Версия // Конфликт // Кто виноват, что войска недополучат «Армат»?

Кто виноват, что войска недополучат «Армат»?

35335

УКРАЛвагонзавод

Александр Потапов, Генеральный директор «Уралвагонзавода» (фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ)
В разделе

Впервые танки Т-18 и тяжелые БМП Т-15, созданные на платформе «Армата», широкой публике показали в мае 2015 года на параде Победы. И несмотря на то, что одна из машин заглохла прямо на Красной площади во время репетиции торжественного мероприятия, на новое оружие сразу же обрушились бурные потоки любви российских СМИ и экспертов.

Сюжет: Оружие, Армия

Бумажный танк

После шумной премьеры отечественные военные и чиновники соревновались в щедрости комплиментов детищу нижнетагильских конструкторов. Его наперебой именовали непобедимым, не имеющим аналогов, лучшим в мире танком. Практически сразу появились данные о том, что вооруженные силы вскоре закупят сотни, а возможно и тысячи Т-14. В сентябре 2015 г. Олег Сиенко - тогдашний генеральный директор единственного в России производителя танков АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) заявил журналистам, что его предприятие до 2020 года поставит в армию 2300 «Армат». Вероятно, эта цифра была позаимствована из опубликованной в 2012 г. статьи Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», в которой президент заявлял о том, что «в предстоящее десятилетие в войска должно поступить свыше 2300 современных танков».

В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 гг.» было запланировано строительство новых производственных мощностей, запуск которых позволил бы приступить к массовому выпуску танков на высокотехнологичном конвейере. На УВЗ началась модернизация производства и закупка оборудования. На эти цели направлялась прибыль от экспортных поставок и громадные кредиты, полученные в западных банках.

Правда, по мнению некоторых специалистов, «Армата» с ее необитаемой башней и находящимся в бронированной капсуле экипажем - не такой уж уникальный проект. «Еще в 90-ых годах ХХ века в конструкторском бюро УКБТМ (отдел УВЗ, который в 1971 г. был выделен в отдельное предприятие – прим. ред.) разрабатывался секретный проект танка «Объект 195» или Т-95, - говорит военный эксперт Алексей Хлопотов, - Основной идеологией этой машины должна была стать возможность уничтожения бронетехники противника на дистанции до 5 км. с первого выстрела, задолго до того, как та приблизится на расстояние возможного ответного удара. Для этого планировалось устанавливать в необитаемую башню орудие калибра 152-мм и новейшие системы прицеливания по тепловизору, оптическому и инфракрасному каналам, а также радиолокационной станции. Предполагалась даже возможность внешнего наведения на цель авиационных и прочих разведывательных комплексов. Экипажу отводилось место в бронированной капсуле в носовой части корпуса».

Первый образец Т-95 был создан в 2000 г. По оценкам экспертов к 2010 г. танк можно было запускать в серийное производство. Но в 2009 г. на УВЗ сменилось руководство. Предприятие, ставшее к этому времени центром целой корпорации, возглавил Олег Сиенко.

«У пришедших начальников появились амбиции не заканчивать уже существующий проект, а создать собственный танк, - продолжает Хлопотов, - Ведь это позволило бы снискать славу, награды и благодарность высшего руководства. Кроме того, только разработка новой машины могла принести конструкторам серьезную финансовую выгоду. В декабре 2009 г. Владимир Путин, (тогда премьер-министр), подписал в Нижнем Тагиле подготовленную руководством УВЗ концепцию развития бронетанкового вооружения. На этом основании в начале 2010 г. был запущен проект «Армата», во многом являвшийся упрощенной, уменьшенной и облегченной версией Т-95».

