Версия // Бизнес // Как Роскомнадзор наказывает сайты, которые просят пользователей заполнить форму обратной связи

Как Роскомнадзор наказывает сайты, которые просят пользователей заполнить форму обратной связи

11668

Штрафы «для галочки»

Фото: http://rospotrebnadzor.ru/feedback/new.php
В разделе

Роскомнадзор проверяет компании, рекламирующие свою деятельность в интернете, на предмет соблюдения закона о персональных данных. Обыкновенная форма обратной связи, размещенная на сайте, ныне приравнивается к незаконному сбору персональной информации. Оштрафованные уже есть, и список будет пополняться.

Заполнная пользователем форма обратной связи может подвести под штрафные санкции любую компанию, хоть российскую, хоть зарубежную. Чтобы избежать проблем, на страницу нужно добавить вопрос о том, согласны ли посетители сайта на обработку их персональных данных («если да – поставьте галочку»), а также соглашение о конфиденциальности.

«Тамбовская городская юридическая компания» уже поплатилась: за отсутствие окошка для галочки пришлось заплатить штраф. Наказаны и несколько астраханских компаний, рассказывают интернет-пользователи на страничке в Фейсбуке* топ-менеджера компании Notamedia Алексея Бородкина, который посвятил происходящему отдельный пост.

Степан Степаныч я...

История с «Тамбовской городской юридической компанией» произошла минувшим летом: местное отделение Роскомнадзора обратило внимание на то, что на сайте ТКЮК размещена форма обратной связи, составленная из трех полей: «Имя», «Тема сообщения», «Текст». Поле «Имя» было помечено как не обязательное к заполнению. Тем не менее, Роскомнадзор счел нужным отреагировать и оштрафовать компанию на 1 тысячу рублей.

Юристы обратились в суд, аргументируя свою позицию тем, что по одному полю «Имя» идентифицировать личность пользователя невозможно, а, значит, нарушения нет. Тамбовский суд, однако, принял сторону ведомства. «Назначенное наказание ООО «ТГЮК» соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения», – говорится в решении суда. Деньги пришлось заплатить небольшие, но сам прецедент – крайне досадный.

Огласите весь список!

В Астрахани, кстати, выписанные (на том же основании – нарушение закона о персональных данных) штрафы составили 5-10 тысяч рублей. Наказали там, в частности, компанию-застройщика, которая через сайт продавала свои квартиры. Форма обратной связи состояла всего из двух полей: «Имя» и «Телефон»; заполнив ее, можно было оставить заявку на звонок менеджера.

Астраханские журналисты обратили внимание на то, что названия всех оштрафованных Роскомнадзором компаний начинаются на букву «А». Возможно, ведомство методично проверяет все сайты по алфавиту?

«Какая-то чудовищная по своей нелепости история, – пишет Бородкин. – ...Получается, теперь на все формы обратной связи нужно вешать соглашения о конфиденциальности и галочку о согласии с обработкой персональных данных; кроме того, выходит, что сообщения с формы обратной связи надо хранить как персональные данные – а это тоже отдельный цирк с конями».

Самый «цирк», пожалуй, в том, что на официальном сайте самого Роскомнадзора форма обратной связи есть, а вот «галочки» к ней – нет. Представитель ведомства Вадим Ампелонский парирует: согласно законодательству, при обращении в госструктуру согласие на обработку своих персональных данных не требуется...

По цвету пиджака

Понятно, что добавить на сайт текст соглашения и необходимое окошко не составляет большого труда. Вопрос в размытости признаков «состава преступления», считает Алексей Бородкин.

На сегодняшний день персональными данными может считаться «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». И вот это «косвенное определение» позволяет проверяющим, при желании, придраться к чему угодно, считает топ-менеджер: «Под это можно притянуть любую информацию о пользователе вплоть до цвета его пиджака». Чтобы избежать регулярных конфликтов с оштрафованными предпринимателями, Роскомнадзору стоило бы выработать четкий перечень требований, которому должны соответствовать сайты. Тогда, по крайней мере, будет ясно, что запрещено – а что разрешено.

Справка

На сегодня за нарушение закона о персональных данных грозит административной ответственностью. Максимальный штраф для юридических лиц составляет 10 тысяч рублей. С 1 июля, после вступления в силу поправок к КоАП, сумма штрафа вырастет до 30 тысяч. Самое неприятное, что может грозить нарушителям, – блокировка сайта по решению суда.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.04.2017 14:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх