Версия // Общество // Как с пользой для себя избавиться от ненужных подарков

Как с пользой для себя избавиться от ненужных подарков

3924

Лучше деньгами!

Некоторых "котов в мешке" можно конвертировать в наличность
В разделе

Известное дело, что дарёному коню в зубы не смотрят, но бывают такие «кони», что лучше бы и не дарили. Причём чаще всего они прискакивают к нам на Новый год. Но есть очень простой, хотя и циничный способ обращать плохих «коней» в хороших: обналичивать ненужные подарки. То есть осуществлять вполне законный возврат, в крайнем случае – обмен.

Три одинаковых шарфа от разных подруг, ненужный музыкальный центр от родителей мужа и ещё более ненужные, но довольно дорогие часы от собственных родителей – вот усечённый список барахла, которым пополнился мой дом в этот Новый год. Понятно, все хотели как лучше. Но после такого начинаешь понимать практичных американцев, которые, зная о грядущих ценных подарках – будь то на свадьбу, Новый год или новоселье, – заранее не просто указывают конкретную покупку, цвет и размер, но даже откладывают её в определённом магазине, чтобы уж точно никто ни с чем не ошибся.

В теории проблем нет. Если родные люди приложили к подаркам ещё и чеки, то вроде можно сдать всё это добро обратно в магазин. Но не тут-то было.

«В законе существуют определённые ограничения. Вернуть деньги можно далеко не во всех случаях», – рассказала «Нашей Версии» юрист московского Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова.

Вопросы возврата и обмена товаров в России оговариваются в законе о защите прав потребителей. По этому закону вернуть деньги за товар можно только в том случае, если его нельзя поменять. То есть если вы приходите в магазин и говорите, что конкретная статуэтка вам не понравилась лишь потому, что она, скажем, зелёная, а не розовая, и тут как назло у продавца оказывается такая же розовая, вы должны будете её взять. Но это скорее вопрос находчивости: в течение 14 дней вы можете придумывать разные оттенки розового, и в конце концов силы продавца иссякнут.

Впрочем, в этом законе есть 25-я статья. В ней оговариваются ограничения по товарам, подлежащим возврату и обмену. Другими словами, перечисляются те вещи, которые вернуть ни при каком условии нельзя.

«В этот список входят лекарства и медицинские приборы, например линзы или очки; косметика и дорогая парфюмерия; все товары, продающиеся на метраж, например строительные или текстильные материалы; посуда, мебель, товары бытовой химии, а также изделия из драгоценных металлов и изделия, содержащие драгоценные и полудрагоценные камни», – пояснила Свиридова.

С последним пунктом стоит быть особенно внимательным. Понятно, что если вы покупаете золотое кольцо с синтетическим бриллиантом, сдать его не удастся. Но очень часто люди бывают не готовы к тому, что точно так же невозможно сдать украшение из обыкновенного металла, в котором содержится, скажем, аметист.

«Кроме того, не подлежат возврату и обмену исправные автомобили и мототовары, животные, книгопечатная продукция, а также видео- и музыкальные носители, то есть DVD и CD-диски», – перечислила Свиридова.

Предметы одежды и обуви сдавать можно, но в этот список не входит нижнее бельё. «По этой причине нужно всегда оставлять все ярлыки и пломбы. Так, один продавец не хотел принимать назад блузку, заявляя, что это тоже предмет нижнего белья. Но чёткая надпись на ярлыке разрешила сомнения», – пояснила юрист.

Самый главный и, как правило, самый затратный для дарителя-получателя пункт закона касается «технически сложных товаров». Уже упомянутая статья разрешает продавцам не возвращать за них деньги и не обменивать их на другие.

По теме

«Отличить технически сложный товар от технически «несложного» просто: к товарам, подходящим под эту статью закона, как правило, принадлежат все те, которые имеют гарантийные сроки», – пояснила Свиридова.

В итоге люди, обращающиеся к юристам с просьбами помочь вернуть в магазин исправный мобильный телефон, который по каким-то причинам не подошёл, сталкиваются с отказом. «В таких случаях, к сожалению, не прав потребитель. И единственное, на что он может рассчитывать, это на добрую волю продавца», – заявила юрист.

Этот же пункт распространяется на все предметы бытовой техники и электроники, то есть на всё – от стиральной машины и пылесоса до музыкального центра и электронных часов. Правда, с часами всё особенно интересно. В то время как электронные часы попадают под статью закона и обмену и возврату не подлежат, на механические, которые, как известно, во многих случаях стоят в разы дороже, правило не распространяется. Получается, что продавец вполне может отказаться вернуть около 2 тыс. рублей за часы марки Seiko или Casio, но не имеет права не отдавать за механические часы, скажем, марки Omega (от 90 тыс. рублей и выше), если владелец захочет их сдать в течение 14 дней со дня покупки.

«Конечно, продавцы могут попытаться ставить некоторые препятствия. В частности, они имеют право потребовать заключение мастера о том, что часы не имеют никаких повреждений. Или потянуть с возвратом средств, сообщив, что в кассе нет наличности. Но в итоге они всё равно обязаны отдать деньги», – рассказала Мария Свиридова.

Впрочем, как показало расследование «Нашей Версии», все крупные магазины, торгующие часами, соглашались принять назад даже электронные часы в случае наличия заключения мастера. То ли закона не знают, то ли потенциальных клиентов ценят выше.

Хотя подобная ситуация наблюдается и в некоторых магазинах электроники. Так, ещё в 2007 году компания «Евросеть» проводила временную акцию, по которой разрешала своим клиентам возвращать непонравившиеся мобильные телефоны. «Нам пришлось отказаться от этой практики, так как случались злоупотребления. Тем не менее в этом году, если покупатель приходит к нам обратно с покупкой или подарком, сохранившим товарный вид и качество, если упаковка не была повреждена, мы идём навстречу и предлагаем замену», – рассказала «Нашей Версии» Ульяна Смольская, руководитель PR-службы «Евросеть».

Пример оказался заразительным. В этот Новый год уже многие компании, занимающиеся продажей техники, возвращали деньги за ненужные подарки. Компания «ИОН» ввела специальную программу: клиенты, владеющие карточкой магазина, смогут произвести возврат до 30 января. Причём, как выяснилось, это выгодно не только покупателям, но и продавцам. В прошлом году, когда срок возврата обмена в «ИОН» составлял 14 дней для всех покупателей, люди вернули назад лишь 3–4% покупок. «В этом году, несмотря на продлённый срок, цифра вряд ли будет выше. При этом люди покупали больше, потому что не боялись ошибиться с выбором. Мы очень довольны результатами продаж», – рассказал бренд-менеджер компании Роман Ашрафетдинов.

В последнее время стало модно дарить подарочные сертификаты. Проблема возникает тогда, когда человеку в принципе ничего не нужно в магазине, к которому его привязывает этот сертификат. Ведь в смысле возможностей возврата денег этот сертификат – самый бесперспективный подарок.

«В России нет определения, является ли подобный сертификат продуктом или заключённым договором. Судебной практики по подобным вопросам тоже ещё нет. Впрочем, скорее всего вернуть деньги за ненужный сертификат не удастся», – сообщила Свиридова.

Впрочем, русский человек выход всегда найдёт. Ведь если это не магазин косметики или белья, можно попытаться купить на этот сертификат что-нибудь самому, а потом просто вернуть это на следующий день.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.04.2015 01:14
Комментарии 0
Наверх