Версия // Культура // Количество музыкальных фестивалей на открытом воздухе увеличивается, их качество – нет

Количество музыкальных фестивалей на открытом воздухе увеличивается, их качество – нет

2177

Зов природы

Опен-эйры – хороший повод не только послушать музыку, но и повеселиться с друзьями lori.ru
В разделе

В последние годы в России стали очень популярны опен-эйры – музыкальные фестивали, проходящие на огромных площадках под открытым небом. Десятки тысяч зрителей съезжаются на них из разных городов, некоторые здесь же и ночуют. А на сцене, сменяя друг друга, играют с утра до глубокой ночи самые знаменитые группы. Так, на состоявшемся на днях близ Самары фестивале «Рок над Волгой» выступали «Аквариум», «Машина времени», «Сплин», «Чайф» и даже Deep Purple. Но хотя наши опен-эйры постепенно набирают обороты, их пока ещё нельзя ставить в один ряд с зарубежными. Почему – выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Фестивали под открытым небом у нас проводятся не так давно, всего лишь около 10 лет. Гораздо большую историю они имеют в Европе. Первые подобные мероприятия прошли в Англии, и за их появление ответственна культура хиппи. В 1970 году недалеко от города Гластонбери тысячи людей сидели на траве, пили бесплатное молоко с фермы и слушали музыку Марка Болана и Дэвида Боуи. Это так понравилось «детям цветов», что Гластонберийский фестиваль стал приятной ежегодной традицией.

В старушке Европе и США организация опен-эйров – целая индустрия, существующая уже десятилетия. Её продвигают сотни промоутерских организаций. И не всегда такие фестивали носят коммерческий характер. , – поделился руководитель компании Silence Pro и бывший организатор фестиваля «Крылья» Михаил Капник. – Для примера: бюджеты европейских опен-эйров составляют от 5 до 20 млн евро. У нас таких средств просто нет. А деньги, вырученные от продажи билетов, едва ли покроют хотя бы 30% расходов».

Видимо, поэтому в последние пару лет многие крупные и наиболее широко известные российской публике опен-эйры закрылись. Так, «Крылья» перестали существовать, потому что спонсоры отказались его финансировать, «Эммаус» объединили с «Нашествием», а FortDance для любителей клубной музыки и вовсе проходит теперь в одном из столичных клубов. Последний, кстати, переехал в помещение из-за того, что опен-эйр в кризисное время – рискованное вложение средств, зависимое от погоды. А как объяснили организаторы, сегодня у них нет возможности вкладываться в рискованное мероприятие.

На днях устроители рок-фестиваля «Воздух», проходящего в Петрозаводске, заявили о его отмене. По официальной версии – из-за отсутствия площадки для его проведения. «Воздух» – наше любимое и желанное дитя, которое пять лет назад вместе с вами мы выпустили в свет. В этом году мы вынуждены с ним расстаться: нашему ребёнку негде жить. Несмотря на многолетний успех проведения фестиваля, по разным причинам все запрашиваемые площадки для его проведения нам не согласовывают», – сообщили организаторы.

В России посетителям опен-эйров часто приходится сталкиваться с целым рядом проблем: стоять в огромных очередях в туалет или в закусочные, выяснять отношения с охраной. Например, на прошлогоднем фестивале «Рок над Волгой» не была продумана доставка питьевой воды. В итоге почти 170 тыс. зрителей вынуждены были в 35-градусную жару страдать от жажды. «Западным open-air мы проигрываем по двум позициям: опыт и бизнес, – признаёт бывший продюсер «Нашествия», а теперь фестивалей «Дикая мята» и Kubana, генеральный директор компании J-Group Андрей Клюкин. – Вокруг фестивалей нет, например, маленьких ресторанов. Сложно искать партнёров, чтобы развернуть на площадке парки аттракционов, создать сувенирную торговлю. Но мы стараемся, чтобы наши гости ни в чём не нуждались. И чтобы могли не только послушать хорошую музыку, но и просто приятно провести время».

Один из вариантов развития: помимо танцевальных и рок-фестивалей появляются джазовые, этнические, блюзовые и так далее. Кстати, один такой неформатный – «Пустые холмы» – состоится уже в восьмой раз в Калужской области. Причём он носит некоммерческий характер, попасть на выступления можно абсолютно бесплатно. Артисты гонораров не получают, а играют исключительно ради удовольствия – своего и публики.

Наши фестивали пока сложно сравнивать с западными мероприятиями. Но эксперты уверены, что будущее у них есть. Публика уже устала от душных клубов и популярных форматов. «Всё приходит с опытом. Мы его только набираемся, но уже сейчас можно сказать, что опен-эйры в нашей стране прижились, – говорит Андрей Клюкин. – По сравнению с Европой пока фестивалей у нас мало и они отличаются друг от друга главным образом географией проведения и масштабами, но я надеюсь, что всё впереди».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.06.2010 20:10
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх