Самое главное – торговать именно нефальсифицированным алкоголем. По разным оценкам 50–70% алкогольного рынка России – это контрафактная продукция. Все страны боятся алкоголизма, и особенно наши северные друзья, Финляндия и Швеция, у которых почти столетний и довольно успешный опыт борьбы с этой напастью.
Сергей Колесников, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН:
– Самое главное – торговать именно нефальсифицированным алкоголем. По разным оценкам 50–70% алкогольного рынка России – это контрафактная продукция. Все страны боятся алкоголизма, и особенно наши северные друзья, Финляндия и Швеция, у которых почти столетний и довольно успешный опыт борьбы с этой напастью. Нам есть чему у них поучиться. Например, они вводят специальные бонусные программы для тех, кто выявляет незаконных торговцев и производителей алкоголя, там существует ограничение продажи по времени, пространству и возрасту. Но главное – это воспитательная работа – от детсада и до престарелого возраста. Конечно, там никто не говорит о «сухом законе», но, скажем, когда Финляндия вступала в Евросоюз, то для неё даже были сделаны ограничения по свободе рыночной торговли алкоголем. В России ликвидирована государственная монополия на торговлю и производство алкоголя, и поэтому идёт огромное сопротивление тех, кто на нём зарабатывает, и все законодательные ограничения продвигаются очень тяжело. К сожалению, и само население, и особенно правоохранительные органы не соблюдают те законы, которые мы приняли. Кто-то хоть раз видел, чтобы милиционер сделал замечание человеку, который на улице пьёт пиво? Наше общество очень толерантно к алкоголю, мало того, люди даже защищают и жалеют алкоголиков. Эту толерантность надо ломать! Нам тоже начиная с детсада надо воспитывать людей. Кстати, сейчас многие молодые люди уже начинают сознательно отказываться от употребления алкоголя, что, конечно, радует. Да и таких бизнесменов, которые принуждают друг друга керосинить, стало значительно меньше. Но самое главное при введении ограничений, чтобы не получилось, как при Горбачёве, когда ввели временные запреты на продажу, и тут же появились и «пьяное такси», и бутлегерство, и т.д.
Юрий Кобаладзе, управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group:
– Эх, если бы кто знал, как правильно!.. С одной стороны, можно только приветствовать эти ограничения, но с другой – все мы помним, что это может привести к росту самогоноварения и всему прочему. Сейчас утверждают, что антиалкогольная программа Горбачёва, которую тогда все критиковали, оказывается, дала позитивный результат, и люди действительно стали меньше пить. Дай-то бог, чтобы и на этот раз получилось, но в своё время у каждого таксиста в багажнике стоял ящик водки… У нас дорога в ад всегда вымощена благими намерениями, и как бы и в этот раз такая борьба не закончилась пшиком. Но эти ограничения почти не касаются торговых сетей, хотя мы, конечно, будем их соблюдать. Не дай бог попасться – санкции и штрафы будут очень большие! А вот весь малый бизнес может погореть, потому что киоски и ларьки, можно сказать, существуют за счёт продажи алкоголя. Но лиха беда начало! Сейчас начали с ограничений по торговле в ночное время, но я не исключаю, что позже могут прийти и к каким-то более жёстким ограничениям, скажем, продаже алкоголя только в определённых магазинах. Да, в этом смысле есть мировой опыт, но ограничение продаж – это не главное. Просто нужна дисциплина! Надо создать невыносимые условия для тех людей, которые пьют: чтобы им нельзя было пить на работе, чтобы с работы за это выгоняли и не цацкались бы с ними. Что касается предложений о запрете рекламы пива, то я даже и не знаю, даст ли это результат, ведь я не социолог. Но я точно знаю, что 20–30 лет назад у нас вообще не было никакой рекламы – ни на радио, ни на ТВ, а пили так, что, как говорится, мама родная!.. Мы же вообще особая страна, а с точки зрения привычки и традиций пить – тем более. Поэтому общие законы и опыт зарубежных рынков срабатывают у нас далеко не всегда. Ну давайте сейчас поэкспериментируем. Лишь бы были воля и понимание того, что с этим действительно что-то надо делать.
