Версия // Бизнес // Как онлайн-площадки дали старт росту цифровой экономики

Как онлайн-площадки дали старт росту цифровой экономики

4900

Слепая зона

В разделе

Давно известно, что информационная асимметрия между покупателями и продавцами ухудшает работу рынка. Но благодаря цифровым технологиям и большим пулам данных, которые они генерируют, эти информационные пробелы закрываются, а симметрия снижается.

До недавнего времени формирование рынка ограничивалось физическими и географическими границами. Предпосылкой для формирования рынка является необходимость контакта между покупателем и продавцом, и этот процесс традиционно происходил в физических пространствах, таких как базары, биржи, магазины или дилерские центры (хотя и с посредниками, использующими телефоны и факсы для облегчения транзакции). Ситуация начала меняться с появлением eBay, исходной моделью для многих онлайн-торговых площадок. Внезапно географические границы перестали быть непреодолимым барьером между широко разбросанными покупателями и продавцами.

Возможно, освобождение рынков от географических ограничений оказало наибольшее влияние на доступ к товарам для населения. Во многих местах по всему миру и для потенциальных потребителей во всем мире онлайн-каналы могут являться единственным практическим вариантом для доступа к широкому спектру товаров и услуг, включая первичную медико-санитарную помощь и образование. Это касается как спроса, так и предложения. А поскольку потребители имеют расширенный доступ к товарам и услугам, продавцы и производители могут значительно расширить свои возможности для удовлетворения возросшего спроса. В Китае, например, цифровое расширение потенциального рынка для малых и средних предприятий стало основным стимулом для развития Alibaba, демонстрируя, как цифровые технологии вместе с быстрым ростом мобильного интернета во всем мире могут способствовать инклюзивной модели роста.

Однако по мере развития онлайн-рынков вскоре стало ясно, что для эффективного функционирования этих рынков необходимо решить дополнительные вопросы, связанные с информацией. Например, из-за того что покупателям трудно обнаружить различия в качестве среди продавцов и среди товаров и услуг, предлагаемых в интернете, требовалось больше информации, чтобы оценить надежность или ненадежность участников рынка. Проблема, по сути, одинакова как для покупателей, так и для продавцов: первые беспокоятся о получении того, за что они платят, а вторые - о том, что им заплатят.

Именно такая двусторонняя информационная асимметрия в первую очередь препятствует формированию рынка или ограничивает рыночный обмен. Таким образом изначально был создан ряд платформ цифровых платежей для решения фундаментальной проблемы «доверия» онлайн-рынков. Следуя модели систем условного депонирования, которые используются при операциях с недвижимостью, платформы электронной коммерции создали посредников, которым, как они надеялись, будут доверять сбор и удержание платежей от покупателей до тех пор, пока последние не подтвердят доставку товаров или услуг.

В случае Alipay в Китае и Mercado Pago в Латинской Америке эти системы изначально были разработаны для ускорения внедрения платформ электронной коммерции, но со временем превратились в системы мобильных платежей, используемые в автономном режиме во всей экономике. Этот процесс очень продвинут в Китае, в то время как наличные деньги продолжают оставаться главным средством платежа в Латинской Америке. Эти системы не только дают растущий массив чрезвычайно ценных данных, но также позволяют рыночным платформам становиться все более мощными с каждой транзакцией по мере накопления данных.

По теме

Рейтинги продавцов (а иногда и покупателей) и продуктов стали обычным явлением на онлайн-рынках, и исследования показывают, что они очень влияют на принятие решений покупателем. Но для того, чтобы эта функция служила своему назначению, платформам необходимо было разработать дополнительные системы и меры безопасности для предотвращения манипулирования рейтингами и повторного появления заблокированных пользователей под новым именем. Таким образом рейтинги не только закрывают информационные пробелы, но и стимулируют участников рынка вести себя лучше.

По мере того как на онлайн-рынках появлялось все больше и больше «вещей», пользователи начинали испытывать трудности с поиском того, что они искали, потому что они не могли просматривать варианты так же, как это происходит при покупках в обычном магазине. Для решения этой проблемы онлайн-платформы разработали алгоритмы поиска и системы рекомендаций, основанные не только на истории просмотров и покупок отдельных пользователей, но и на поведенческих данных всех других пользователей. Эти алгоритмы были дополнительно улучшены за счет достижений в области искусственного интеллекта и увеличения объема и качества данных. Системы поиска и рекомендаций являются частичным решением «проблемы соответствия» и, следовательно, ключевым источником эффективности онлайн-рынка. Они повышают ценность как для покупателей, так и для продавцов, и существенно увеличивают объем транзакций, особенно для малоизвестных продавцов и брендов.

Более того, поскольку информация в интернете широко доступна и не требует больших затрат, она снизила асимметрию информации за пределами электронной коммерции. Например, рынки автомобилей, здравоохранения и страхования также претерпели изменения, даже в офлайновом мире, в результате чего потребители стали лучше информированы и имели больше возможностей по сравнению с продавцами.

Последняя информационная проблема связана с доступом, в частности, с предоставлением потребителям доступных онлайн-идентификаторов и записей отслеживания, свидетельствующих об их привлекательности в качестве контрагентов в различных рыночных условиях.

Кредиты - хороший пример. В офлайновом мире люди и компании имеют послужной список и финансовую историю, которые гипотетически могут быть использованы для поддержки кредитных или страховых рынков. Проблема в том, что эти автономные записи, как правило, разрознены и недоступны, тогда как в цифровой экономике - особенно после широкого распространения мобильных платежей и электронной коммерции - они становятся гораздо более полезными. Как и знания, данные неконкурентоспособны: их использование не снижает их ценности для дальнейшего использования или использования несколькими сторонами.

Алгоритмы искусственного интеллекта могут быть развернуты для оценки и определения стоимости кредита для людей и предприятий без залога и при небольшом предварительном контакте с традиционной нецифровой экономикой и финансовыми секторами. Как и в системах оценки на основе платформ, информационные пробелы сокращаются, стимулы улучшаются, а доступ к рынкам расширяется для домашних хозяйств и малых предприятий.

Короче говоря, цифровые рынки, управляемые данными, эволюционировали от борьбы с информационными пробелами к более высокой информационной плотности, чем их офлайновые аналоги, оставляя меньше асимметрии. Доступность цифровых данных позволяет использовать новые механизмы проверки и сигнальное поведение, которые часто отсутствуют в офлайновом мире.

Конечно, высокодоступные хранилища данных сопряжены с собственными реальными и широко обсуждаемыми рисками, и с ними необходимо бороться, чтобы достичь потенциальных преимуществ эффективности и инклюзивности.

В конце концов следует доверять и учреждениям (включая правительства), которые собирают данные и действуют как цифровые привратники. Как минимум они должны подпадать под действие нормативных актов, обеспечивающих четкое определение прав отдельных лиц в отношении прозрачности, использования данных, конфиденциальности и безопасности. Здесь, пожалуй, мы добиваемся прогресса, но нам еще предстоит пройти долгий путь.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.10.2020 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх