Версия // Культура // Калинов Мост выйдет на сцену ГЛАВКЛУБА 22 июня

Калинов Мост выйдет на сцену ГЛАВКЛУБА 22 июня

5700

Девочки летом

В разделе

Однажды взяв 5-летний тайм-аут между релизами (выдающихся пластинок «Руда» и «SWA»), ничего подобного группа Калинов Мост себе с тех пор не позволяет, обновляя дискографию как минимум раз в два года. Ее очередной, 17-й студийный альбом «Даурия» стал посвящением Забайкальскому краю и увидел свет минувшей зимой.

В России не так мало групп, играющих в широчайших рамках ритм-н-блюз, рок, хард-рок, фолк, этнических – музыкальных направлений. Достаточно вспомнить, к примеру, группу Ноль или совместный проект Сергея Калугина и Оргии Праведников. Но группа Калинов Мост (далее КМ), ведомая с середины 1980-х годов Дмитрием Ревякиным(родился в Сибирском поселке 13 февраля 1964 года), играющем на гитаре вокалистом, стоит среди них несколько наособицу. Говоря «наособицу», мы подразумеваем под ним узнаваемый музыкальный почерк коллектива, его широту, маршевый размах и мелодичную напевность. Не можем обойти вниманием особую внимательность к слову и поэтическому языку Ревякина, его скрупулезную работу с рождаемыми стихотворными образами.

Поэтические книги «Гнев Совы» и «Кольца алые» наполнены Дмитрием удивительными по красоте и хитросплетению сочетаниями, заставляющими многих задаваться вопросом – откуда он берет такие чудесные выражения, вроде «оябрызгань», «вероянь» и прочие? Они отсылают вас к древним славянским пластам истории (внуки Святослава, полоняне, Ермак), языческим символам природы и стихий (солнце, ветер, огонь). Сам Дмитрий впоследствии в интервью отвечал, что «источником вдохновения для него является все, что нас окружает».

Для тех, кто слушает КМ такая наблюдательность - не в диковинку. Если оглянуться назад и посмотреть на вехи развития группы, то мы увидим, что все началось еще в середине далеких 1980-х годов, когда первый альбом КМ («Калинов Мост»), записанный в самом конце 1986 года, заложил основы стилистики коллектива, которая не претерпевала изменений добрых 14 лет, вплоть до знакового сингла 2000 года «Иерусалим», зафиксированного на концертном диске «Катунь» (2000) и последующем интригующем «Руда» (2001).

Мне кажется, что особая сила и притягательность заложены в самом мифологичном названии группы – Калинов Мост, под которым имеется в виду былинный огненный, раскаленный мост, место битвы героя с нечистой силой. Решающий момент битвы происходил в период зимнего солнцестояния 22 декабря – до наступления святочных морозов. Сегодня Дмитрий трактует название «мост», как «мост от безбожия к богу». А в 1980-х вид Ревякина (кстати, так по сибирскому наречию так зовут медведя – «ревякин»), стоявшего на сцене с гитарой, длинными волосами, поддерживаемыми «хайратником» (ремешком для волос, придуманным североамериканскими индейцами, надеваемым на разделенные пробором волосы), в джинсах и косоворотке, ассоциировался, как с хиппарем, так и с былинным русичем, сошедшим со старинных полотен, где богатыри бьются на поле брани со всевозможной нечистью. Голос Дмитрия, переходивший во время исполнения то на утробный рык, то во вполне гармоничные рулады, также добавлял своеобразия песням КМ.

Лихие песни-атаки «Сансара», «Дудки», «С боевыми глазами», автобиографичная «Отец работал» перемежались тогда с мелодичными и мягкими блюзами, вроде «Девочка летом», по легенде, основанной на композиции, написанной J.J.Cale (Джей Джей Кейлом) «Sensitive kind». Многое из лирической части репертуара Дмитрия уже тогда исполнялось в акустике. «Не скучай», «Надоест суета» - прекрасные фолк-образцы того времени. Но это будет после. Тогда же произошло судьбоносное знакомство Дмитрия с Константином Кинчевым. КМ дает несколько концертов с Алисой.

По теме

В творчестве Ревякина начинает ощущаться влияние харизматичного Jim Morrison (Джима Моррисона) и его знаменитой группы The Doors («Двери»). Рок-баллада «Честное слово» (памяти Моррисона), ошеломляющий своим напором «Сибирский марш», окрыленные ветром и солнцем «Полоняне», «Вымыты дождем волосы», потом часто исполняются на концертах КМ.

«Время ученичества» - по словам Ревякина, - закончилось неким метафизическим стоп-кадром, перерывом в пути группы на несколько лет. Отринув многое из наработанного в тот период, (кстати, зафиксированного на редком диске «Надо было» - «Вольница Подольск» 1987-1989), Дмитрий пускается во все тяжкие, словно наверстывая некое упущенное время. Позже в интервью, опубликованных на сайте www.kalinovmost.ru, он объяснял свою позицию следующим образом - «иногда человек активен, иногда впадает в спячку, на самом деле концентрацией занимается, потом резко выпрямляется и делает дела».

Поэтому следующий альбом под названием «Выворотень», увидел свет лишь в 1990 году. За ним последовала драгоценная россыпь песен, записанная на мягком, полуакустическом «Узарене» (1991), с которым наотмашь спорил электрический вызов «Дарзы» (1991). «Инок да шаман» органично дополняли друг друга в известной композиции. Миры профессора Джона Толкиена, психоделический дух обериутов и Председателя Земного Шара (как величал себя сам поэт) Велемира Хлебникова вовсю витали в кудрявой поэзии пластинок «Ливень» (1992), «Пояс Ульчи» (1993), изданного концертника «Никак 406» (1993), обаятельных «Покориться весне» (1994), «Травня» (1995) и сольного альбома Дмитрия «Все поле в цветах».

Но времена меняются. К концу 1990-х в творчестве КМ начинают ощущаться перемены. На смену размытой и воздушной психоделии приходит более четко оформленная гражданская позиция Ревякина, его интерес к современной истории России, к казачеству, религии. Этот этап в развитии КМ можно назвать «мессианским». Свое более четкое оформление он находит на переломе эпох и тысячелетий в 2000 году, (что отмечалось при выпуске сингла и диска под названием «Иерусалим»), хотя истоки следует искать еще на альбомах «Обряд», «Оружие» (1998) с такими эпическими песнями, как «Казак», посвященной Александру Башлачеву, «Родная», «Сберегла» и пластинке «Улетай» (1999).

Кстати, первый полноценный гастрольный тур КМ состоялся лишь в 2003 году! До этого поклонникам приходилось довольствоваться лишь разовыми выступлениями Дмитрия и КМ. На концертах 2000-х годов «инок» окончательно вытесняет шамана, который растворяется в иных измерениях ревякинской поэзии. Отношение к язычеству становится у Дмитрия «библейским». В интервью Lenta.ru он говорил о своем «поступательном движении от язычества к православию». Но тонкие духовные материи, словно хрупкие письмена на бересте, никуда не исчезают, по старинке задействуясь им. В середине «нулевых» Ревякин представляет цикл лирических песен о взаимоотношениях полов в эсхатологические времена, выпуская диск под названием «Swa» (2006), от санскритского «swa» - «эго», «сущность». Внимание Дмитрия приковывает вопрос воспитания благородства чувств. Видимо неспроста в 2007 выходит его следующая пластинка, названная «Ледяной поход», посвященная Великому сибирскому походу адмирала Колчака 1919-1920 годов.

Никуда не уходит и пристальное внимание к поэтическому языку. Ревякин говорил в интервью на сайте www.kalinovmost.ru о своем стремлении «подружиться с языком». Для чего можно «посмотреть словари Даля». Поиск Дмитрия начинается с того, что он старается «понять корневое строение слов, потом обращается к звукоряду, где каждый звук отвечает в слове за то, что несет в себе». Он много работает над собой, стремясь достичь «уровня запредельной мотивации для творчества». Чтобы «каждый удар, крик, нота в вокале шли продуманно и осознанно».

На досуге читает «Историю ересей», не собирается становиться «гробовщиком рок-н-ролла», пишет новые книги стихов и находится в постоянном поиске ответов на непростые жизненные вопросы. Концерты КМ по-прежнему остаются животрепещущим действом. Они привлекают к себе многих молодых и не очень молодых людей. Творчество КМ ценно своей искренностью, открытостью, особой тональностью, в которой боль и тревоги за Отечество сплетаются с яркой и характерной мелодикой.

Вслушиваясь в композиции Дмитрия, понимаешь, что каждый находит в его композициях что-то свое. Кому-то люб «старый» КМ времен «Травня» и «Узареня», а кто-то лишь сегодня открывает для себя КМ, послушав альбом «Сердце» 2009 года. Мне кажется, что в творчестве КМ, как в творчестве некоторых других знаковых и культовых российских групп, вроде Алисы, Кино, Гражданской Обороны, Аквариума, ДДТ, Наутилуса Помпилиуса заключен колоссальный экзистенциальный конфликт между земным и небесным, проявляемый и решаемый в каждом случае музыкантами по-разному.

Русский этнос в творчестве Ревякина выступает в качестве носителя подобных мыслей. Насколько Дмитрию удается исследовать этот сложнейший вопрос, я судить не берусь. На него могут ответить лишь музыка его пластинок и стихи, которые мы рекомендуем всем интересующимся людям к периодическому (под настроение) прослушиванию и чтению. Пока его новые песни еще не успели войти в золотой фонд русского фолк-рока, живые классики (или, цитируя их фронтмена Дмитрия Ревякина, исполнители «новых казачьих песен») выступят в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT (Орджоникидзе,11) с программой под сезонной и косвенно намекающей на обилие хитов в сет-листе под вывеской «Девочка летом».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.12.2019 16:18
Комментарии 1
Наверх