Версия // Конфликт // Как в Челябинской области саботируют экологические поручения президента и футболят журналистов

Как в Челябинской области саботируют экологические поручения президента и футболят журналистов

10548

«Технодрайв» на драйве

Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
В разделе

Челябинская область определена как место проведения будущего саммита ШОС и БРИКС, но при этом экологическая ситуация в регионе близка к критической. О проблеме вредных выбросов на этой уральской территории неоднократно высказывался президент РФ.

Майскими указами региону поставлена задача снизить негативный эффект от загрязнения окружающей среды промышленными выбросами хотя бы на 20 процентов. Под этот проект решения экологического вопроса Челябинской области выделено 14 млрд рублей субсидий из федерального бюджета.

Однако дело движется туго. Не так давно российские экологи обвинили челябинских чиновников даже в саботаже экологического поручения президента.

Впрочем, любой саботаж имеет свои имена, пароли, явки. Поэтому мы отправили наших корреспондентов в этот уральский город, чтобы на месте, так сказать, разобраться, что же мешает здесь решению экологических проблем - пообщаться с руководителями предприятий, с чиновниками, специалистами природоохранной сферы, общественниками.

Завод закрыт, но… гонит продукцию

Самым сложным делом оказалось побывать на «местах бедствия», то есть на заводах, отравляющих воздух, которым дышат горожане. Дымящиеся трубы заводов в городе, конечно, видны издалека, но попасть на их территорию, пройтись по цехам, посмотреть используемые методы фильтрации и очистки от вредных веществ, поговорить с руководителями оказалось делом невероятно сложным.

Легче попасть в коридоры Кремля, чем пройти, например, на «Магнитку», «Челябинский трубопрокатный» или на территорию прочих гигантов отечественной промышленности. В пресс-службах предприятий просили перезвонить «по этому вопросу» либо завтра, либо требовалось «подождать начальства», «согласовать со службой безопасности» и т.п.

Местные экологи нам подсказали, что легче понять природоохранную проблематику, пообщавшись с руководителями относительно небольших предприятий. Они находятся в «тени» металлургических и других промышленных монстров, но при этом достаточно многочисленны, и экологического вреда от них в итоге для города порой ничуть не меньше, чем от гигантов.

Составляющие успеха коуча Стародумова

Первым делом мы решили наведаться на предприятие по производству паронита. Недавно о местной компании «Технодрайв», в больших количествах производящей этот специфический материал, предназначенный для изготовления всевозможных уплотнительных изделий, написали в федеральных СМИ.

При изготовлении паронита применяется асбест, крайне канцерогенное вещество первого класса опасности. Согласно законодательству, ближайшие жилые помещения должны находиться от места производства на расстоянии не менее тысячи метров. Но как сообщили СМИ, жилые здания и даже продовольственный магазин здесь находятся по соседству с высоким забором предприятия.

В прошлом году прокурор Металлургического района г. Челябинска подал иск к дочерней структуре «Технодрайва» о приостановлении деятельности ряда объектов предприятия. Советский районный суд вынес решение, согласно которому на завод была возложена обязанность провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. А также обязали его получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

По теме

До получения разрешительных документов суд обязал компанию остановить выпуск продукции. Тем не менее завод, который использует в своем производстве вещества высшего класса опасности, несмотря на все нарушения, продолжает работать.

Еще нам показался интересным тот факт, что один из основных акционеров предприятия - Александр Стародумов - является профессиональным коучем, обучающим местных чиновников и бизнесменов методам достижения успеха в карьерной и коммерческой деятельности. Это едва ли не самый дипломированный бизнесмен Челябинской области. В его послужном списке - MBA The Open University, сертификат профессионального коуча «Ericsson College Internationale» (Канада), сертификат специалиста в области моделирования факторов успеха «Dilts Strategy Group», сертификат по направлению Kanban System Design университета Lean Kanban University…

Казалось бы, нет ничего удивительного в том, что такой знаток секретов успешного бизнеса теперь учит азам предпринимательства земляков. Но востребованная продукция и успехи его самого, как бизнесмена. имеют оборотную сторону медали: паронитовое производство – одно из самых вредных, наносящих непоправимый ущерб экологии.

