Версия // Культура // Классическая музыка идёт в массы, но не так, как хотелось бы её исполнителям

Классическая музыка идёт в массы, но не так, как хотелось бы её исполнителям

7978

Пролёт валькирий

В нынешний сложный период панацеей от финансовых проблем в классической музыке является только безусловная популярность - как у Владимира Спивакова и его оркестра Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Ещё несколько лет назад в России был настоящий бум на классическую музыку. Так, диск с произведениями Моцарта, Гайдна и Рахманинова побил все рекорды продаж – более 200 тыс. экземпляров. Однако сейчас фирмы звукозаписи сокращают выпуск дисков серьёзной музыки, а крупные магазины, в свою очередь, их закупку. В то же время всё отчётливее проявляется тенденция использования произведений классики для рекламы тех или иных товаров. Нам предлагают покупать замороженные овощи под увертюру из «Вильгельма Телля» Россини, а лапшу – под музыку Моцарта. Что происходит сейчас на рынке классики, попытался выяснить корреспондент «Нашей Версии».

Подчас россияне слушают классику, даже об этом не догадываясь. Так, производители пива «Стелла Артуа» много лет использовали в своих рекламных роликах отрывок из оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы». Альфа-банк привлекал клиентов под Carmina Burana Карла Орфа. Имидж авиакомпании United Airlines теперь неразрывно связан с «Голубой рапсодией» Гершвина, British Airways – с «Цветочным дуэтом» из оперы «Лакме» Делиба. Контрапункты из «Искусства фуги» Баха – одной из его сложнейших вещей – стали саундтреком в ролике сети ресторанов Pizza Hut. Однако более всех, как и прежде, популярен Моцарт. Совсем недавно вышел ролик лапши быстрого приготовления, где используется его музыка из «Волшебной флейты».

Но это, так сказать, дела коммерческие. Да и аранжировку того или иного произведения, сделанную для того или иного ролика, подчас и узнать невозможно. В целом же интерес к классической музыке падает и в России, и в мире. Крупнейшие фирмы звукозаписи терпят убытки. Падают и продажи классической музыки. Впрочем, не стоит забывать, что классика всегда была музыкой не для всех.

По России точных данных нет, однако, как нам сообщили в компании «Союз», наш музыкальный рынок очень сильно зависит от западного. «В последнее время небольшие лейблы, которые занимаются выпуском классической музыки, подняли цены. Если ещё недавно диск можно было купить за 500 рублей, то теперь он стоит 700 рублей. Мало кто может позволить себе покупать диск по такой цене в нашей стране. Продукция таких крупных компаний, как Sony, Universal, Warner или Emi, стоит дешевле, но ненамного. Но в последнее время они сильно сократили ассортимент именно в части классической музыки, – говорит менеджер компании Владимир Яковлев. – В то же время запросы российского слушателя отличаются от западного. Когда в Германии какое-то молодое дарование выигрывает престижный конкурс, диски с его записями начинают пользоваться спросом по всей стране. Но когда мне предлагают его продавать в России, я отказываюсь. У нас интерес вызывают только раскрученные бренды, такие как Спиваков, Башмет и т. п. Словом, если концерт того же Рахманинова будет играть никому не известный музыкант, то его вряд ли раскупят», – резюмирует Яковлев.

Как результат большинство фирм, в том числе и российских, предпочитают зарабатывать деньги на «лёгкой классике» (сборники классических шлягеров ) и сольными альбомами звёзд (те же классические шлягеры, только в исполнении одного артиста).

В советское время классическая музыка лилась из радиоприёмников к месту и не к месту. В концертные залы организованно водили солдат, школьников, ударников труда и т. д. А в школах обязательно были уроки музыки. Концертные залы не пустуют и сегодня, а вот музыкальные вкусы рядовых россиян формируются преимущественно благодаря телевидению и радио, где, как известно, превалирует «попса».

