Версия // Власть // Кто взорвал флагман Черноморского флота, до сих пор неизвестно

Кто взорвал флагман Черноморского флота, до сих пор неизвестно

35696

"Новороссийск": тайна на дне

Линкор «Новороссийск» после передачи СССР
В разделе

29 октября 1955 года над Севастопольскими бухтами прогремел взрыв. В результате ушёл под воду флагман Черноморского флота – линейный корабль «Новороссийск». Точно так же в 1916 году взорвался и погиб линкор «Императрица Мария». Но если тогда было сразу понятно, кто взорвал русский линкор, то точного ответа на вопрос, отчего погиб «Новороссийск», нет до сих пор.

Для понимания того, что же всё-таки произошло 29 октября 1955 года, надо знать, что за корабль был «Новороссийск». Линейный корабль-дредноут достался СССР в счёт репараций от Италии. В итальянском флоте он назывался Giulio Cesare – «Джулио Чезаре» и являлся одним из трёх кораблей типа «Конте ди Кавур» (Giulio Cesare, Leonardo da Vinci, Conte di Cavour), спущенных на воду в 1910–1917 годах. Италия всегда славилась военным кораблестроением и во все времена была сильной морской державой. «Джулио Чезаре» поднял военно-морской флаг 14 мая 1914 года. Корабль прошёл Первую мировую войну, а в межвоенный период три модернизации. «Джулио Чезаре» был фаворитом нации, италь­янцы любили этот линкор больше, чем все остальные корабли своего флота. И когда после окончания Второй мировой войны стало известно, что он передаётся Советскому Союзу по репарации, итальянцы восприняли эту новость крайне болезненно. Военно-морские офицеры пуб­лично заявляли, что «Джулио Чезаре» никогда не будет служить под чужим флагом! Тем не менее 9 декабря 1948 года линкор покинул порт Таранто и 15 декабря прибыл в албанский порт Влёра.

3 февраля 1949 года в этом порту состоялась передача линкора советской комиссии, возглавляемой контр-адмиралом Левченко, а 6 февраля над кораблём подняли военно-морской флаг СССР. Спустя две недели он вышел в Севастополь, прибыв на свою новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».

Трагедия

С 1950 по 1955 год линкор 7 раз находился в заводском ремонте, однако некоторые недостатки так и не были устранены. В мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.

28 октября 1955 года «Новороссийск» вернулся из последнего похода и занял место на «линкорной» бочке в районе Морского Госпиталя. Там, где когда-то последний раз стояла «Императрица Мария»...

Перед ужином на корабль прибыло пополнение – солдаты-пехотинцы, переведённые на флот. На ночь их разместили в носовых кубриках. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы. 29 октября в 01:31 под корпусом носовой части корабля раздался мощный взрыв.

После взрыва носовая часть корабля погрузилась в воду, но отданный якорь крепко держал линкор, не позволяя отбуксировать его на отмель. На линкор прибыло всё командование Черноморского флота во главе с командующим флотом вицеадмиралом Пархоменко. Всего в ту ночь на борту «Новороссийска» находились 7 адмиралов, 28 старших и 40 младших офицеров. При этом «Новороссийск» был всего в нескольких сотнях метров от берега. Возможно, именно по этой причине Пархоменко фактически не давал экипажу бороться за живучесть корабля. Позже адмирал заявил членам комиссии: мол, он был настолько уверен, что ничего страшного не произойдёт, что у него появилась мысль попить чаю в кают-компании.

Тем временем вода продолжала поступать в корпус корабля. Видя, что поток остановить не удаётся, исполняющий обязанности командира корабля капитан 2 ранга Хоршудов обратился к Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, но получил отказ. Позже команда на эвакуацию всё же была отдана, но время уже ушло. Более тысячи моряков скопились на корме. К линкору стали подходить шлюпки, однако сесть в них успела лишь небольшая часть экипажа. В 4:14 корпус корабля вдруг дёрнулся, начал крениться на левый борт, а через мгновение перевернулся вверх килем. По одной из версий, адмирал Пархоменко, не представляя размеров пробоины, дал команду буксировать в док и этим погубил корабль.

По теме

В результате сотни моряков оказались в воде. Многие, особенно бывшие пехотинцы, под тяжестью промокшей одежды и сапог быстро ушли под воду. Часть команды сумела взобраться на днище корабля, других подобрали на шлюпки, некоторые сумели доплыть до берега. Стресс от пережитого был такой, что у некоторых моряков, доплывших до берега, не выдерживало сердце и они тут же падали замертво. Многие слышали внутри корпуса перевернувшегося корабля частый стук – это подавали сигналы моряки, не успевшие выбраться из отсеков.