Павел Шапкин, президент Национальной алкогольной ассоциации:
– Правильно торговать в специализированных магазинах, куда будет запрещён вход всем несовершеннолетним, подвыпившим людям и лицам, которые подозреваются в приобретении алкогольной продукции для несовершеннолетних. Такие магазины должны быть без витрин, без рекламы, с антиалкогольной пропагандой внутри и с жёстким графиком работы. И ещё нужно, чтобы количество таких магазинов очень жёстко квотировалось. Естественно, у нас должна быть государственная рыночная компания. Что касается временных ограничений, то они введены не только в Москве. В Подмосковье ночная продажа алкоголя ограничена ещё более жёстко, чем в столице: с 21 до 11 часов. А вообще временные ограничения существуют в 70 регионах. Не секрет, что продавцы нередко сталкиваются с серьёзными проблемами. Сейчас они картонкой закрывают на ночь витрины с крепким алкоголем, но если попадается какой-то навязчивый покупатель, то может получиться скандал. Так что, наверное, было бы лучше, если бы это был специализированный магазин, который бы запирался, а на ночь на нём вывешивался бы амбарный замок и рядом выставлялся часовой. Вот тогда это было бы нормальное соблюдение запрета. В советское время с 20 до 11 часов вообще нельзя было прибрести спиртное, а сейчас, пожалуйста, круглосуточно можно пить пиво или вино крепостью не более 15%, а также слабоалкогольную продукцию. Но вот если будет введён запрет на ночную торговлю ещё более слабоградусными напитками (в принципе на уровне правительства такой запрет поддержан и может быть введен с 1 января), тогда это действительно будет напоминать те светлые советские времена. И, конечно, рекламу пива надо совсем запретить. Зачем его рекламировать? Его у нас и так пьют в три раза больше, чем чистой питьевой воды. По-моему, уже пора включать антирекламу пива и показывать в неприглядном виде молодёжь – с отросшими животами и разрушенным гормональным фоном и т.п.
Виктор Коклюшкин, писатель-сатирик:
– Нужно взять большие гвозди и большой молоток и забить двери всех винно-водочных магазинов! Или же продавать водку так же, как это было до сих пор. Те, кто придумал закон об ограничении времени торговли, не ходят по ночам в винный магазин. Прежде чем придумывать законы, неплохо бы и в магазин зайти! Вот придумали закон о том, что нельзя на улице пить пиво. Так пусть депутаты выйдут на улицу и посмотрят, работает этот закон или нет – пиво у нас пьют просто повсеместно. Вот и этот закон тоже не будет работать, потому что придёт ночью мужик в магазин, даст продавцу на 10 рублей больше и спокойно купит себе бутылку водки. На всех этих ограничениях будут наживаться совсем другие люди. Да, можно принять закон о том, что нельзя включать лампочку в 10 часов утра, но всё равно, если человек захочет, он включит её. А если он захочет выпить после 10 вечера, то тоже возьмёт и выпьет. Законы надо принимать с мотивировкой, то есть чтобы они имели основания для выполнения. Конечно, не нужно, как при Сталине, за три колоска, взятые с колхозного поля, сажать на 10 лет в тюрьму, но штраф за ночную торговлю спиртным должен быть весьма ощутимым. Иначе всё будет так, как и было. У нас сейчас человек на маршрутке с нарушениями, опасными для жизни, возит людей, а его штрафуют всего на 100 рублей. Вот и продавца на 100 оштрафуют. Пусть у нас от каждой партии отрядят по депутату, они ночью выйдут на станции метро, зайдут в ближайший магазин и посмотрят. Там стоит только одна продавщица: человек зашёл, купил водку и пошёл дальше. Ну и кто это запретит? Милиционера к каждому магазину приставлять? Вот приняли закон, что нельзя пить на улице. Но ведь нужно два свидетеля, протокол составлять, а уж потом штрафуют на копейки. То есть закон не работает. Да и свидетелю можно налить… Депутаты должны подумать, как заворачивать гайки. А то они заворачивают, заворачивают, а ведь резьбы-то на гайке нет…