«У нас классика – это сундук, пропитанный нафталином, – говорит известный музыкант, виолончелист Денис Шаповалов. – Над имиджем классической музыки, её подачей никто не работает. В рейтинговое время, чтобы приличному человеку появиться на 40 секунд на экране, надо заплатить не одну тысячу долларов. А мелкого бандита в наручниках три минуты будут показывать в прайм-тайм абсолютно бесплатно. Единственный канал, по которому можно что-то узнать о классической музыке и посмотреть записи концертов, – это канал «Культура», но и там своя политика».

По теме

Иными словами, у «попсы» есть возможность для расширения информационного пространства: благодаря рейтингам, чартам, топам человек может хоть как-то ориентироваться, что ему слушать, а что нет. В сфере же классической музыки человеку, недавно вышедшему из подросткового возраста, просто неоткуда узнать о том, что происходит в этом мире. В том, разумеется, случае, если ему с детства не прививали любовь к классике и он не студент консерватории.

Неудивительно, что интерес к классической музыке характерен преимущественно для людей немолодых. А вот поклонников серьёзного жанра среди «поколения пепси» можно пересчитать по пальцам.

Неудивительно, что для популяризации классической музыки порой приходится идти на хитрости. Так, несколько лет назад чуть ли не половина отечественных мобильных телефонов Ericsson звонила «Полётом валькирий» из оперы Вагнера. Прохожие стали узнавать Моцарта и Баха в «мобильных аранжировках», а самые продвинутые могут скачать из Интернета звонки с мелодиями любых серьёзных композиторов.

На Западе внимание к классике привлекают и вовсе необычными способами. Так, в своё время фирма Philips Classics выпустила в продажу дебютный диск русской виолончелистки Нины Котовой. Бывшая москвичка сделала на Западе блестящую карьеру как фотомодель, и тут её менеджеры вспомнили, что она окончила консерваторию по классу виолончели.

А одним из самых популярных артистов в Европе сегодня является слепой итальянский тенор Андреа Бочелли. Голос у него сильный, но трудно поверить, что звездой он стал исключительно благодаря ему – в Старом Свете немало теноров уровня Бочелли. Промоутеры сделали акцент именно на его слепоте, и вот на музыкальном олимпе засверкала ещё одна звезда.

«К сожалению, таким образом любой мыльный пузырь можно раздуть до невероятных размеров, и все будут это кушать, – считает Денис Шаповалов. – Раньше в классике такого не было вообще, а сейчас 9 из 10 звёзд – мыльные пузыри с отличными пиар-агентами. В основе всего – желание заработать, не прикладывая усилий».

Любовь к классической музыке надо прививать с детства, считает Владимир Спиваков. «Что касается классики, то я считаю, что нужно её популяризировать, – говорит известный дирижёр. – Дмитрий Шостакович гениально и просто выразил свою мысль, которая является и моей мечтой: «Я бы хотел, чтобы в детских школах обучали не только букве и цифре, но и ноте». В этом большая правда. Во многих странах это поняли. Например, в Венгрии даже в самом маленьком городишке дети из обычных школ поют трёхголосные фуги. Это говорит об очень высокой культуре нации. В Америке классическая музыка также активно пропагандируется. Там есть скидки для пенсионеров, для школьников. Нам тоже нужно этим заниматься», – заявляет маэстро.

Кроме того, во многих странах серьёзную музыку поддерживают спонсоры. Но у нас, увы, эта практика пока не прижилась. «Продюсеры умеют считать деньги: если они вкладывают рубль, то хотят получить хотя бы рубль и пять копеек, – рассказал композитор Фарадж Караев. – Ни для кого не секрет, что серьёзная музыка, в общем, дохода не приносит. Бюджет всемирно известного театра «Ла Скала» на 25% складывается из денег муниципалитета и на 75% – из спонсорских средств. И это при том, что билеты там очень дорогие. Но постановки не окупаются из-за своей дороговизны. Мы, со своей стороны, уже имели дело с продюсерами, которые хотели заработать деньги на классике, но они сбегали буквально через месяц-другой. Конечно, есть такие гениальные инструменталисты, как Башмет или Спиваков. Это бренд, это раскручено и престижно. Всем остальным приходится очень нелегко».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.11.2008 20:50
Комментарии 0
Наверх