Версия // Власть // Кто виноват в росте цен на топливо-1

Кто виноват в росте цен на топливо-1

2344

Бензин не отпускать!

Несмотря на заявления чиновников, цены на бензозаправках неуклонно растут Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Рост цен на бензин может стать серьёзной социальной проблемой. Несмотря на многомиллионные штрафы, наложенные на нефтяников, топливо продолжает дорожать. Федерация автовладельцев призывает организовать всероссийскую акцию протеста, поскольку постоянное повышение стоимости топлива – одна из вечных тем, к которой автомобилисты пытаются привлечь внимание чиновников. В свою очередь, нефтяники и аппаратчики в один голос заявляют, что неплохо было бы и в самом деле снизить цены на бензин. Этого, однако, не происходит. Кто несёт ответственность за ценники на заправках? – задался вопросом корреспондент «Нашей Версии».

Федерация автовладельцев призывает россиян 24 октября, в День работников автомобильного транспорта, привязать к своим машинам жёлтые ленточки и ездить днём с ближним светом фар. Таким образом автолюбители намерены выразить свой протест против повышения таможенных пошлин, увеличения в два раза транспортного налога, принятия нового технического регламента, отсутствия рациональной транспортной инфраструктуры и постоянного повышения стоимости топлива.

Исключать, что владельцы бензозаправок, увидев армию машин с жёлтыми лентами, застыдятся и перестанут каждую ночь менять ценники, конечно нельзя. Также, впрочем, и того, что правительство или президент обратит внимание на коллективное обращение российских автолюбителей. Но, как показывает практика предыдущих подобных акций, чиновники вяло реагируют на подобные требования. Это же не ветераны или пенсионеры, голоса которых всегда нужны на выборах.

Кроме того, справедливости ради стоит отметить, что органы власти тоже не слишком рады росту цен на топливо. И даже предпринимают определённые меры. Так, в конце прошлого года Федеральная антимонопольная служба наложила на производителей беспрецедентные штрафы: на «ТНК-BP» – 1,11 млрд. рублей, на «Газпром нефть» – 1,35 млрд., на ЛУКОЙЛ – 1,44 млрд., на «Роснефть» – 1,5 млрд. рублей. Однако эта мера имела непродолжительное воздействие, и уже в феврале выросли цены на оптовом рынке бензина, а следом начался рост и в рознице. Этим летом ФАС вновь активизировалась, и в августе нефтяникам-«рецидивистам» вчинили ещё большие штрафы за злоупотребление доминирующим положением на рынке. «ТНК-BP» «влетела» на 4,2 млрд. рублей, «Газпром нефть» – почти на 4,7 миллиарда. Также был оштрафован ряд региональных производителей нефтепродуктов. Но эти меры лишь замедлили рост цен на топливо.

А на минувшей неделе свои сомнения в адекватности цен на бензин высказали и сами нефтяники. Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль заявил, что в ближайшее время стоимость топлива может немного снизиться. По его словам, «сейчас она – выше некуда». По мнению Шмаля, стоимость бензина для российской семьи не должна превышать 17 рублей. Согласно прогнозу Шмаля, в ближайшие два-три месяца цены снизятся на 1–2 рубля.

Схожие оценки даёт и исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. «Цена 95-го до конца года может опуститься до 20 рублей за литр, то есть примерно на 4 рубля», – полагает он.

Но пока кривая продолжает свой рост. По данным Росстата, за неделю с 14 по 20 сентября средняя стоимость бензина Аи-95 на потребительском рынке выросла с 24 до 24,7 рубля.

Кстати, давая свой прогноз, Геннадий Шмаль сделал оговорку, что на лучшее автомобилисты могут рассчитывать только в том случае, если государство обуздает собственные аппетиты. И в том числе снизит непомерные пошлины. В противном случае «будет ползучий рост цен». Государство в лице ФАС, в свою очередь, не перестаёт говорить о жадности нефтяников. Эксперты, в свою очередь, в качестве основных причин подорожания бензина называют мировую конъюнктуру и отсутствие в России современных нефтеперерабатывающих заводов. Аргументы разных сторон взвесил корреспондент «Нашей Версии».

