В то время как серия Су-27 «Фланкер» разрабатывалась Советским Союзом для противостояния американским истребителям F-15 Eagle, его конструкция с течением времени вышла далеко за рамки того, что могли представить себе его создатели. Сейчас вариации Су-27 создаются не только в России, их копированием достаточно успешно занимается Китай.
Превосходство в небе
Россия производит мириады вариаций данного самолеты, которые варьируются от относительно базового Су-30м2 до суперсовременного Су-35С. Но, кроме того, существует множество китайских копий российского самолета. Китай продолжает работать с первоначальной советской моделью, чтобы создавать все более современные и инновационные вариации. Большинство из этих китайских копий - нелицензионные производные, которые созданы Пекином методом обратной инженерии и путем модифицирования оригинальной российской техники. В самом деле, нет ничего невозможного в том, что российские Су и их китайские копии уже в ближайшие годы сойдутся в бою. Можно легко представить себе сценарий, в котором экспортные варианты Су-35 и J-11D борются за превосходство в небе.
В целом, на текущий момент, самолеты российского производства технически более совершенны, нежели их китайские копии. Сухой Су-35С является самой современной версией истребителя, который был построен на сегодняшний день. Он оснащен высококлассной бортовой электроникой, усовершенствованным планером и новым двигателем с трехмерным управляемым вектором тяги. Сочетание всего этого позволило создать весьма эффективную боевую машину, которая, при условии массового приема на вооружение, может стать реальной угрозой для западных ВВС. Другие варианты Су - Су-30СМ и Су-34 – пусть и не настолько совершенны как Су-35с, однако также являются достаточно эффективными и боеспособными самолетами.
Эра аэрокосмического ренессанса
Впрочем, и китайцы не желают отставать. Они уже вышли за рамки простого обратного инжиниринга и начали отходить от оригинальных произведений, внося в них собственные коррективы. Действительно, высокопоставленный чиновник американской авиапромышленности ранее отметил, что в Китае начинается «эра аэрокосмического ренессанса». Главной проблемой для КНР являются серьезное отставание в технологиях создания двигателей. В то время как китайские инженеры способны создать работающие двигатели в лаборатории, национальные предприятия не в состоянии массово воссоздать надежные реактивные двигатели. Данное обстоятельство остается их ахиллесовой пятой.
Не приходится сомневаться, что в ближайшее время китайцы догонят остальные страны в области бортового радиооборудования и датчиков, однако пока неясно, насколько эффективны и надежны их системы. Очевидно, что китайцы разрабатывают пассивный радар с электронным сканированием и активные радары с электронным сканированием, но насколько эти системы близки к ведущим мировым образцам, неясно. Вместе с этим Пекин ведет работы по созданию собственных систем РЭБ, инфракрасного поиска и слежения, а также электронно-оптической системы прицеливания. Правда, на текущий момент очень мало данных о том, как эти системы на самом деле действуют, даже если их описание впечатляет. Учитывая, что китайцы являются относительными новичками в строительстве собственных военных самолетов и подсистем для них, то, весьма вероятно, что большинство оригинальных российских вариантов Су все еще технически более совершенны, чем копии Пекина.
Одним из очевидных драйверов роста российской экономики стал рынок услуг - люди охотно расстаются с деньгами, если речь идет о еде и отдыхе. Однако в данном направлении есть аутсайдер.
Отдаленная перспектива
Тем не менее, китайская аэрокосмическая промышленность выпустила впечатляющую массу клонов Су. В дополнение к оригинальным J-11, J-11A и J-11B с обновленным дизайном, Китай работает над более современными моделями, включая J-11bS, J-11D и истребитель J-16. Китайцы также разработали J-15 на основе Су-33. Тремя наиболее способными китайскими истребителями являются J-15, J-11D и J-16. J-11D во многом является китайским эквивалентом Су-35, хотя и уступает ему в маневренности, а также уровню бортовой электроники и двигательной установки. Впрочем, он, вероятно, дешевле, и сможет стать привлекательным экспортным продуктом, если китайцы создадут годные к употреблению двигатели. Однако пока это весьма отдаленная перспектива.
Китай, в конечном итоге, будет в состоянии конкурировать и в один день, возможно, даже превзойдет Россию в военной авиационной промышленности. У китайцев много денег, и они готовы тратить их на развитие своих возможностей. Они также готовы украсть любую необходимую им технологию, что помогает сократить время на разработку и деньги. Кроме того, в настоящее время, практически полностью "обобрав" Россию в сфере полезных технологических новшеств, Пекин начал предпринимать набеги на военную авиакосмическую отрасль США, пытаясь заполучить себе ее технологии и секреты производства.