В Канаде, где Александр Стародумов обучался премудростям бизнес-стратегий, собственного производства паронита нет. Зато интернет пестрит объявлениями «Купить паронит в Канаде» с многочисленными предложениями от челябинского торгового дома «Техрезерв», по-видимому, руководителем которого является все тот же Александр Стародумов.

Получается, что паронитовая «фабрика», обросшая уже десятком разных аффилированных ООО, не только игнорирует судебные вердикты, но и выпускает контрафактную продукцию? Ведь если деятельность предприятия приостановлена по решению судебного органа, но при этом вредное производство кипит, то такая продукция не может не считаться криминальной.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский на Российском экономическом форуме заявил, что «Ставку в этом году делаем на поддержку высокотехнологических компаний».

Поэтому именно сюда мы и решили отправиться, прилетев в Челябинск: посмотреть, какие высокие технологии внедряют здесь при производстве паронита.

По многоканальному номеру, указанному, на сайте, ответила вежливая девушка с приятным голосом. Узнав, что мы журналисты, она сказала, что переключит нас на некоего Михаила.

Далее у нас состоялся разговор, из которого мы поняли, что предприятие-призрак действительно управляется «продвинутыми» людьми, прошедшими подготовку в ведущих зарубежных школах бизнеса. Видимо не зря исполняющий обязанности главы города Владимир Елистратов не так давно на встрече с общественниками заявил, что экологические проблемы в городе «моментально не решить». Он знал, о чем говорил.

Сначала мы хотели опубликовать лишь расшифровку нашей беседы с представителем предприятия. Но затем мы показали распечатку этих «деловых переговоров» эксперту по противодействию манипуляциям – так называются специалисты, которые имеют навыки распознавать приемы, с помощью которых осуществляется манипулирование собеседником против его воли. Его комментариями мы решили сопроводить публикацию нашей беседы, чтобы нагляднее продемонстрировать «высший пилотаж» топ-менеджеров «Технодрайва».

«Предприятие не заповедник, чтобы его показывать»

- Соединяю вас с Михаилом, - проворковал женский голос на другом конце провода.

- Извините, а кем работает Михаил, как его фамилия? – задали мы обычный вопрос.

- Ну, познакомитесь… - неопределенно ответила наша собеседница.

Мы объяснили человеку по имени Михаил, что прилетели в Челябинск писать об экологических проблемах региона, и хотели бы поговорить с руководством компании «Технодрайв» и побывать на территории завода. Далее мы услышали примерно следующее:

По теме

- Возможно, то, что недавно писали о вашем предприятии в СМИ не соответствует действительности, и у вас через есть возможность через нашу газету высказать свою точку зрения, - приободрили мы таинственного Михаила. – Не могли вы также представиться?

- У нас предприятие очень-очень-очень маленькое. К экологическим проблемам Челябинска никакого отношения мы не имеем точно», - не представившись, но очень убедительным тоном сказал представитель «Технодрайва».

- Тем не менее в федеральной прессе пишут о вас…

- Экологические проблемы Челябинска и мы – это две разные вещи и вы зря потратите на нас время. Кроме того у предприятия своя специфика, у нас закрытый производственный процесс, взрыво-пожаро-опасный, - произнес наш собеседник чуть не по слогам. – Из-за чего мы стараемся туда никого никогда ни под каким соусом не пускать. Потому что есть специфика производства, поэтому мы бы не хотели нарушать свою стандартную практику. («Манипулятивный прием ложной заботы, чтобы отказать под этим предлогом, широко известен, и был пущен Михаилом в ход. Но на этом арсенал уловок собеседника отнюдь не исчерпан», - прим. эксперта).

- Но вас же критикуют за несоблюдение экологических норм. Если, как вы утверждаете, у вас все в порядке, то есть отличная возможность через наше издание опровергнуть эти сведения, - мы были настойчивы в своем намерении посетить предприятие.

