Версия // Общество // Кто больше всего выиграет от продажи лекарств в супермаркетах

Кто больше всего выиграет от продажи лекарств в супермаркетах

6543

Болезнь пошаговой доступности

В разделе

Правительство РФ в лице первого вице-премьера Игоря Шувалова предложило продавать лекарства не только в аптеках, но и в супермаркетах. Что это было? Лоббизм ритейлеров? Наезд на аптечные сети? Или просто забота о потребителе, в конце концов?

В середине февраля стало известно, что крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла» может закрыть почти половину своих объектов. Сейчас у сети 1 миллион у 86 тысяч аптечных точек. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». Об этом сообщили его представители и пояснили, что речь идет об аптечных точках, располагающихся рядом с супермаркетами.

Это первые официальные сообщения от аптечных сетей, чьи руководители пребывают в глубоком шоке от идеи правительства продавать безрецептурные лекарства в продуктовых магазинах.

Данное предложение в конце прошлого года активно поддержал Минпромторг, который уже подготовил законопроект о продаже лекарств в супермаркетах и разместил его на сайте раскрытия нормативно-правовых актов.

Какая аргументация? Отдельные члены правительства полагают, что при реализации этой идеи вырастут доступность лекарств, а также конкуренция среди фармакологических компаний. Естественно, речь идет о препаратах, которые отпускаются без рецепта. А вот чиновники Минздрава сопротивляются этому прожекту уже не первый год. Так, вице-премьер Игорь Шувалов поручал разработать им концепцию таких продаж еще в 2014 году. Предложение замяли. В Минздраве традиционно против продажи лекарств в местах без специальной фармацевтической лицензии, которая, в отличие от супермаркетов, конечно, есть у аптек. Естественно, лекарства – это не шутки, логично полагают медработники и даже чиновники этого ведомства, ведь крайне важно их хранение. Еще непонятно, где взять столько провизоров, это и сейчас дефицитная позиция на рынке труда. С другой стороны, многим покупателям, возможно, новшество придется по душе - принцип «одной корзины» в действии. Да и ночью купить лекарства станет легче. К тому же не секрет, что в аптеках бывают часто не то чтобы большие, но очень долгие по времени очереди.

Объем рынка – триллион!

Однако в России в заботу о потребителе традиционно не верят, а мыслят в древней категории – ищи, кому выгодно. Аптечный бизнес – крайне доходный. По данным аналитической компании RNC Pharma, объем всего коммерческого фармрынка к концу 2017 года составил около 945 млрд руб. Почти триллион! Огромный куш. К тому же население в России не молодеет, а наоборот. Пенсионеров каждый год ставится все больше. Соответственно, лекарственный рынок абсолютно безупречен в плане стратегии. В него можно вкладываться и вкладываться бизнесу. Вот и продуктовые ритейлоры крайне обрадовались предложению Шувалова. Так, в торговой сети «Дикси» сообщили, что поддерживают инициативу вице-премьера и добавили, что «если речь идет о безрецептурных препаратах, которые не требуют наличия провизора в торговом зале, их продажа в обычных магазинах была бы удобна для покупателей. Можно было бы сделать покупки продуктов и медицинских товаров на одной кассе». Представители других крупнейших ритейлеров пока комментировать инициативу правительства категорически не хотят – «Наша версия» делала соответствующие запросы. Впрочем, известно, что та же сеть «Магнит» не так давно сама открыла под этим брендом ряд аптек в Краснодаре.

По теме

Что ж, сейчас аналитики рынка открыто не говорят, но активно намекают, что инициатива правительства – прямой лоббизм крупнейших российских торговых сетей. Мол, в кризис россияне стало меньше покупать продуктов, вот они и хотя «восполнить разницу». Впрочем, доказательств заинтересованности ритейлеров все же нет.

Цены станут ниже или… выше

Для потребителя же главное – цены. Как изменятся они, если лекарства начнут продавать в продмагах? На этот счет есть опять же полярные мнения.

В Федеральной антимонопольной службе (а ФАС давно сторонница идеи Игоря Шувалова) убеждены, что продажа лекарств в магазинах будет способствовать снижению цен на отдельные препараты. Якобы вырастет конкуренция, которая по закону рынка удешевит продукт. А вот участники срочного совещания в «Деловой России», посвященному этой теме, с ФАС не согласны. По их данным, сейчас соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в аптеках составляет 51% к 49%. Если же безрецептурные лекарства станут доступны в продуктовых магазинах, то аптекам, чтобы компенсировать снижение продаж, придется поднять цены на рецептурные. По оценке участников рынка, рост их стоимости может составить 11−16%. Немало, прямо скажем.

Тем временем

Правительство утвердило «дорожную карту» Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «Развитие конкуренции в здравоохранении». В документе — две части: «Рынки лекарственных препаратов для медицинского применения» и «Рынки медицинских изделий». В частности, в проекте предлагается обязать аптеки предлагать покупателям самые дешевые аналоги лекарств. Цель этой инициативы — «остановка вымывания из продажи недорогих лекарств». Обязанность аптек предлагать дешевые аналоги лекарств будет утверждена приказом Министерства здравоохранения. Минздрав, по мнению ФАС, должен утвердить его к ноябрю 2018 года.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.03.2018 16:00
Комментарии 0
Наверх