По теме

В техническом задании на Т-14 сразу было прописано орудие калибра 125-мм, стрелявшее лишь на 3 км. Эта пушка не решала основной задачи – уничтожение танков противника из зоны вне их досягаемости. То есть, «Армата» лишалась главного преимущества своего не рожденного предшественника. Фактически, при установке на уже массово производящийся Т-90 всех новинок «Арматы», эти танки будут сопоставимы по основным характеристикам. Только вот новая игрушка военных и промышленников оказалась весьма дорогостоящей. Если разработку Т-95 эксперты оценивали примерно в 1,5-2 млрд руб., то проект так называемой гусеничной платформы «Армата» стоил значительно больше. В СМИ со ссылкой на руководство УВЗ приводились данные о том, что к 2014 г. на него было выделено 54 млрд. руб., 15 из которых к этому времени уже освоили. Да и закупочная цена Т-14 оказалась высокой. Минобороны озвучивало стоимость танка в 450 млн руб. Позже цифру снизили до 350 млн. Олег Сиенко при массовом производстве обещал сократить стоимость до 250 млн руб. Сегодняшняя администрация предприятия и вовсе не берется даже приблизительной оценить новые танки. При том, что последняя версия Т-90 обходилась примерно в 100 млн руб.

Несмотря на дороговизну проекта, рапорты о скором поступлении Т-14 в войска продолжали звучать. В апреле 2016 г. замгендиректора «УВЗ» Вячеслав Халитов сообщал, что в 2017—2018 годах в войска поступит первая партия из 100 новых танков. В середине 2017 г. бывший в то время замминистром обороны России Юрий Борисов заявлял, что «Арматы» начнут массово поступать в войска для начала опытной эксплуатации после 2019 г. Ему вторил и занимавший тогда пост вице-премьера и курировавший ВПК Дмитрий Рогозин, тем же летом инспектировавший Уралвагонзавод на предмет возможности предприятия выйти на полноценное серийное производство новых танков.

Танк T-14 «Армата»
Танк T-14 «Армата»

Однако в 2018 году стало очевидно, что проект «самого современного и непобедимого танка» под угрозой. Повышенный до должности вице-премьера Юрий Борисов объявил, что у вооруженных сил РФ нет большой потребности в проекте «Армата», так как и последние версии танков Т-72 достаточно высокоэффективны. Интересно, что речь идет, судя по публикациям СМИ, даже не о наиболее «продвинутой» и модернизированной версии семьдесятдвойки. Так 11 января 2019 г. РИА «Новости», ссылаясь на источники в Минобороны России, рассказало о поступлении на вооружение 102-го отдельного танкового батальона (входит в состав 79-й омсбр Береговых войск БФ ВМФ России) 30 основных боевых танков Т-72Б образца 1984 г. Эта модификация, по мнению специалистов, практически по всем показателям проигрывает большинству танков, стоящих сегодня на вооружении стран НАТО.

Долги вместо боевых машин

СМИ связывали такое решение с оскудением российского бюджета. Но даже если бы нужное финансирование нашлось, весьма вероятно, что производственники не смогли бы выполнить ранее взятые на себя обязательства. Ведь еще в 2014-2015 гг. на УВЗ наступили тяжелые времена. Введенные западных санкции вынудили руководство переводить кредиты в российские банки под грабительские проценты. Долги быстро выросли до сотен миллиардов рублей. Европейские поставщики оборудования прервали сотрудничество. И хотя часть станков уже была завезена и даже смонтирована, использовать их на полную мощность не представлялось возможным. Закупки пришлось продолжать в Китае. И хотя корпорация УВЗ была полностью государственной, никто из власть предержащих не спешил оказать ей поддержку из бюджета.

По теме

Лишь в начале октября 2016 г. стало известно, что погашение основного долга УВЗ по имеющимся банковским договорам будет осуществляться за счет кредита, выдаваемого "Газпромбанком" под обеспечение госгарантиями РФ, и УВЗ начал выбираться из экономического кризиса. На 2017 год намечалась большая экспортная выручка, связанная с планами по заключению нескольких крупных военных контрактов. В числе предполагаемых покупателей вооружения назывались Алжир, Кувейт, Ирак, Вьетнам и другие страны. И тут внезапно «большой друг» предприятия вице-премьер Дмитрий Рогозин осенью 2016 г. написал письмо Владимиру Путину, в котором выразил недовольство работой «Уралвагонзавода» и его гендиректора. Вся эта история сопровождалась обвинениями руководства УВЗ в коррупции. В СМИ появились многочисленные сюжеты о том, как Олег Сиенко роскошно отпраздновал в столице свое 50-летие именно на следующий день после митинга против сокращений на УВЗ, проходившего в Нижнем Тагиле. Следует отметить, что на приуроченное к юбилею мероприятие в Нижнем Тагиле пришло не более 150-200 человек, при этом сами заводчане мало что о нем слышали.

