Версия // Общество // Кредитная программа нижегородской группы разоряет один из крупнейших отечественных автозаводов

Кредитная программа нижегородской группы разоряет один из крупнейших отечественных автозаводов

1548

«СОК» с ижевской мякотью

В разделе

Похоже, что российская автомобильная промышленность доживает последние годы. Морально устаревшие, ненадёжные и дорогие отечественные легковушки не находят покупателей, а потому десятками тысяч остаются ржаветь на заводских площадках. Продукты «отвёрточной сборки», выпущенные в России иномарки, тоже не находят широкого спроса. Тем не менее некоторые российские компании продолжают считать производство автомобилей довольно выгодным бизнесом, не хуже классических финансовых пирамид.

Пару лет назад эту новость наверняка бы расценили как свидетельство серьёзного технологического прорыва. Группа «СОК», контролирующая Ижевский автомобильный завод, объявила о сворачивании производства автомобилей «Ода» и переходе на выпуск корейских легковушек «КИА-Спектра». По словам представителей компании, именно эта модель должна стать одним из самых массовых российских автомобилей, заняв нишу машин для среднего класса. Специалисты считают иначе. Резкое сокращение производства уже оставило без работы около тысячи сотрудников Ижевского автозавода, а объём кредитов, привлечённых группой «СОК» для налаживания производства «Спектры», никак не соответствует количеству собранных «кореянок». Более того, судя по некоторым признакам, дальнейший выпуск автомобилей может стать для группы «СОК» задачей второстепенной, уступив место финансовым операциям.

Программе переориентации Ижевского автомобильного завода уже два года. Тогда переход на «отвёрточную сборку» корейских машин многие считали единственно возможным средством спасти завод. Собственная модель ижевских автомобилестроителей «Ода» спросом не пользуется. После катастрофического спада производства в середине 90-х завод так и не оправился от кризиса: в 2004 году «ИжАвто» произвёл всего 96 497 автомобилей, выручив за них 10,4 млрд. рублей. Тем не менее ижевские машины заняли свой сектор рынка — их покупали самые нетребовательные покупатели. Новых владельцев предприятия, финансово-промышленную группу «СОК», такое положение абсолютно не устраивало.

План завоевания рынка автомобилей для среднего класса, озвученный группой «СОК», трудно было назвать амбициозным. Вначале речь шла о ежегодном выпуске 200 тыс. легковых «КИА-Спектра». Потом объём производства уменьшили до 120 тысяч. Окончательная цифра выглядела более чем скромно: сегодня Ижевский автомобильный завод собирается делать 40 тыс. машин в год. При этом в первые годы выпуск будет ограничен 8 тыс. автомобилей. Сами корейские автопроизводители к затее группы «СОК» относятся довольно скептически. Во всяком случае, участвовать в финансировании проекта выпуска «Спектры» компания «КИА» наотрез отказалась.

Зато на просьбу о помощи охотно откликнулись российские банки. В отличие от производственных планов программа по сбору денег, начатая группой «СОК», поражала своим размахом. Финансовые потоки было бы правильнее назвать денежными реками. При посредничестве Альфа-банка выпуск облигаций «ИжАвто» принёс группе 1,2 млрд. рублей. Западно-Уральское отделение Сбербанка России предоставило ряд кредитов на общую сумму 1,5 млрд. рублей. А Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) дала добро на дополнительное размещение облигаций, принёсших в копилку «СОКа» ещё 1,1 млрд. рублей. Общая сумма кредитов, привлечённых группой «СОК» под сомнительный проект выпуска корейских легковушек, составляет сегодня астрономическую для этой отрасли сумму — 135 миллионов. При этом говорить о том, что эти деньги принесут ощутимую отдачу, пока не приходится.

По теме

По мнению специалистов, спроса на эти машины не будет. Причина низкой популярности «Спектры» довольно проста: эта модель, давно снятая с производства на головных заводах «КИА», считается безнадёжно устаревшей. К тому же, по мнению специалистов, поставленное корейцами оборудование никак нельзя считать передовым, поэтому качество автомобилей будет довольно посредственным. Да и условия производства в России заметно отличаются от тех, что приняты в Корее. Отечественные умельцы уже внесли в конструкцию «кореянки» несколько существенных изменений. К примеру, теперь «Спектра» уже не обременена такими «излишествами», как подушка безопасности и антиблокировочная система тормозов.

Что касается стоимости автомобиля, то здесь «Спектра» в буквальном смысле оказывается вне конкуренции. По словам представителя компании «Рольф» Валерия Тараканова, заявленная цена в $11,5 тыс. начисто отсекает большинство потенциальных покупателей: «В этой нише лидеры уже определились. Даже если путём локализации сборки удастся немного снизить стоимость этого автомобиля, он всё равно будет уступать большинству машин в этом сегменте рынка».

Любое производство немыслимо без финансирования. Плохо, когда привлечение инвестиций становится самоцелью. Понятно, что миллионы долларов, собранные группой «СОК», смогут найти своё применение на бурно развивающемся российском фондовом рынке. Операции с ценными бумагами приносят прибыль без всякого производства. Вот только к перспективам развития отечественной автомобильной промышленности эти инвестиционные планы вряд ли будут иметь непосредственное отношение. Тем временем количество сокращённых рабочих мест на задавленном долгами «ИжАвто» вот-вот перешагнёт тысячную отметку...

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.11.2016 22:25
Комментарии 0
Наверх