- У нас нет с этим никаких проблем, в том числе с проверяющими органами, - заявил наш собеседник, видимо, забыв, что в прошлом году было решение суда приостановить работу ряда объектов предприятия.

(«Умение «забывать» неудобные факты и прикрываться фразой «нет проблем» - защитная реакция людей, увиливающих обсуждения конкретики. Переход от частного к общему позволяет затушевать саму суть задаваемого вопроса», - прим. эксперта).

- Вы не могли бы представиться, чтобы было понимание, с кем мы все же разговариваем, - попросили мы еще раз нашего анонима.

- Давайте я останусь Михаилом…

- То есть, вы не можете представиться? Может, возможно поговорить с директором? Это же в интересах вашей компании. Если вы нам откажете, то, согласитесь, это будет наводить на мысль о том, что все, что было написано в прессе – это правда.

- Вы можете написать, что мы отказались. Мы спокойно работаем и работаем. Все какие-то нюансы, из-за которых мы появились в СМИ, устранены, все проблемы документооборота приведены в соответствие с требованиями проверяющих органов. Если в прессе напишут, что мы отказались от общения, ну, значит, отказались, что ж поделать. Я вас уверяю, что вам нужно ехать на другие заводы, например пообщаться с «Мечел Кокс», компания «Фортум» прекрасная, Карабашский медеплавильный завод – сказочное место с прекрасным ландшафтом…

(«Михаил не называет своей фамилии, чтобы избежать упоминания в прессе. Он лукавит, когда сообщает, что их не волнует, что напишут СМИ о заводе и его менеджменте. Поэтому пытается переключить внимание журналистов на более крупные предприятия», - прим. эксперта).

- Но сейчас-то нас интересует именно ваше предприятие. Вы даже представиться не хотите, что уже наводит на подозрения…

- Понимаете, если вас на меня переключили, то я, наверное, в этом что-то понимаю и могу принять какое-то решение. Ну, пускай будет директор по развитию группы компаний.

-А директор по развитию группы компаний работает инкогнито?

- Как-то так у нас…

(«Не желая раскрывать свою личность, таинственный Михаил нашел оправдание в виде внутренних правил завода: «Как-то так у нас». Тем самым он дал понять, что на заводе действуют свои правила и журналисты не могут их изменить», - прим. эксперта).

- И вы не можете ни с кем нас еще соединить, чтобы более предметно пообщаться? Никто нам экскурсию не проведет по предприятию? – не сдавались мы.

- Никто, звонок вернется обратно на меня. Больше той информации, чем от меня, вы получить не сможете. Мы не проводим экскурсии по нашему предприятию, ни платных, ни бесплатных. Это не заповедник! Мы занимаемся производственной деятельностью. У нас есть некоторые нюансы, специфика производства, мы стараемся лишний раз неспециализированных людей не водить на производство. Всегда так было, есть и остается! Отступаться от своих принципов мы пока не видим повода.

По теме

(«Когда человек который лукавит чувствует себя припертым к стенке, то он воспаряет к высоким материям. Ссылка на некие «принципы» - верный признак тщательных попыток скрыть реальное положение дел. Споры о принципах могут длиться бесконечно и это на руку манипуляторам», - прим. эксперта).

- Ну, хотя бы прокомментировать информацию, опубликованную в прессе, вы могли бы?

- Мы не будем ничего ни опровергать, ни подтверждать. Если у вас есть какой-то официальный запрос, присылайте, мы посмотрим, обязательно ответим. Мы ни от кого не скрываемся, готовы общаться. Но при этом никаких встреч устраивать не хотим.

- Хорошо, давайте мы отправим вам официальный запрос. Но у вас не указан е-мейл на сайте, на какую почту отправить?

- По… юридическому адресу можно, он обязательно до нас дойдет, - окончательно ввел нас в недоумение топ-менеджер «Технодрайва».

- То есть вы предлагаете отправить вам вопросы «Почтой России»? – не поверили мы.

- А почему бы и нет? Вам не нравится Почта России? – в тоне собеседника, кажется, не чувствовалось иронии.