«На УВЗ, как и в любой другой российской корпорации, сомнительные истории были всегда, - вспоминает Хлопотов, сам проживающий в Нижнем Тагиле и хорошо знающий историю предприятия, - Предшественника Сиенко на посту руководителя Уралвагонзавода Николая Малых, по одной из версий, якобы сняли за попытку создания коммерческой структуры, на которую он планировал переписать все активы, производственные площади и оборудование УВЗ. Могу предположить, что различные теневые схемы могут применяться на предприятии и сегодня. Сиенко же обвинили в организации некой компании, которой завод продавал вагоны своего производства для дальнейшей сдачи их в аренду. Это был вполне рабочий коммерческий алгоритм. Я не вижу в нем ничего криминального».

После указания президента «разобраться» события закрутились молниеносно. Уже к концу 2016 г. года 100% акций корпорации УВЗ было передано «Ростеху». А спустя пару месяцев кресло ее гендиректора перешло к занимавшему до этого пост замминистра Минпромторга Александру Потапову.

«Складывается впечатление, что, будучи стопроцентным чиновником, Потапов никогда не возглавлял промышленных предприятий, не имел необходимого опыта и не очень понимал, как работает производство и происходит поиск потенциальных покупателей вооружений, приносящих, в отличие от гособоронзаказа, реальную прибыль, - утверждает наш источник, близкий к руководству УВЗ, - Он начал менять команду, приводя своих знакомых. По всем признакам не особо заботясь о долгосрочном планировании».

Алексей Хлопотов говорит о практически полном игнорировании Потаповым темы медийной «раскрутки» предприятия и его продукции. «Когда какое-то государство планирует крупную закупку вооружения, оно начинает углубленный мониторинг СМИ, а также сбор, проверку и анализ различных мнений и данных на всех доступных площадках, - говорит эксперт, - Так выясняются сильные и слабые стороны продукта и появляются дополнительные аргументы для переговоров. При этом жизненно важна как прямая реклама, так и грамотное продвижение в интернете. Сиенко очень серьезно относился к пиару. Корпорация участвовала во всех профильных выставках, гремела в СМИ и притягивала к себе внимание. Вложенные в эту сферу деньги легко отбивались за счет заключенных контрактов и полученных заказов. Сегодня рекламные бюджеты максимально урезаны. Потапов все наработки в этой области игнорирует. Его позиция «Наша техника говорит сама за себя».

«Платить не будем - и все!»

Зато в последние годы много сил у УВЗ отнимает судебная практика. Согласно открытым данным, с момента, когда корпорацию возглавил Потапов, УВЗ участвует, чуть ли не в 1000 арбитражных процессах. Причем в трех четвертях случаев - в качестве ответчика. Исковые требования, предъявляемые к компании, составляют миллиарды рублей.

По теме

«Если при Сиенко, несмотря на долги и проблемы, УВЗ хоть как-то рассчитывался с партнерами, то после прихода Потапова, кажется, что девизом организации стало: «Платить не будем - и все!», - заявляют в один голос предприниматели, имевшие печальный опыт сотрудничества с УВЗ, с которыми нам удалось поговорить. С УВЗ мало кто хочет работать. Похоже, что предприятие не рассчитывается за полученную продукцию, а также услуги и это стало системой. Даже сотрудники других производств, входящих в корпорацию УВЗ, рассказывают о том, что с головного завода им спускают очень подозрительные схемы по оплате поставляемых товаров.

С предприятием судились даже его собственные рабочие, обвиняющие руководство в недоплатах. А в конце сентября 2018 года с иском на 102 млн. руб. к УВЗ обратилось АО «Банк патентованных идей» (БПИ). Эти требования могут быть связаны с госзаказом 2014 г., по которому БПИ обязался оценить долю интеллектуальных прав государства в производстве УВЗ и проанализировать военные поставки в Алжир, Венесуэлу и Азербайджан.

Контракт на возведение механосборочного цеха 120 БИС, связанный с выпуском спецтехники, также обернулся для УВЗ очередными крупными финансовыми разбирательствами. Магнитогорская компания «Прокатмонтаж» взыскивала сотни миллионов рублей за строительство цеха в Нижнем Тагиле.