По теме

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Всему виной – налоговая политика государства

По мнению президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, государству следует умерить «свои аппетиты в части налогообложения». По его словам, в России фискальная составляющая бензина марки Аи-95 доходит до 60%, в то время как на долю самой нефти приходится лишь 10%. Для сравнения Шмаль приводит США. Там аналогичные показатели соответственно равны 23 и 50%. По словам президента Союза нефтегазопромышленников, именно высокие налоги – одна из главных причин неадекватного ценообразования на российском рынке.

«Все вопросы по поводу роста стоимости бензина следует адресовать правительству, которое с повышением цен на нефть параллельно объявляет об увеличении пошлин и ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), – говорит партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин*.– А этот налог, между прочим, составляет 37% цены бензина». По мнению Крутихина, власти не слишком опасались повышения цен в прошлом году, «и уж тем более ничто их не остановит в текущем году».

По мнению нефтяников, необходим ежедневный мониторинг цен на «чёрное золото» для определения суммы экспортной пошлины. Это позволило бы корректировать размер отчисляемого процента с реальной мировой ценой на нефть. Однако даже в Союзе нефтегазопромышленников понимают, что сейчас правительство на это вряд ли пойдёт.

Вероятность: 35%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: В погоне за прибылью нефтяники взвинчивают цены

Федеральное антимонопольное ведомство винит в неуклонном росте стоимости бензина прежде всего крупные нефтедобывающие компании, плотно контролирующие российский рынок. По словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, в действиях корпораций наблюдались все признаки сознательного злоупотребления монопольным положением. Так, они направляли на экспорт нефтепродукты в условиях, когда на внутреннем рынке цены на них были выше, чем на внешнем. Всё ради того, чтобы не допустить снижения ценовой планки в России. «Это сознательные монополистические действия нефтяных компаний», – полагает Голомолзин. Правоту выводов ФАС отчасти подтверждает тот факт, что после наложения штрафов цены на топливо «сдувались». В конце прошлого – начале этого года стоимость бензина на заправках снизилась, но, как только ФАС ослабила нажим на нефтяников, цены вновь пошли вверх. С выводами антимонопольного ведомства соглашается и ряд независимых экспертов. «Причины подорожания – олигопольное положение на рынке наших основных вертикально интегрированных компаний», – полагает аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова. Она поясняет, что норма прибыли компаний в цене бензина составляет 20–23%.

Вероятность: 45%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Рост цен на бензин связан с мировой конъюнктурой

Некоторое замедление топливной инфляции в сентябре по сравнению с августом вполне вписывается в общемировую тенденцию – нефть на мировых биржах также начала дешеветь. Правда, эксперты оценивают влияние этого фактора как незначительное. «В какой-то момент цены на бензин совершенно отошли от мировых тенденций и росли только за счёт внутренних факторов. И сейчас это лукавство закончилось, потому что дальше расти некуда. Рынок оказался очень сильно перегрет», – объясняет директор по развитию информационного центра «Кортес» Павел Строков. По мнению аналитиков, стоимость «чёрного золота» окажет серьёзное влияние на ценообразование на российском рынке только в том случае, если произойдёт резкий обвал – ниже 50 долларов за баррель. Но ожидать этого не приходится: брокеры прогнозируют рост цен на нефть из-за сокращения в США запасов бензина.

Также эксперты отмечают и другой негативный фактор – технологическую отсталость нефтяного сектора. За последние 30 лет в России не было построено ни одного нового НПЗ. В результате у нас из одной тонны нефти получают 140 литров бензина, а в США – 420 литров. Но это вопрос опять же к нефтяникам. Почему они предпочитали эксплуатировать доставшееся им оборудование и не инвестировали в развитие производства?

Вероятность: 20%

*
Михаил Крутихин внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.10.2009 12:41
Комментарии 0
Наверх