17 ноября самолёт Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разбился в международном аэропорту Казани. Погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа. Эта катастрофа стала катализатором многочисленных дискуссий о необходимости повышения безопасности полётов.
Александр Старовойтов, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту:
– Если мы хотим, чтобы полёты были безопасными, то необходимо укомплектовать надзорные органы профессионалами высокого уровня и дать им хорошую зарплату. Сейчас специалисты уходят из-за зарплаты в 15 тыс. рублей. Эти люди контролируют авиакомпании, которые зарабатывают миллионы, – уровень соблазна у них колоссальный, при их нищенской зарплате. Два раза в год надзорный орган должен проверять перевозчиков на предмет сертификата лётной годности.
Кроме того, у отдельных компаний есть нехватка первых пилотов. При этом стоит огромная очередь пилотов, готовых быть командирами воздушных судов, но им нужна практика, нужен налёт. Когда поднимался вопрос внесения поправок в Воздушный кодекс, разрешающих брать на работу иностранных пилотов, профессиональное сообщество возмутилось – нужно выращивать своих, а не брать кого-то из-за границы. Боялись, что Джамшуты и Равшаны начнут водить наши самолёты. А ведь цивилизованные державы в случае нехватки пилотов берут их из других стран.
Сейчас я готовлю законопроект, обязывающий авиакомпании в свободном доступе размещать полную информацию об эксплуатируемых самолётах – год выпуска, где и когда эксплуатировался, какие были неполадки, где и когда ремонтировался, где выдавались сертификаты. Когда начнутся отказы от перемещения на подобных машинах, то авиакомпании начнут обновлять свой парк воздушных судов.
Валерий Шелковников, президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов», член правления Всемирного фонда безопасности полётов:
– Не надо бояться летать, надо выбирать компании, услугами которых вы собираетесь воспользоваться. По статистике, в этом году в ДТП погибла 21 тыс. человек, а на рейсовых авиалиниях – не более 200 человек. И пассажиры правильно сейчас ставят вопрос – они должны знать, каким самолётом их собираются отправить. Когда мы покупаем в магазине товар, то тщательно его выбираем, смотрим характеристики, мощность, срок гарантии, а авиаперевозки – это услуга, и при её покупке необходима полная информация. В этом случае будет меньше авиахлама в нашем небе, ведь пассажиры, зная историю самолёта, где, как он летал и в какие истории попадал, будут тщательно выбирать перевозчиков, отдавая предпочтение надёжным и проверенным. Надо внедрять российские самолёты, они очень, очень хорошие. Кроме того, в руководство ряда компаний пришли люди, далёкие от авиации. Попробовали бы в СССР взять в авиакомпанию непрофессионала в качестве руководителя!
Олег Смирнов, президент Фонда содействия гражданской авиации, заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР:
– Сейчас за безопасность полётов в России, после расформирования Министерства гражданской авиации СССР, не отвечает ни один из созданных органов. Трёхзвенная система – министерство, агентство, комитет, – которая была введена в гражданской авиации, приносит только трагедию. Ни в одном положении, регулирующем авиаперевозки, нет пункта об ответственности за безопасность полётов. Пора привести в порядок эту систему. Сейчас президент не знает, с кого спрашивать. В 2011 году мы стали лидерами по количеству авиакатастроф в мире, опередив Африку. Однако ни одна папаха ни с одной головы чиновника не упала. Катастрофа в Казани ещё раз показала все недостатки, которые есть в системе государственного регулирования в гражданской авиации. Первый виновник этой трагедии – это государство, а не экипаж, который государство не смогло подготовить. Что это за система такая, когда сажают за штурвал вчерашнего штурмана?!
Магомед Толбоев, лётчик-испытатель, Герой России:
– Нужно, чтобы за катастрофы полную ответственность несло правительство. Именно оно разрешило беспошлинный ввоз в Россию авиахлама, а теперь искренне удивляется катастрофам. Из России уже давно сделали помойную яму. К тому же у нас кругом ворьё. Когда разбился самолёт в Перми, тогда всё списали на лётчиков. А разве лётчики покупают рухлядь? Сначала из этих самолётов Англия, Франция, Америка высасывают все соки, потом сбагривают их в ближайшие европейские страны – Болгарию, Чехию, Словакию. Там самолёт проживёт ещё два года. Дальше – в Африку, на Ближний Восток, в Камбоджу, Бирму, Непал, Уганду. После такой эксплуатации самолёты надо на помойку выбрасывать, но русские их покупают. В России выпускаются отличные самолёты, они в два раза выше по надёжности, чем западные. Но нашим бизнесменам выгоднее сюда везти деревяшки, которые они покупают за копейки.