Другая тяжба, продолжающаяся уже несколько лет, прямо указывает на то, что новое руководство завода даже не планирует производить «Армату» в промышленных объемах. В 2016 году УВЗ провел конкурс на разработку проектной документации для строительства современных цехов, в которых должен был выпускаться Т-14. Выиграло его петербуржское АО «КБ высотных и подземных сооружений» («КБ ВиПС»), разработанные проекты в декабре 2016 г. были утверждены Минпромторгом России и уже при новом руководстве завода в 2017 г. прошли государственную экспертизу. Но деньги проектировщики, несмотря на подписанные со стороны УВЗ акты, так и не увидели, в связи с чем были вынуждены обратиться в суд.

Судя по всему, в ходе рассмотрения дела в арбитраже были допущены многочисленные нарушения, процесс сопровождался возбуждениями и прекращениями невнятных уголовных дел, а гендиректор УВЗ Потапов даже лично обращался к председателю суда с просьбой взять дело под свой личный контроль. В итоге резонансным кейсом занялся Верховный суд РФ. Он отменил решения нижестоящих инстанций в части отказа в удовлетворении требований проектировщиков и, более того, в своем определении указал, что попытка УВЗ уклониться от исполнения взятых на себя обязательств может трактоваться, как недобросовестное поведение. Теперь спор вновь будет рассматриваться в арбитраже, но при этом судьям уже следует «обеспечить объективное рассмотрение дела».

Потапов взялся «за старое»?

В 2014 г. нынешний директор УВЗ Потапов А.В., будучи заместителем министра Минпромторга, подписал приказ о реконструкции старых цехов предприятия. Завод, придя к выводу о неэффективности данного решения и потенциальном нанесении ущерба государству вследствие бросовых работ на сумму более полумиллиарда рублей, в 2016 г. утвердил в Минпромторге России новое техническое задание, согласно которому завод должен выполнить не реконструкцию старых, а строительство современных цехов. На этот проект потрачены значительные средства предприятия, именно он получил положительное заключение экспертизы. Что интересно, данный проект в июле 2017 г. был утвержден лично Потаповым для дальнейшего получения разрешения на строительство и выделения финансирования за счет средств Федеральной целевой программы. Однако в ходе заседания судебной коллегии Верховного суда РФ, представители УВЗ утверждали, что к строительству новых цехов для производства «Арматы» завод до настоящего времени не приступал, и при этом, похоже, неоднократно ссылались на старый приказ Минпромторга по неэффективному проекту, подписанный Потаповым в 2014 г.

Нежелание рассчитываться по долгам руководства УВЗ не очень понятно. Ведь деньги у предприятия есть. «Касса завода пополнилась за счет реализации так называемых непрофильных активов, - утверждает наш источник, - Так, логистическая дочка с подвижным составом продана на рыночных условиях. Также корпорация успешно продала Тверской вагоностроительный и Каменск-Уральский литейный заводы». В недавнем интервью РБК Потапов прямо заявил, что «по консолидированной выручке мы получили порядка 147 млрд руб.»

Алексей Хлопотов утверждает, что неплохие доходы УВЗ приносят заключенные еще при Сиенко экспортные контракты. В то же время эксперт не может вспомнить ни одной крупной зарубежной сделки, подписанной Потаповым. По его словам, сегодня происходит что-то похожее на выдаивание предприятия, при котором в новые разработки или модернизацию производства средства практически не вкладываются. «Несмотря ни на что, замораживание работ над «Арматой» недопустимо, - считает эксперт, - Производство должно обновляться, конструкторская мысль - развиваться, а вся система бронетанкового вооружения - совершенствоваться. Из-за возникшего застоя Россия рискует вообще потерять танкостроение».

P.S. СМИ сообщают, что до конца года 12 танков Т-14 и четыре БРЭМ Т-16 наконец-то должны поступить в войска. Вероятно, это будут те самые первые опытные образцы «Армат», на которых, правда, заменен ряд неназванных источниками узлов и агрегатов, и добавлены некие новые системы. Так, появилась информация, что новые боевые машины будут оборудованы туалетами. Что, конечно, значительно повлияет на повышение боевой мощи российской армии.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.05.2019 12:49
Комментарии 0
Наверх