Версия // Общество // Кого преследует Сергей Лисовский в ночных торговых сетях

Кого преследует Сергей Лисовский в ночных торговых сетях

4071

Магазины на замке

Темур Козаев
В разделе

Запретить круглосуточную работу гипермаркетов, а также ограничить время их работы по выходным предложил первый зампред комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике Сергей Лисовский. Не исключено, что соответствующий законопроект поступит на рассмотрение в Госдуму уже осенью этого года.

Если инициатива будет одобрена, то для потребителей это будет сопряжено не только с дополнительными неудобствами и необходимостью специально подгадывать время похода за покупками – ограничения ещё и серьёзно ударят по кошелькам. По словам экспертов рынка, средняя наценка гипермаркетов составляет 15–20%, тогда как магазины у дома предпочитают накручивать до 35–40%. В этой связи закономерно возникает вопрос, с чего вдруг г-ну Лисовскому понадобилось ограничивать работу супермаркетов. По словам самого сенатора, идея возникла после того, как он встретился с немецкими аграриями. И те якобы удивились тому факту, что в России сетевые магазины работают круглосуточно. Действительно, во многих европейских странах работу торговых сетей ограничивают под давлением лобби малого бизнеса. Однако в России введение подобных ограничений в помощь малым предпринимателям выглядит по меньшей мере странно.

«Как экономист я не понимаю логику инициаторов в условиях, когда ретейл и так падает. Зачем его ещё нужно подтолкнуть? – недоумевает сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев. – Так что нужно понять скрытый мотив инициаторов поправок».

По одной из версий, никаких экономических предпосылок у данной инициативы нет. Возможно, это лишь ставшие уже традиционными для наших законодателей популистские и часто нереализуемые на практике предложения. Ведь для поддержки того же малого бизнеса куда логичнее было бы создать условия для льготных кредитов, снизить арендные ставки, изменить налоговую политику.

Однако не исключено, что истинные причины этой инициативы кроются в давней вражде Сергея Лисовского с крупными торговыми сетями, в частности с X5 Retail Group. Напомним, что в 2008–2009 годах именно Лисовский выступил инициатором непопулярных у торговых сетей поправок в закон о торговле. В ответ на такой демарш сразу несколько крупных сетевиков отказались покупать продукцию «Моссельпрома» (тогда контролируемого Лисовским, а в 2011 году проданного компании «Черкизово»). В 2009 году глава X5 Retail Group Лев Хасис, недовольный поправками в законодательство, и вовсе открыто призвал потребителей отказаться от куриных продуктов «Моссельпрома» и покупать продукцию компаний, которые «делают качественный продукт, а не ввязываются в политические игры».

Кстати, летом прошлого года президент подписал очередной пакет поправок в закон о торговле – соавтором документа опять же выступал Сергей Лисовский. Так что, возможно, что и нынешняя его инициатива есть продолжение давней войны с ретейлерами. Как бы то ни было, но расплачиваться за это придётся потребителям. Есть версия, что Сергей Лисовский сбывает значительную часть своего не очень востребованного гипермаркетами товара в прочих сетях: и если придавить супермаркеты, он окажется в выигрыше.

Сергей Лищук, управляющий партнёр консалтинговой компании Retail4you:

– К сожалению, чисто в политических целях эта инициатива может и прижиться. Если правительство захочет, то вполне могут и ввести ограничения. В своё время ограничения по продаже алкоголя тоже никто не поддерживал и они были не популярны, но в итоге их ввели. В долгосрочной перспективе, через 5–10 лет, малый бизнес, возможно, и получит какие-то дополнительные потоки покупателей. Но вообще, развивать и поддерживать малое предпринимательство надо через льготы на аренду площадей, налоговые льготы и т.п.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.04.2017 08:31
Комментарии 2
Наверх