Версия // Бизнес // Кто наживётся на подорожании пива

Кто наживётся на подорожании пива

5122

Снимают пенку

Кто наживётся на подорожании пива (фото: Евгений Одиноков/РИА Новсти)
В разделе

Крупнейшие пивовары предупредили о подорожании пива с 1 апреля на 15%. Они ссылаются на увеличение стоимости сырья и логистики, однако нетрудно заметить, что продавить свою позицию пивоварам вряд ли было сложно. Дело в том, что более 70% пивного рынка России контролируют всего три компании, которые к тому же объединены в ассоциацию. Потому выгодополучателей от подорожания можно буквально перечислить по пальцам.

В России за год продаётся около 770 млн декалитров (дал) пива. Почти половина – 370,5 млн дал – составляет импорт. Несмотря на санкционную войну, весь прошлый год пенный напиток в огромных объёмах ввозился из Германии, Бельгии и Чехии. Крупнейшими импортёрами эксперты называют торговые сети «Красное & Белое», «Бристоль» и X5 Group. Потому нетрудно догадаться, что вслед за ростом стоимости отечественного пива ретейлеры перепишут ценники и на импорт, хорошо заработав на этом. Впрочем, вернёмся к отечественным производителям, которые, собственно, и затеяли подорожание.

Турецкая рокировка

Самым крупным производителем пива в России (и даже в мире) считается компания AB InBev Efes. Это транснациональный холдинг со штаб-квартирой в Бельгии. За свою историю он успел поглотить множество производителей по всему миру – в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. В Россию AB InBev пришла в 2018 году в результате слияния с турецкой Anadolu Efes. Последняя к тому времени уже имела в России 11 пивоваренных заводов и 3 солодовенных комплекса – все эти производственные мощности вошли в состав группы AB InBev Efes, кстати, вместе с тремя заводами на Украине, управлявшимися также из московского офиса. В портфель брендов входили Spaten, Corona Extra, Velkopopovicky Kozel, Hoegaarden, «Сибирская корона», «Старый мельник из бочонка», «Клинское», «Белый медведь». В 2020 году на долю AB InBev Efes приходилось 30% выпускаемого в России пива. Понятно, что после начала СВО такая ситуация существовать не могла, и потому уже в апреле 2022 года было объявлено: транснационалы покидают РФ, а российский бизнес холдинга отойдёт дружественным туркам из Efes. Правда, потом оказалось, что речь идёт о передаче не контрольной доли. Цена сделки не разглашалась, при этом AB InBev заявила, что отразит в отчётности убыток от обес­ценивания стоимости доли в совместном предприятии в 1,1 млрд долларов. Трудно сказать, состоялся ли в итоге «развод» между партнёрами юридически. Но со стороны такая история выглядит как перекладывание активов из одного кармана в другой.

Также непонятно, произошло ли технологическое размежевание. Ячмень для производства солода пивовары давно закупают у российских фермеров, а вот хмель ещё прошлой весной ввозился из Чехии, Германии и Америки. Возможно, теперь ради правильного пиара турки начнут закупать сырьё в дружественных России странах либо же просто пропускать чешский и немецкий хмель через посредников, скрывая его происхождение. Но, как ни крути, выходит, что занимающую треть пивного рынка России компанию контролируют иностранцы. И прибыли от продажи пива, надо полагать, будут утекать из российской экономики.

Датский узел

За пальму первенства в рейтингах российских производителей пива с Efes соперничает компания «Балтика». С 2008 года она входит в состав транснационального холдинга Carlsberg (штаб-квартира находится в Дании). После начала СВО датчане решили уйти из России и в июне 2023 года объявили: они-де нашли покупателя для «Балтики» с её восемью заводами и ждут одобрения сделки правительственной комиссией. Правда, имя покупателя так и не было раскрыто. Датское издание Berlingske сообщало, что переговоры вроде как шли с производителем безалкогольных напитков «Черноголовка». Также в качестве потенциального покупателя назывались израильская CBC Group и турецкий Efes. Однако сделка так и не была завершена.

По теме

Возможно, стороны не сошлись в цене. Если верить утечкам, Carlsberg намеревалась получить за «Балтику» 71 млрд рублей. Однако такая сумма выглядела бы вполне логично в более спокойные времена, а теперь при уходе из России бизнеса из недружественных стран покупатели рассчитывают на серьёзный дисконт. Затянувшаяся история с продажей закончилась тем, что в июле 2023 года вышел указ президента о передаче «Балтики» под управление Росимущества. Объяснение этому решению дал экс-президент России Дмитрий Медведев. Как он указал в своём посте, датчане «прекратили работу и поставки, отказались от исполнения своих обязательств в отношении российских контрагентов». Потому можно сделать вывод, что российские власти защищали интересы торговых сетей, которые, возможно, стали недополучать от «Балтики» продуктовую линейку, оговорённую договором.

После указа президента Carlsberg формально остался собственником актива, но лишился возможности непосредственно управлять «Балтикой» и её финансовыми потоками. Все рычаги в свои руки взяла команда под руководством Таймураза Боллоева, который был президентом «Балтики» до вхождения её в Carlsberg.

С тех пор российская и датская стороны продолжают обмениваться обвинениями. Датчан упрекнули в выводе из России 6 млрд долларов за годы владения активами и в незаконном захвате имущества «Балтики» в Нидерландах. Carlsberg же угрожает России международным судом за экспроприацию бизнеса. Правда, за полгода эти угрозы так и не были исполнены, что неудивительно – даже по российским законам датчане до сих пор остаются собственниками «Балтики». На прошлой неделе «Балтика» обратилась в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с просьбой взыскать со структур Carlsberg Group убытки на сумму 84,1 млрд рублей. Скорее всего это продолжение спора о товарных знаках, который Carlsberg ведёт с «Балтикой» уже несколько месяцев. Сможет ли Таймураз Боллоев получить реальные деньги с датчан, неизвестно. А вот с россиян он точно соберёт навар после повышения цен на пиво.

Двойная выгода

Тройку лидеров на российском пивном рынке в последние годы замыкала компания Heineken из Нидерландов (она, кстати, является вторым производителем пива в мире). Россиянам компания известна по брендам Heineken, Amstel, Gösser, Königsberg, «Бочкарёв», «ПИТ», «Охота», «Степан Разин», «Три медведя», «Окское» и др. После начала СВО компания объявила о своём уходе из России, и в августе 2023 года (уже после перехода под контроль Росимущества «Балтики») голландцы продали своё российское ООО «Объединённые пивоварни Хейнекен», контролировавшее семь заводов.

Неожиданным покупателем этого весьма лакомого актива выступила российская компания Arnest Group. До этого она была известна как производитель «Дихлофоса», средств для волос «Прелесть» и крема для обуви «Дивидик». Цена сделки составила 1 евро. Правда, есть ещё пункт о том, что покупатель должен в рассрочку погасить долги российского юрлица перед голландцами на 100 млн евро, однако в любом случае вход на пивной рынок сулит солидные прибыли. При этом стороны подчеркнули, что обязательств по обратному выкупу не предусмотрено.

За Arnest Group стоит не очень публичный бизнесмен Алексей Сагал. В последнее время ему удалось совершить несколько выгодных сделок по покупке активов уходящих иностранцев, «Форбс» даже называл его одним из главных бенефициаров бегства иностранного бизнеса из России. К примеру, Сагалу с большим дисконтом достался завод шведской косметической компании Oriflame в подмосковном Ногинске. Кроме того, Arnest Group приобрела российские заводы по выпуску пивных банок у американской компании Ball Corporation. Известно, что она занимала 70% рынка пивных банок в России и поставляла свою продукцию всем крупнейшим производителям пива. Надо полагать, у нового собственника есть все шансы сохранить эти позиции. Потому он будет получать маржу не только от собственного пивного производства, но и с каждой банки, проданной конкурентами.

Кстати

Помимо названных выше крупнейших производителей пива в России есть ещё около 1400 пивзаводов с бизнесом регионального масштаба. Судя по всему, там процветают чёрные схемы. В конце прошлого года ФНС заявила, что неучтённое производство пива может составлять 2 млрд литров в год. Если так, то бюджет недополучил НДС на десятки миллиардов рублей. Причём речь в данном случае идёт не о сегменте розливного пива, где посчитать что-то наверняка очень сложно. «В ночную схему» производят пиво в банках и бутылках. Затем его реализуют через бары (около 80% продаж) и региональные торговые сети, аффилированные с производителями.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.04.2024 12:00
Комментарии 0
Наверх