда быстро отступил, предложив процедуру тай-брейка: каждый законодатель голосует за одного кандидата в совет. Выглядит как уступка, хотя это фактически шаг в сторону интересов партии большинства, тем более популистская фракция Кукиса «15», похоже, желает сформировать союз с ПиС по судебным вопросам.

По теме

Вариант реформы Дуды имеет ту же цель, что и первоначальный законопроект ПиС: повысить политический контроль над судебной системой. Это не обязательно плохая идея: многие развитые страны, включая США и Германию, дают политикам важную роль в отборе судей. Сегодня в Польше судебное сообщество является более автономным, чем в этих странах, что может создать опасную нехватку подотчетности. Но ЕС уже выбрал этот вопрос как свою красную линию с Польшей, поэтому поляки рассматривают проблему как политическую, а не юридическую. Лидер ПиС Ярослав Качиньский все еще говорит о конфликте с Дудой, создавая впечатление, что сдерживающие факторы страны работают и заставляют ЕС принимать «компромисс» Дуды. Но, по сути, Дуда помогает Качиньскому продвигать свои идеи с минимальными изменениями.

ЕС должен был действовать раньше, когда ПиС покусилась на Конституционный суд. Нынешний вопрос менее ясен, и нет никакой гарантии, что Европейский союз сможет противостоять реформе польского суда. Таким образом налицо признаки того, что Тиммерман и другие представители блока могут отступить. Тиммерманс обещал «очень внимательно изучить поправки» и призвал Польшу отправить их в экспертный орган ЕС.

Тем не менее если ЕС намерен взять на себя ПиС, он должен продвигаться вперед по процедуре статьи 7, а не играть в плохого/хорошего полицейского с Дудой и Качиньским. Если Брюссель откажется и будет использовать новое нарушение в качестве предлога, чтобы позлить нелиберальное правительство Польши, он никогда не сможет обыграть кого-либо. Поляки знают свою игру, и они будут такими же хитрыми, как их союзник, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, пройдясь по краю и никогда не испытывая никаких последствий. ЕС этого не хочет; правительство, которое быстро и свободно играет с судами, средствами массовой информации и даже с европейскими альянсами (например ПиС требует репараций от Германии), на самом деле не является частью европейского проекта. Принуждение этого правительства к предложению бессмысленного компромисса - это не победа. На самом деле это поражение.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.11.2018 18:30
Комментарии 0
Наверх