- Честно говоря, нам впервые предлагают отправлять вопросы таким образом. Но у нас есть с собой редакционные удостоверения, мы находимся в Челябинске и могли бы к вам подъехать, чтобы «вживую» задать вопросы, - предприняли мы еще одну попытку.

- Однозначно никакой экскурсии не будет! Что касательно всего остального – пришлите запрос, мы готовы будем на него ответить, постараемся, по крайней мере, сделать все для этого возможное. Мы абсолютно законопослушные граждане.

- Может быть, вы все же пойдете нам навстречу и дадите какой-то электронный контакт?

- Наверное, мы не пойдем вам навстречу. По крайне мере пока, - тон собеседника стал совсем холодным.

(«В данном отрезке разговора Михаил включил «официоз». Отказавшись даже назвать адрес электронной почты, он продемонстрировал максимальную дистанцию между собой и журналистами. Возвысив себя таким образом на недосягаемую высоту, он отказался идти навстречу корреспондентам. Мол, не царское это дело», - прим. эксперта).

- Вы знаете, что ваш регион в рейтинге организации «Зеленый патруль» попал на 84-е место из 85-ти по экологическим проблемам?

- Я живу здесь, конечно, знаю… Я еще параллельно пообщаюсь до завтра с нашими учредителями, потому что у нас группа учредителей. Но на сегодняшний момент все, что я мог вам сказать, я сказал.

Вот это мастер-класс мы получили! – восхитились мы. – Какое там «очень-очень-очень маленькое» предприятие? С нами так самоуверенно не разговаривали даже олигархи!

«Давайте встретимся в кафе»

Михаил неожиданно позвонил на следующий день и предложил встретиться в 15 часов в кафе в центре города. Голос нашего собеседника на сей раз уже не звучал так бодро, как накануне, не иначе как после общения с акционерами.

Мы высказали пожелание встретиться не в кафе, а непосредственно на производстве, нам отвечали подобными, довольно странными, репликами:

- Будет возможность показать нам ваше предприятие?

- Давайте встретимся в кафе, - настаивал Михаил. - Это не телефонный разговор, для начала надо встретиться. Что касается экскурсии, то это маловероятно.

- Тогда мы лучше все же отправим вопросы, которые нас интересуют. – Можем по телефону или письменно по почте? По электронной, конечно.

- Письменно было бы лучше, - обрадовался Михаил. – Судя по облегчению в его голосе, он явно не горел желанием ехать на встречу с нами. Обещаю, в течение двух дней прислать вам контакты. Нам нечего скрывать и мы всегда готовы идти на контакт…

- Но почему вам требуется два дня, чтобы сообщить контакты вашего предприятия? Вы даже не можете своей фамилии с должностью сказать, и после этого еще утверждаете, что вам нечего скрывать? – возмутились мы циничностью ответа нашего анонима.

(«Михаил то говорит о «не телефонном разговоре», то утверждает, что предприятию нечего скрывать. Явные противоречия в утверждениях и нервозность Михаила указывают на то, что даже список вопросов для владельцев завода крайне нежелателен. Они уклоняются от его получения, тянут время и пытаются максимально официально общаться с журналистами. Этим людям есть что скрывать. И судя по приложенным Михаилом усилиям, учредители предприятия очень не хотят, чтобы скрываемая информация стала достоянием гласности», - прим. эксперта).

Р.S. На следующий день, когда материал был готов к публикации, мы получили смску с адресом почты предприятия «Технодрайв».

Не сомневаемся, что в переписке наш так и не соизволивший назваться собеседник и его начальники проявят не меньшую смекалку в жонглировании ответами. Поэтому одновременно редакция готовит вопросы в региональные подразделения Росприроднадзора, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Ведь, если верить словам Михаила, у его предприятия, работающего с веществами высшего класса опасности, с контролирующими организациями «нет проблем».

Мы будем знакомить наших читателей с новыми подробностями челябинского «экологического футбола».

*
Акционерное общество «РС-Балт» внесено Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.02.2019 11:47
Комментарии 0
Наверх