Всего в катастрофе погибли 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Из отсеков опрокинувшегося корабля удалось спасти лишь девять человек – семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. При этом ещё в течение трёх дней находившиеся внутри линкора оставались живы – водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе корабля линкора моряков только 1 ноября.

Князь Боргезе или Лайонел КрЭбб

Так что же погубило «Новороссийск»? Правительственная комиссия практически сразу прибыла в Севастополь, однако её работа свелась к рассмотрению только одной версии – срабатыванию немецкой донной мины, оставшейся после войны. Причём управились члены комиссии всего за пять дней – странно, не правда ли? Позже водолазы обнаружили две огромные воронки размером 12 на 14 метров и глубиной 1,5 метра рядом с корпусом затонувшего «Новороссийска», в связи с чем версию тут же подкорректировали: дескать, затонул от связки (?) донных мин. Версия, если честно, очень шаткая. Да, в акваториях Севастополя до сих пор находят морские мины, крупные и мелкие авиабомбы и другие опасные предметы. Но представить, что на штатном месте якорной стоянки, где практически ежедневно становились корабли, больше 10 лет находилась неизвестная мина… Нет, здесь явно что-то не то.

Потому стоит рассмотреть другие версии, тем более что для этого есть все основания. Самая распространённая версия гласит, что «Новороссийск» утопили итальянцы.

В самом деле, они же обещали не допустить, чтобы линкор ходил под чужим флагом, вот и сдержали обещание. В середине нулевых мировые информационные агентства сообщили, что ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито признал: это итальянские военные причастны к затоплению «Новороссийска». По словам Д’Эспозито, итальянцы не хотели, чтобы корабль достался русским, поэтому позаботились о том, чтобы его затопить. Операцию якобы организовал бывший командир подводных диверсантов князь Валерио Боргезе. Диверсионная группа прибыла на мини-подлодке, которую, в свою очередь, тайно доставил грузовой пароход, прибывший из Италии. Итальянцы оборудовали тайную базу в районе севастопольской бухты Омега, заминировали линкор, а затем вышли на подлодке в открытое море и дождались, чтобы их забрал свой пароход.

Единственный факт, который реально может подтверждать эту версию, – количество италь­янских туристов в Крыму в 1955 году. Ни до, ни после в 50-е годы на полуострове не было столько итальянцев. Можно предположить, что часть из них проводила разведку местности. Однако возникают вопросы, ведь семь лет князь Боргезе вместе со своими диверсантами жил спокойно и вдруг у него взыграли оскорблённые чувства. Да так, что он планирует целую диверсионную операцию, организовать которую в одиночку просто невозможно. Итальянскому правительству ссориться с СССР из-за какого-то линкора было не с руки. Потому предположим: что, если итальянцы, если это и правда были они, взрывали «Новороссийск» не по зову сердца, а по заказу?

По теме

Чьему? Обратим внимание вот на что. Как уже говорилось, после включения кораб­ля в списки Черноморского флота «Новороссийск» прошёл семь заводских ремонтов. Причина была следующая: линкор решили довести по техническому состоянию до уровня корабля первой линии. Решение вроде бы странное, в 1955 году старому линкору исполнился уже 41 год. Зачем же понадобилась переделка корабля? Ответ на этот вопрос необычен. Дело в том, что максимальный калибр артиллерии на кораблях советского ВМФ составлял 305 миллиметров (12 дюймов). Такие пушки стояли только на линкорах типа «Севастополь» – ровесниках «Новороссийска», которые готовились к списанию.

А пушки «Новороссийска» имели калибр 320 миллиметров, и под них в СССР были спроектированы атомные снаряды! Таким образом «Новороссийск» превращался в носителя тактического ядерного оружия.

В середине 50-х годов Советский Союз, несмотря на то что он являлся подписантом Конвенции Монтрё о правилах прохода проливов Босфор и Дарданеллы, потребовал для себя возможность их прохождения на правах экстерриториальности. Запад категорически был с этим не согласен – в Стамбул даже прибыла американская эскадра. А в июле 1955 года более двух десятков боевых кораблей США и Великобритании провели манёвры в Мраморном море и остались там на условиях временного базирования.

