Версия // Власть // Какие полномочия сосредоточил в своих руках новый главы Минрегионразвития

Какие полномочия сосредоточил в своих руках новый главы Минрегионразвития

2550

Супер-Козак

Дмитрий Козак обещает Владимиру Путину приструнить даже самых непослушных губернаторов. Фото: АР
В разделе

Министерство регионального развития становится одним из ключевых звеньев в структуре исполнительной власти. Президент своим указом расширил полномочия ведомства, которое после недавних перестановок в правительстве возглавил Дмитрий Козак. Своими полномочиями с новым суперминистерством поделились Минфин, а также Министерство экономического развития и торговли. В результате под контролем бывшего полпреда в Южном федеральном округе оказались крупные финансовые потоки. Что в преддверии выборов, как парламентских, так и президентских, свидетельствует: Козак, во-первых, облечён особым доверием со стороны Владимира Путина, а во-вторых, он должен перенести свой опыт выстраивания отношений в регионах на федеральный уровень.

Дотации и субвенции всегда были важнейшим инструментом управления субъектами Федерации. Но сейчас центр нуждается не просто в лояльности регионов или поддержке его инициатив на местах. Кремль заинтересован в максимально большой явке избирателей на парламентские, а затем и на президентские выборы. Свою роль в обеспечении этой явки должен сыграть и Дмитрий Козак, который всегда помогал президенту в решении самых сложных задач. Именно ему были поручены важные для Путина судебная и административная реформы. Козак был брошен на Кавказ в самые тяжёлые времена – сразу после Беслана. Сейчас его опыт вновь оказался востребован.

Для начала Козак почти полностью обновил команду. На столе у министра оказались три заявления об отставке от его заместителей – Михаила Пономарёва, Владимира Дедюхина и Юрия Тыртышова. Их должности в Минрегионе займут бывший замглавы Росимущества Дмитрий Аратский и глава Росстроя Сергей Круглик. Ранее в заместители к Козаку был откомандирован и бывший его коллега – полпред президента в Дальневосточном округе Камиль Исхаков. Но кадровые перестановки – лишь одна сторона усиления роли Минрегионразвития в структуре исполнительной власти.

Министерство регионального развития было создано в 2004 году и занималось в основном аналитической работой. В сферу его полномочий входила «выработка государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов и межнациональных отношений». Однако главной задачей министерства был контроль над Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Дмитрий Козак, несомненно, фигура более значительная, нежели бывший министр Владимир Яковлев, да и представить господина Козака, занятого исключительно проблемами реформирования ЖКХ, довольно сложно. Кроме того, новый министр – человек, пользующийся доверием Кремля и лично Владимира Путина. Неудивительно, что своим указом президент расширил полномочия министерства.

Во-первых, это распределение дотаций по регионам (прежде межбюджетные отношения курировал Минфин), а это примерно 2 трлн. в год. Во-вторых, Минрегиону переданы функции управления Инвестиционным фондом (до 2010 года – 543 млрд.), региональные Федеральные целевые программы, включая подготовку Сочи к Олимпиаде (195 млрд. рублей) и Владивостока к саммиту АТЭС (100 млрд. рублей). Ранее эти деньги находились в ведении Министерства экономического развития и торговли. Яковлев о таких просторах работы даже мечтать не мог. «Причём Владимир Владимирович сказал, что если функций недостаточно, то мы должны их запросить, – говорит Камиль Исхаков. – Глава государства неоднократно подчёркивал, что настало время региональной политики».

Вообще, отношения с регионами – это вечная проблема федерального центра. С одной стороны, Кремль контролирует региональных начальников, с другой – отнюдь не всегда они справляются с порученной им работой. Есть и такие главы субъектов РФ, которых центр в силу самых разных причин стричь под одну гребёнку и вовсе не может (наиболее яркий пример – Шаймиев). Не зря в своё время, чтобы выстроить отношения с регионами, Владимир Путин поделил страну на федеральные округа и поставил там своих «смотрящих» – полпредов.

По теме

То, что Минрегионразвития теперь будет контролировать межбюджетные отношения регионов с центром, – очень важный момент. Все остальные кавказские республики – Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея – тоже прочно сидят на дотационной игле. И если бы не деньги из Москвы, то весь Северный Кавказ давно горел бы в огне «национально-освободительных» и религиозных войн.

Впрочем, держать на коротком поводке проблемные регионы исключительно за счёт дотаций накладно, да и не всегда получается. Ситуацию там нужно постоянно держать под контролем, что называется, разруливать. Козак как мог делал это на Кавказе: во время его полпредства ситуация, в общем-то, была стабильной – не ухудшалась и не улучшалась.

Под его нажимом были уволены президенты Кабардино-Балкарии, Дагестана и Адыгеи. Он избавлялся от старой, советской гвардии, которая, по его мнению, погрязла в коррупции. Он приводил на их места людей новой эпохи, что-то понимающих в рыночной экономике, способных договариваться с бизнесом и готовых на компромиссы.

Кстати, когда Козак только пришёл на должность полпреда в ЮФО, губернаторы называли его по фамилии. Через пару лет – даже за его спиной – только по имени-отчеству. Сейчас опыт управления регионами Дмитрий Козак должен применить в федеральном масштабе. Контроль за парламентскими и президентскими выборами в субъектах РФ теперь в его ведении.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.11.2007 17:15
Комментарии 0
Наверх