Версия // Бизнес // Крах «Натали Турс» и «Полар Тур»: в разгар сезона туристы остаются без отдыха и денег

Крах «Натали Турс» и «Полар Тур»: в разгар сезона туристы остаются без отдыха и денег

4993

Отпускной попадос

Крах «Натали Турс» и «Полар Тур»: в разгар сезона туристы остаются без отдыха и денег. фото:Роман Демьянов/ТАСС
В разделе

Старейший российский туроператор «Натали Турс» 4 июля аннулировал все забронированные путёвки своих клиентов. Немногим ранее, 15 июня, компания «Полар Тур» объявила о невозможности исполнять свои обязательства. Крайними в этой ситуации, как всегда, оказались туристы. Турагентства, продавшие туры, пеняют на туроператоров, а те, в свою очередь, ссылаются на то, что та же «Полар Тур» зачастую не только не перечисляла деньги, но даже и… не отправляла заявки на бронирование.

Поясним. Более 10 лет назад компания «Полар Тур» была заметным игроком на рынке тур­операторских услуг, работая в основном на турецком направлении. Однако после кризиса 2008 года оператор сошёл с дистанции. Впрочем, окончательно с рынка «Полар» не ушла. Все последние годы компания работала в качестве так называемого центра бронирования. Важно отметить, что «Полар» не являлась туроператором и не формировала собственный продукт. Это был этакий оптовый покупатель на агентском рынке. Как рассказали «Нашей Версии» источники в отрасли, благодаря тому, что «Полар» выкупала у туроператоров большие объёмы, она получала неплохую агентскую комиссию – примерно на 1–2% выше, чем в среднем по рынку.

В свою очередь, ряд мелких турагентств, которые ввиду небольших объёмов не могли получить большой прибыли, работая напрямую с туроператорами, обращались в «Полар» как к посреднику. Цепочка такова: турист – небольшое турагентство – крупный оптовик «Полар» – и, наконец, туроператор. Ничего противозаконного, если данную схему чётко прописывать в договоре, разъяснять туристу, а также на 100% легально проводить все платежи. Но вот с этим-то как раз у «Полар», похоже, и вышла загвоздка. «Никто не знает точно, на чём конкретно «Полар» зарабатывала, но всем было очевидно, что система оплаты туров совершенно чёрная. Известно, что туроператор далеко не сразу получал деньги от этого посредника. Оплаты шли не на счета компании, а на персональные банковские карты. Нормальные турагентства давно так не работают. В нашей сети было запрещено бронировать туры через «Полар», – рассказал директор сети агентств ST Club Олег Виноградов.

Тем не менее расплачиваться за сомнительные бизнес-схемы теперь придётся туристам. На прошлой неделе в Сети уже появилось видеообращение пострадавших туристов и турагентств, которые просят помощи у президента Путина. Агентства, сотрудничающие с «Полар», утверждают, что, по всей видимости, имел место заговор крупных туроператоров и самого «Полар» – дескать, деньги за всех туристов они перечислили, операторы, опять же через «Полар», подтвердили бронирование, однако теперь отправлять туристов не хотят. «Я шесть лет работаю в туризме. До сегодняшнего дня у меня не было таких прецедентов. У меня заявок на 14 млн рублей. Меня, к сожалению, делают козлом отпущения», – говорит в видеообращении Дмитрий Кукин, представляющийся турагентом.

Источники «Нашей Версии» в отрасли утверждают, что далеко не все агентства, бронирующие у «Полар», были добросовестными. «Я знаю как минимум об одной компании, которая сделала «Полар» заявок на сумму в 1 млн рублей, и, судя по всему, ни одна заявка до операторов не дошла», – сообщает наш источник.

Сегодня уже очевидно, что скандалом с «Полар» нынешний туристический сезон не ограничится. На днях, как уже сказано выше, вполне легальный и крупный туроператор «Натали Турс» объявил о сворачивании чартерных программ. Вот только чартерных программ у «Натали», как утверждают на рынке, не было. Порядка 30% своей полётной программы у компании составляли блоки мест на регулярных рейсах, остальные же билеты «Натали» покупала на свободном рынке. «История с «Натали» длится уже третий год – тогда у них впервые случился кассовый разрыв и они даже обанкротили своё юрлицо, продолжив работу как «Панорама-тур». Все эти годы у них периодически случались казусы с незаселением туристов в отели. Они всегда предлагали туристам оплатить проживание самостоятельно, а по возвращении из отпуска компенсировали им затраты», – рассказывает источник «Нашей Версии». Похоже, до настоящего времени громких скандалов удавалось избежать. Однако на этот раз, по сведениям наших источников, терпение лопнуло уже у зарубежных контрагентов, которые отказываются обслуживать туристов «Натали».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.07.2018 22:06
Комментарии 0
Наверх