Вчерашние союзники понимали: «Новороссийск», способный стрелять атомными снарядами, – слишком серьёзная угроза. Учитывая это, линкор вполне могли утопить англичане. Либо воспользовавшись услугами итальянцев, либо своими силами. Дело в том, что Великобритания являлась одной из немногих стран, имеющих развитые на то время технологии подводных диверсий с помощью сверхмалых подвод­ных лодок. Конкретно речь идёт о 12-й флотилии ВМФ Великобритании. Той самой, в которой служил известный капитан 2 ранга Лайонел Крэбб. Тот самый Крэбб, который позже погиб при попытке взорвать крейсер «Орджоникидзе» во время его визита в Великобританию.

Взрыв осуществили советские спецслужбы?

Однако уже в наше время кандидат технических наук Олег Сергеев выдвинул ещё одну версию. По его предположению, «Новороссийск» был подорван двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в пределах 1800 килограммов, установленными на грунте в районе носовых артпогребов на незначительном расстоянии от борта корабля и друг от друга. Взрывы произошли с коротким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, от которого корабль и затонул. А сделали это… отечественные спецслужбы с ведома руководства страны!

Фантастика? Рассмотрим факты.

Оказывается, в ночь трагедии все технические средства наблюдения за акваторией Севастополя были отключены, а дозорные силы отозваны.

Причём отключение этих систем было санкционировано командованием флота. Наблюдение за подводным входом в бухты Севастополя осуществляла шумопеленгаторная станция «Сатурн-12». Фактически с 08:40 до 19:00 в день взрыва станция не работала. А дозор при входе в Севастопольские бухты отсутствовал с 05:30 28 октября до 01:17 29 октября. С 27 октября дозор на этой позиции осуществлял большой охотник БО-427.

В ночь трагедии он почему-то стоял отшвартованный кормой у стенки кораблей бригады охраны водного района с отдачей одного из якорей. Называлось такое «дежурство» готовностью номер два.

По теме

Все технические средства – РЛС «Лот» и «Шкот» у мысов Лукулл и Херсонес, теплопеленгаторы «Астра» на Константиновском равелине и в бухте Стрелецкая – также не работали. Формально они находились на техническом обслуживании. При этом РЛС П-20 на мысе Айя и на Ай-Петри находились в 30-минутной готовности, но также не работали! Не странно ли?

Идём дальше: никто из отвечающих за безопасность Севастополя, который тогда являлся закрытым городом, не понёс никакого наказания. Ни один из генералов МГБ, которое отвечало за противодиверсионную деятельность, наказан не был. Не были наказаны ни руководители разведки Черноморского флота, ни командир охраны водного района Главной базы. Были лишь отправлены в отставку командующий Черноморским флотом Пархоменко, что совершенно заслуженно, ведь его действия погубили сотни моряков, и командующий ВМФ СССР адмирал Кузнецов. А вот это увольнение уже было знаковым. Как известно, Хрущёв относился к Военно-морскому флоту отрицательно, он считал, что самое главное – это ракеты с ядерными боеголовками. А Кузнецов, понимая значение флота для страны, строил сильный флот. После отставки главкома абсолютно новые крейсера пошли под нож…

Также абсолютно непонятна судьба двух баркасов, стоявших в ночь взрыва у борта «Новороссийска». Историки восстановили даже их бортовые номера. Для версии Сергеева они очень важны. Дело в том, что боевой пловец может транспортировать мину весом в несколько десятков килограммов. Если он передвигается на человеко-торпеде, то вес взрывчатки составляет около 350 килограммов. Потопление «Новороссийска» было вызвано взрывом примерно 2 тонн взрывчатки. Вот её-то, по версии Сергеева, и доставили ночью к борту линкора на баркасе.

Но зачем было взрывать свой же корабль? Сергеев предполагает: боевой пловец с Кас­пийской флотилии прибыл в Севастополь за несколько дней. Его официальная задача была проверить охрану и оборону крупных надводных кораблей флота. Такие задачи – когда свои диверсанты проверяют свою противодиверсионную оборону – рутинные учения в армии и во флоте. Так как Севастополь являлся закрытым городом, прибыл он налегке, а водолазное снаряжение достал в местном ДОСААФе. Его задача заключалась в том, чтобы незаметно подплыть к «Новороссийску» и затопить баркас. Это бы означало, что линкор условно потоплен. Пловец с заданием справился. Однако при погружении баркаса на дно сработало взрывное устройство, инициирующее взрыв 1800 килограммов тротила. Водолаз погиб. По утверждению автора версии, он знает фамилию и имя погибшего пловца.

Тайна гибели «Новороссийска» не раскрыта до сих пор. Думается, что правда станет известна только тогда, когда спецслужбы раскроют свои архивы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.09.2019 19:27
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх